parallax background
Лао Па Ка Ча — самобытный чай
Лао Па Ка Ча — самобытный чай народности хани
29.03.2019
История железной богини
История железной богини
29.03.2019
Лао Па Ка Ча — самобытный чай
Лао Па Ка Ча — самобытный чай народности хани
29.03.2019
История железной богини
История железной богини
29.03.2019
Чай, завезенный в Европу в XVI веке из Китая, наряду с пряностями, шелком и фарфором, поначалу особо не выделялся из разнообразия экзотических восточных товаров. Никто не мог тогда предположить, что он не только завоюет европейский рынок, но и станет одним из самых распространенных напитков в мире.

Чай ввозился в Европу преимущественно морским путем. Часть товара портилась по дороге, так как европейцы не умели его правильно хранить и паковать. Качество чая, привезенного сушей по Шелковому пути через Монголию, было значительно лучше благодаря особой герметичности тары, позволявшей ему долго храниться без потери вкуса и аромата. Именно такой товар доставлялся и в Россию.

(В 1638г. Русскому царю Михаилу Федоровичу (1613-1645) послы монгольского хана Кучкуна вместе с другими дарами преподнесли несколько ящиков чая, но царь так и не решился попробовать незнакомое питье. В 1665г. Чай привезли Алексею Михайловичу (1645-1676), который начал пить его после обеда как лекарство для желудка.)

Несмотря на то что, первые образцы чая привозят в Европу в 1516 году португальцы, а в 1610 году –голландцы, европейская история чая началась в Англии. Широкому распространению ароматного напитка способствовали два события. В 1662 году английский король Карл II (1660-1685) женился на португальской принцессе Катерине Браганца, большой любительнице чая, пристрастившей к нему супруга и весь двор. Нидерландская

( Нидерландская Ост-Индская торговая компания (1602-1798) имела монопольное право на торговлю, мореплавание, размещение факторий в бассейне Индийского и Тихого океанов. Английская Ост-Индская компания (1600-1858) была основана английскими купцами для торговли с Ост-Индией (Индия и страны Южной и Юго-Восточной Азии), постепенно превратившись в государственную структуру по управлению английскими владениями. )

Ост-Индская компания присылает в подарок английскому двору два фунта чая (около 800 граммов). Именно при английском дворе формируются основные правила и ритуалы чаепития, задающие тон остальной Европе. О степени важности чая в истории Великобритании говорит свод основных правил чайного этикета «Tea Moralities», написанный, по легенде, самой королевой Викторией (1837-1901). Благодаря англичанам чай теряет свой экзотический статус и становится столь же почитаемым напитком, как и на своей исторической родине в Китае.

Тем не менее вплоть до начала XIX века вопрос о пользе чая оставался спорным: медики, богословы и философы высказывали противоположные мнения. В книгах, памфлетах и на страницах газет одни называли чай панацеей ( в начале своего европейского бытования он продавался в аптеках), другие считали, что чай подрывает здоровье и вызывает психические расстройства.

С XVIII века Европа условно разделилась на «чайные» и «кофейные» территории. Кофе появился в Европе примерно за сто лет до чая и оставался любимым напитком жителей Франции, Германии, Австрии, Испании, Португалии и Италии. Чай же завоевал Англию, Нидерланды и Россию. Естественно, оба напитка существовали независимо друг от друга, определяя скорее вкусовые и культурные привычки, а не запрет на употребление того или иного напитка. Немалую роль здесь сыграли политика и торговля: Кофе выращивался во французских и немецких колониях, его привозили из контролируемой Испанией и Португалией Америки, а с Китаем торговали в основном Англия и Голландия.)

(На большей части европейских языков слово «чай» звучит одинаково и происходит или от кантонского названия чая «тча», или от амойского (область в Китае) «тей» (в Китае чай имеет множество названий, зависящих от места его произрастания). Случилось это потому, что сначала голландцы стали закупать чай в Кантоне, а потом – англичане в Амое.)

Кроме того, чай угодил экономным англичанам: несмотря на то, что он стоил дороже кофе, заварку можно было использовать неоднократно. Дороговизна спровоцировала развитие чайных подделок: в него добавляли красители, различные примеси, другие растения, а для увеличения веса – ржавые металлические опилки. За фальсификацию чая даже было введено тюремное заключение. До тех пор, пока в 1784 году в Англии почти в десять раз не снизились таможенные пошлины и, следовательно, не упала цена на чай, малообеспеченные люди покупали спитую заварку, а в русских трактирах для более насыщенной окраски в чай добавляли соду.

В конце XVII – начале XVIII века чай был доступен только представителям дворянского сословия

(Даже в Китае (а также в Японии и Корее) на первых порах его употребляли только в высших слоях общества как культовый религиозно – церемониальный напиток.)

