Так, можно с уверенностью сказать, что древние китайцы были знакомы с чаем и знали о его целебных свойствах, более того приписывая историю его открытия мифологическому созданию Шэньнуну, они определяют чай как жизненно важный элемент материальной и духовной культуры. Еще одним документальным подтверждением знания о чае является первый словарь китайского языка Эръя, в котором уже в 704 г. до н.э. чай описан как один из целебных напитков. В буддистской цивилизации также есть легенда о происхождении чая. Примерно 543 г. до н.э с Запада в Китай пришел рыжебородый варвар (он же Бодхидхарма), сел напротив стены и замедитировал. В какой-то момент он задремал, а проснувшись, рассердился на себя, вырвал свои ресницы и бросил их на землю. Вот из этих ресниц и вырос чайный куст. А буддийским монахам рекомендовалось пить чай во время медитаций и церемоний, чтобы не спать. Это что касается мифологичности происхождения чая. Теперь подробнее рассмотрим ддругие аспекты формирования чайной культуры. В Китае вплоть до периода Чунь Цю ( «Весна и осень») чай использовался в основном для алтарных жертвоприношений, в частности для ритуала поклонения предкам, проводимого императором. По некоторым данным происходило это так: «В определенный лунный день 12 девственниц переставали стричь ногти. Через некоторое время они выходили собирать чай. Каждая девушка срывала по 30 почек одинакового размера, не касаясь их подушечками пальцев. После этого собранные почки промывали 12 раз, перемешивая руками, и запаивали в серебряный сосуд. Перед ритуалом Император производил над ним некие магические действа». Подтвердить или опровергнуть достоверность описания этого ритуала сейчас не представляется возможным, очевидно одно – первоначальная функция чая – ритуал. Так, мы понимаем, что уже в древности осознавалась церемониальность употребления чая, его особые свойства предопределяли и особое отношение не просто как целебному растению, а как к предмету ритуального культа. Скорее всего зародившееся в то время отношение и привело в итоге к осознанию необходимости изобретения церемонии для употребления чая. Мифологоческое происхождение и ритуальная значимость чайного листа привели к тому, что чай начали использовать в пищу. И, очевидно, это и послужило поводом для активного изучения полезных свойств чая, который очень скоро приобрел репутацию «лекарства от ста болезней» и вошел во все медицинские справочники Древнего Китая. В период Троецарствия (220-280 г.г.) чай уже как целебный напиток начал входить в жизнь китайцев. Сначала он появился при дворе императора, который одаривал им своих сановников в знак высочайшей милости. Вскоре, в силу того, что природные условия благотворно влияли на распространение чайной культуры в Поднебесной, чай стал в Китае национальным напитком и, естественно, товаром. Появляются первые чайные лавки, возникает культура коллективного чаепития. Чайный кустарник стали выращивать вдоль рек в южных провинциях Юннань, Сычуань и Гуйчжоу. К началу правления династии Тан (618-907 г.г.) чайные плантации покрыли почти всю долину реки Янцзы и провинции, расположенные к югу от нее. Этот период считается расцветом культа/культуры чая. Его пили все: и простые крестьяне, и знатные вельможи. В буддийских храмах часто устраивали большие чайные церемонии, на которых беседовали о канонах буддизма и о чайной этике, слагали стихи. Чай прочно вошел в духовную область китайской цивилизации, став одной из основ, зацементировавшей пестрые национальные культуры воедино, и материальную жизнь, превратившись на ряду с шелком в один из основных экспортных товаров Срединного государства. Примерно в это же время (4-8 в.) чай активно распространяется в околокитайском пространстве — он попадает в Монголию и Тибет как отличное средство для поддержания жизненного тонуса, вместе с буддизмом проникает в Японию и Корею, где появляются чайные плантации вокруг буддистиких монастырей. Следующим этапом культурного развития чая стал 8 век. Что из себя представляет чай в это время? Это вполне уже состоявшийся напиток, признанный в Китае и знатью, и простым народом, уже придуманы несколько способов подготовки чайного листа к употреблению – это прессованный чай и порошковый чай. Чай к этому времени уже побывал и лекарством, и орудием ритуала, и предметом культа. Казалось бы, что дальше? Куда двигаться и совершенствоваться? Тем не менее, в 9 веке чай в Китае приобретает новую культурную наполненность и популярность, во многом благодаря знаменитому поэту Лу Юю. Этот великий человек, еще при жизни возведенный в ранг «чайных святых» не просто воспел чай в своих произведениях, он, не зная ничего про маркетинг и черный пиар, сумел популяризировать чай до степени национального напитка. Лу Юй, являясь публичной фигурой, сумел добиться любви и покровительства императора и использовал свое высокое положение в обществе для того, чтобы способствовать распространению чайной культуры в Китае.