parallax background
Сорта чая. Улунский чай. Фуцзянь, Уишань
Сорта чая. Улунский чай. Фуцзянь, Уишань
23.08.2020
Чаепитие «Без себя» или «У Во»
Чаепитие «Без себя» или «У Во»
24.08.2020
Сорта чая. Улунский чай. Фуцзянь, Уишань
Сорта чая. Улунский чай. Фуцзянь, Уишань
23.08.2020
Чаепитие «Без себя» или «У Во»
Чаепитие «Без себя» или «У Во»
24.08.2020
На северо-востоке Китая, в прибрежной провинции Фуцзянь, расположились горы Уишань. В отличие от других гор, которых в Китае достаточно много, Уишань, помимо внешней красоты пейзажа, знамениты своей культурной традицией, и как частью ее — утесным чаем Да Хун Пао. Организация ЮНЕСКО в 1999 году внесла Уишань в Список Всемирного наследия одновременно по культурным и природным критериям.
Климат здесь тропический, влажный — в июне часто идет дождь, а в январе иногда на пару дней выпадает снег. Сам исторический район Уишань занимает площадь около 60 кв. км, где располагаются 36 утесов, более десятка монастырей, а также здесь находятся знаменитые чайные сады, с которых собирают и приготавливают настоящий утесный чай.

Будучи в Уишань, взгляд завораживает необычная форма местных пиков — Королевского, Нефритовой девы, Небесных Путешествий, Головы Лошади. Скалистые утесы самых разнообразных форм, некоторые из которых удивительно похожи на слонов, а между ними ущелья с чайными делянками, встречаются водопады, ручьи. Вокруг множество монастырей — буддийских и даосских, как действующих, так и заброшенных. В центре Уи протекает река Девяти изгибов лазурного цвета. Из деревни Син по ней можно совершить полуторачасовое путешествие на плотах, проплывая девять поворотов и наблюдая пик Нефритовой Девы и Королевский пик. Плоты останавливаются недалеко от Дворца Уи, бывшей резиденции местных князей, в которой сейчас располагается сад бонсаев и неплохая чайная.

Знаменитый чай Дахунпао

В древнем Китае распространение чая в основном происходило через монастыри: монахи использовали чай в своих ежедневных практиках, а также занимались селекцией новых сортов и изобретением различных способов обработки. Подобный процесс происходил в средневековой Франции, где культура виноделия также получила распространение в стенах монастырей. Чай в разных областях Китая получался различным, так в горах Уи появился сорт Да Хун Пао, которому суждено было стать наиболее знаменитым из китайских чаев.

История его названия относится к началу династии Мин, XIV век н. э. Ученый Дин Сянь направлялся для сдачи императорских экзаменов. По пути с ним случился тепловой удар, и он тяжело заболел. Монах из монастыря Тянь Син использовал чай чтобы его вылечить. Ученый смог продолжить свой путь, и, после, успешно сдать экзамены в столице. Заняв первое место, Дин Сянь получил ученое звание Чжуан Юаня и высокую должность в своей провинции. Вернувшись в монастырь Тянь Син, Дин Сянь хотел отблагодарить спасшего его монаха и подарить ему парадное красное одеяние, но монах отказался от подарков. Тогда Дин Сянь в благодарность надел красное одеяние на куст чая, листья которого вылечили его от тяжелой болезни. С тех пор этот сорт чая стали называть Да Хун Пао — Большой Красный Халат.

Вскоре, сорт Да Хун Пао стал известен в Поднебесной, получил название «предок десяти тысяч чаев» и стал поставляться к императорскому двору. В 1685 году монах монастыря «Тянь Синь» Ши Чао Цюань написал «Песню Уишаньского чая», где впервые был описан процесс производства утесного чая.

Утесный чай (ян ча) — это вид полуферментированного чая (улун), собранный и произведенный в горах Уишань. Технологически, способ приготовления чая улун является самым сложным в мире чаев. Процесс приготовления включает множество действий. Чтобы получился качественный чай, нужно соблюсти большое количество условий, начиная с момента сбора листа и до завершающей стадии томления чая над углями. Приготовленный и высушенный чай наполняется в корзины и помещается над тлеющими древесными углями на 12-20 часов, после чего он приобретает оттенки вкуса, характерные именно для утесного чая.

В 1855 году настоятель монастыря «Тянь Син» подарил тайваньскому студенту Линь Фэн Чи тридцать шесть саженцев чая для того, чтобы посадить чай на Тайване. На острове чай прижился и получил название «Улун с Морозного Пика». Способ производства чая на Тайвани отличается от способа, принятого в Уишань, поэтому, тайваньские и утесные улуны являются совершенно разными по вкусу и аромату.

В двадцатом веке чай Да Хун Пао получил международную известность. В 1971 году, во время посещения Китая, американскому президенту Ричарду Никсону было подарено 150 граммов чая Да Хун Пао. Президент Никсон удивился такому «скромному» подарку, но в неофициальном разговоре Чжоу Эньлай пояснил, что подарил «половину Поднебесной». Дело в том, что чайных кустов того самого сорта, которым был излечен Дин Сянь, осталось совсем немного и чай с них ценится в Китае чрезвычайно высоко. На данный момент, чай с материнских кустов Да Хун Пао является самым дорогим чаем в мире.

Все дело в том, что чай Да Хун Пао является результатом уникального сочетания типа чайного куста и места произрастания, — ущелья «Гнездо Девяти Драконов». Он получается особенным именно здесь, а отростки от этих кустов, посаженные в другом месте, даже неподалеку, обладают уже другими свойствами. Эта особенность характерна для четырех знаменитых чаев Уишань — Бай Цзи Гуань, Те Лохань, Шуй Цзинь Гуй и Да Хун Пао. Эти сорта чая очень локальны, вплоть до нескольких кустов на определенном склоне.

В монастыре Тянь Син монахи рассадили отростки этого чая по утесу Небесного Сердца, а чай с этих плантаций носит различные названия, в зависимости от склона, с которого был собран. В общем, будет правильно сказать, что весь чай собранный и произведенный в монастыре Тянь Син, является чаем Да Хун Пао. Сейчас достаточно часто это название относят ко всем утесным чаям, но это не совсем верно — наиболее распространенными сортами утесного чая являются Шуй Сянь и Жоу Гуй.

Чаньский монастырь Тянь Син Юн Лэ

В начале VI века н. э. в Поднебесную прибыл необычный человек. По внешнему виду он был как будто суров и отличался раскидистой черной бородой. Более ранние источники сообщают, что прибыл он из Центральной Азии, более поздние указывают на южную Индию. Звали этого человека Бодхидхарма (кит. Дамо, яп. Дарума), и это был будущий основатель традиции чань (дзен) буддизма.

Стал знаменитым эпизод встречи Бодхидхармы с императором династии Лян У-ди (прав. 502–549) в столице государства Лян городе Цзилине (современный Нанкин). Император слыл большим поклонником буддизма, покровительствовал монастырям, выделял немалые деньги на сооружение пагод, способствовал переписыванию и распространению сутр, раздавал подаяния монахам. Естественно, что за все свои заслуги У-ди ожидал доброго воздаяния в будущей жизни. Поэтому, когда перед троном императора предстал Бодхидхарма, У-ди спросил миссионера прежде всего о том, что его так волновало: «Велики ли мои заслуги и добродетели в совершении этих дел?» «Нет в них ни заслуг, ни добродетелей», — ответил монах. Удивленный правитель спросил: «Почему же нет ни заслуг, ни добродетелей?» «Все это — не более чем дела, совершаемые посредством деяния, — объяснил Дамо, — и в них в действительности не содержится ни заслуг, ни добродетелей».

Император остался недоволен этим диалогом, и Бодхидхарма отправился на север, в царство Вей, поселившись на горе Сун Шань, недалеко от монастыря Шаолинь. Там он провел несколько лет в медитациях, сидя в пещере и созерцая стену. Считается также, что в это время он общался с даосами и многое перенял из учения о Дао. Достигнув просветления, Бодхидхарма поселился на некоторое время в монастыре Шаолинь, обучив монахов двум комплексам упражнений: «Движение рук восемнадцати архатов» и «Перемены в сухожилиях». Позднее эти комплексы легли в основу знаменитого шаолиньского стиля цигун.

Чаньская традиция достаточно коротко определяет изначальную суть учения Бодхидхармы, сформулированную им в четырех базовых постулатах: непосредственно указывать на сердце человека, взирая на собственную природу, становится Буддой, не опираться на письмена, не передавать учение вовне. Учение получило широкое распространение в Китае, также было воспринято в Японии, Корее и Вьетнаме. В Японии и на Западе чаньская традиция стала известна под японским произношением иероглифа «чань» — дзен.

Вернемся в Уишань. В начале девятого века, монах И Сэн построил у подножья утёса Тянь Син бамбуковую хижину, начал выращивать чай и стал использовать его во время ритуалов Чань буддизма. Со временем у него появились последователи, и через сто лет здесь уже образовался полноценный монастырь. Во время династии Сун (X-XIII века) в Уишань обитало достаточно много даосов, неподалеку от Тянь Син располагалось несколько даосских храмов, а в трех километрах к югу философ Чжу Си преподавал в философской академии, создавая основу учения неоконфуцианства. Именно в Уишань взаимодействие трех великих учений Поднебесной было наиболее плотным — последователи Дао, Чань и Конфуция жили рядом, благодаря чему шел постоянный культурный взаимообмен.

К XIV веку монастырь получил свое современное название «Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы» — чаньский монастырь «Воля Неба Вечная Радость». В настоящее время в монастыре обитает несколько десятков монахов и послушников, а сам монастырь является важнейшим культурным центром в Уишань. Ежегодно здесь принимают гостей из разных стран света, проводят фестивали буддийской и чайной культуры. В 2000-х годах Тянь Син посетила королева Нидерландов Беатрикс, бывший генеральный секретарь Цзян Цзэминь, а также множество людей, известных в сферах политики и искусства.

Посещая Тянь Син, можно заметить, что внутри он состоит из трех центров: старый храм на вершине холма, новый большой храм и «Центр изучения культуры чая и Чань буддизма в Уишань».

Старый храм состоит из деревянных построек на каменных основаниях. Внутри находятся образы Будды и бодхисатвы Гуаньинь. Неподалеку располагаются кельи монахов, деревянный домик для чаепитий и чайный завод, где летом производят утесный чай с принадлежащих монастырю плантаций. В атмосфере старого храма чувствуется ясное успокоение: вокруг расставлены бонсаи, пара монахов неспешно разговаривает о чем-то, в домике кипятится чайник.
Новый большой храм находиться чуть пониже старого, — белые здания с красно-терракотовыми крышами, два храма, барабанная и колокольная башни, резиденция настоятеля, трапезная. В большом храмовом зале стоят внушительные статуи трех Будд, здесь проходят совместные службы утром и вечером. Гости монастыря всегда могут присоединиться к трапезе монахов, естественно, пища вся вегетарианская.

«Центр изучения культуры чая и Чань буддизма» представляет собой трехэтажное здание, слева от большого храма. На первом этаже располагается гостиная, где постоянно заваривают утесные чаи, в основном из самого монастыря. Такое место, где тебя всегда будут рады угостить вкусным чаем и побеседовать о Пути.

Второй этаж занимают пространства предназначенные для внимательных чаепитий. Различные, со вкусом отделанные, комнаты, в которых есть все, что нужно для чая: чайники, чайницы, посуда, свежая вода и прекрасный вид на поросшие соснами горы. Это место не является стандартной чайной, скорее, здесь собираются гости монастыря, проводя время за чайными беседами.

На третьем этаже располагаются двенадцать номеров, в которых можно остановиться. Все номера разные, со своими именами, из окон каждого из них открывается роскошный горный вид.

В Тянь Сине встречаются самые разнообразные люди: монахи, уходящие от суеты мира, послушники, ищущие свой путь, пилигримы. Есть и вполне социальные монахи, которых регулярно навещают местные чиновники. В чайном домике люди увлеченные чайной культурой встречаются с теми, кто непосредственно делает чай. Но при том, что монастырь постоянно посещают гости, в том числе иностранные, здесь все же сохраняется спокойно-созерцательная атмосфера горной обители.

Простая жизнь Тянь Сина

Без десяти минут четыре. Во время самого начала нового дня, утренней свежести, прихрамывающий монах Сю выходит из своей комнаты и идет к барабанной башне. Расположившись у барабана он начинает утреннюю мелодию — зов на утреннюю службу. Во дворе монастыря по одному начинают появляться монахи в желтой и серой одежде, на ходу надевая коричневые накидки, которые носят во время служб. В половину пятого начинается служба — чтение сутр, произнесение молитв и троекратный обход вокруг зала. Сутры читаются нараспев, также используются буддистские музыкальные инструменты.

Служба заканчивается в шесть, на улице уже светло, а в трапезной готов завтрак. Перед принятием пищи — совместная молитва. Сам завтрак простой, обычно это различные овощи, орехи, тофу, паровые пельмени с постной начинкой, и, конечно, рис. После завтрака каждый моет за собой посуду. Время до обеда монахи проводят в послушаниях, которые у всех разные и зависят от времени года. Кто-то помогает на огороде, кто-то на строительстве новой пагоды, знакомый доктор отвечает на вопросы больных вживую и по интернету. Большинство монахов составляют достаточно пожилые люди, в работах по монастырю им помогают послушники и добровольцы, специально приехавшие помочь.

Хотя учение Чань уделяет большое внимание практике медитации, в Тянь Сине нет специального зала для медитаций, как в японских монастырях. Но само место расположения монастыря такое, что повсеместно располагает к не вовлеченному созерцанию.

К обеду обычно приходят гости и присоединяются к трапезе. Гости разные: кто-то приходит за советом, кому-то интересен чай, ну а кто-то просто решил посетить известный монастырь — здесь рады всем.

Жизнь местных монахов внешне протекает достаточно монотонно, а что происходит внутри загадочных китайских душ почувствовать совсем не просто. Совсем по-другому время проходит в чайном центре: здесь тоже никуда не торопятся, но постоянно приходят гости, обсуждаются различные культурные феномены, учащиеся здесь девушки и юноши красиво заваривают чай. Два совершенно разных пространства, уживающихся на одном утесе.

Вечерняя служба начинается в шесть, а по форме похожа на утреннюю, снова читают сутры. После службы монахи собираются в кельях, спокойно выпить чаю и обсудить уходящий день, ну а кто-то продолжает молиться.

Чань и чай одного вкуса

Эта фраза вошла в обиход монахов в XII в и распространилась по многим монастырям Китая. Чай и чань. В Японии связь чая и дзен проявляется наиболее явно: сама атмосфера чайного домика, очага для кипячения воды, посуды и свитков, ритуальность действия — все сочетается для приближения к состоянию незамутненного сознания. Мастера чайной церемонии обязательно имеют посвящение в буддизме и опыт длительный медитаций.

Можно сказать, что китайский чай, как и Чань, является более гибким, переменчивым, открытым к разнообразным формам проявления. Множество людей любят пить чай и могут поведать свои впечатления о вкусе чая, но что есть вкус Чань?

Единый вкус чая и Чань подобен ощущению, приходящему после хорошего занятия цигун или медитацией. Подобен вечеру, проведенному на открытой веранде, в компании старого друга. Это вкус, вмещающий в себя все утра прихрамывающего монаха из Тянь Сина, идущего в темноте к барабанной башне.

Единый вкус чая и Чань подобен ощущению, приходящему после хорошего занятия цигун или медитацией. Подобен вечеру, проведенному на открытой веранде, в компании старого друга. Это вкус, вмещающий в себя все утра прихрамывающего монаха из Тянь Сина, идущего в темноте к барабанной башне.

Источник : http://www.wuyirocks.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *