Лю Юй не был первым ценителем чая в Китае. Чайное дерево было известно на тот момент уже более, чем три тысячи лет. Сначала это была еда и лекарство, затем тонизирующее средство, и только потом – напиток. Постепенно чай распространился из внутренних территорий Китая вниз по течению реки Янцзы до Желтого моря. Подобно крестьянам, буддийские и даосские монахи в монастырях стали выращивать чай, почти как римские католические миссионеры сажали виноград по всей Европе, куда бы они ни заходили. В азиатской культуре чай можно считать общим для буддизма и даосизма: безмолвная передача умиротворения, Зеркало Души.
Сирота, воспитанный в дзенском монастыре, где он, по всей видимости, ухаживал за чайным садом, Лю Юй более тысячи лет назад понял, что чай, как и вино – это один из тех сельскохозяйственных продуктов, которые становятся произведением искусства. Чай в его лучшем проявлении – это как раз то, о чем писал Лю Юй в своей Книге Чая: где он растет и изготовляется, как его распознавать и выбирать, а самое сложное – как его лучше всего приготовить. Лю Юй относился к этим «деревенским» тонкостям с поэтической тонкостью, что и принесло ему знаменитость. Его изображения вскоре появились в каждом чайном магазине в виде статуэток святого-покровителя, и если дела шли плохо, то фигурку начинали обиженно поливать кипятком. Дела, однако же, шли преимущественно хорошо, так как китайцы открыли для себя чай не как суп, или салат, или тоник, но как «чистый напиток».