Распространению чая способствовали кофейные дома, в которых его стали подавать с 1650–х годов. Кофейные дома были аналогами мужских клубов, где можно было заключить торговую сделку, почитать газеты и обсудить свежие новости. Женщины туда не допускались, поэтому модный напиток дамы стали готовить дома. В 1717 году в Лондоне открыли первый чайный магазин «The Golden Lion», который уже могли посещать женщины. Позже появляются «чайные сады», куда за небольшую плату могли попасть желающие, чтобы послушать музыку и выпить чаю.

История возникновения в Англии отдельного перерыва на чай – знаменитого «five o clock» – связана с именем Анны VII, герцогини Бедфордской, которая в 1840 году вводит моду на вечерний чай. С трудом дожидаясь ужина, она просила подавать себе чай с сэндвичами, бисквитами и джемом между ланчем (около часа дня) и поздним ужином (около девяти вечера). А в 1851 году в Англии принимается «закон о файф–о–клок», согласно которому все служащие, рабочие и моряки ровно в 17.00 обязательно должны были иметь 15–минутный перерыв на чай. Кроме того, этот закон ограничивал продажу алкогольных напитков.

В XIX веке европейцы научились разбираться в сортах и ценить качество чая. Напиток стал настолько важной частью повседневной жизни Европы, что специально для его перевозки (а также и для других скоропортящихся продуктов) стали строить парусные корабли – клиперы. В период китайской чайной блокады,

(Китай закрывает свои порты для иностранцев из–за ввоза огромных партий опиума, который обменивали на серебро, а затем на чай. Англо–китайская (1840–1842), так называемая первая опиумная война была вызвана уничтожением крупной партии опиума китайским правительством. Англо–франко–китайская вторая опиумная война длилась с 1856 по 1860 г.)

Вызванной опиумными войнами, на подобных быстроходных судах чай доставляли контрабандой. Высокая скорость их передвижения помогала не только быстро доставить груз, но и уйти от преследования военных китайских кораблей и морских пиратов.

К рубежу XIX – XX веков чай – неотъемлемая часть европейского стола. Он перестал быть не только элитарным или редким экзотическим товаром, но и стал доступным и привычным для самых широких слоев населения. Поставки чая уже не зависели только от Китая, так как его научились выращивать в Индии, Индонезии, Цейлоне, Африке, Грузии, Азербайджане.

Новый напиток – новые требования

Одним из революционных завоеваний напитков – чая, кофе и шоколада – стало то, что с их приходом европейцы приучились именно к горячему питью. Острые споры по этому поводу отражены в опубликованных в 1706 году «Полезных советах против вредных горячих напитков» французского доктора Монпелье, который утверждал, что употребление горячих напитков может повлечь за собой болезни и даже смерть. До этого в основном пили вино, пиво и крепкие спиртные напитки, гораздо реже – молоко и воду. Иногда в качестве лекарственного средства использовали подогретое вино со специями. Отсюда основной ассортимент посуды для питья: бокалы, кубки, чаши, пивные кружки и кувшины. С появлением чая потребовалась специальная посуда для его хранения, приготовления и употребления.

(Метод заваривания чая в пакетиках изобрел американский коммерсант Томас Салливан в 1908 году. Его клиенты опускали в кипяток чай, упакованный в шелковые мешочки, которые Салливан рассылал в качестве образца своей продукции.)

Произошел своеобразный парадокс: сначала в Европу привезли чай, а уже позже познакомились с традиционной китайской чайной культурой. Европейцы долгое время не знали о том, как рос чай (например, считалось, что черный и зеленый чай – это разные растения), как его собирали и как заваривали. Им пришлось изобретать посуду и способы заваривания, определяя тем самым собственные традиции чаепития и круг предметов, для него предназначенных.

По мнению китайцев, сахар и другие добавки искажают истинный вкус и аромат чая, поэтому классические правила китайских и японских чаепитий запрещают смешивать чай с чем бы то ни было. В середине XVIII века европейцы решили подслащивать чай по аналогии с кофе и какао.

Добавление в чай молока или сливок – изобретение европейцев. (Правда, можно вспомнить монгольские и туркменские чаи с молоком, маслом, солью и мукой.) Чай с молоком называют еще чаем «по-английски». Английский чай состоит на 1/3 из молока. Существует строгое правило: Сначала наливать молоко, а потом чай – и никак иначе. Возможно, подобная традиция возникла из-за дороговизны первых изделий из фарфора: их так боялись повредить кипятком, что сначала в хрупкую чашечку наливали подогретое (не кипяченое!) молоко. К тому же считается, что если молоко доливать в чай, то можно испортить цвет и вкус напитка. Таким образом, одно и то же растение послужило источником разных культурных традиций Европы и Дальнего Востока.

Источник : http://theteahouse.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *