parallax background

Чайная чашка — посредник в медитации

Жу Яо
Жу Яо
24.10.2018
Тайпин Хоукуй
Тайпин Хоукуй
25.10.2018
Традиционная японская чайная церемония – это своего рода мастерски поставленное театрализованное действо, где актеры и зрители выступают в одном лице, а каждая деталь оформления продумана самым тщательным образом. Центральное место в предметном мире чайной церемонии занимает ансамбль керамической посуды, в который входят чайные чашки, емкость для порошкового чая (чайница), сосуд для холодной воды, шкатулка для благовоний, иногда ваза для цветов.
История чая и чайной посуды в Японии началась в 13 в., в период Камакура, когда монахи секты дзэн привезли на острова от своих китайских «коллег» — последователей чань-буддизма чайный порошок и чайные чашки. Чашки эти были особые – такими пользовались в монастырях на горах Тяньму, а изготовлялись они китайскими гончарами по очень сложной технологии. В Китае эти изделия называли черным фарфором – из-за цвета глазурованной поверхности, в темной глубине которой вспыхивали и переливались разноцветные точки, пятна и разводы. В Японии китайские чашки получили название тэммоку, или тэнмоку, — от названия гор Тяньму, откуда были привезены.

До середины XVI в. чай пили именно из чашек тэммоку – считалось, что изумрудно-зеленый цвет напитка идеально гармонирует с искрящейся темной глазурью. Сначала чашки ввозили из Китая, но вскоре японские гончары в мастерских Сэто на восточном побережье Хонсю освоили производство этих изделий. Секреты получения изысканной глазури тэммоку сохранились в Японии до наших дней. Их используют в своем творчестве ведущие художники-керамисты.

В XVI в. начался новый этап истории чаепития и чайной посуды, связанный, прежде всего, с важными явлениями и событиями культурной жизни. Развитие практики медитации в дзэн-буддизме, формирование центральных принципов японской эстетики ваби – саби (простота, естественность, безыскусность в сочетании с налетом старины), появление новых тенденций в садово-парковом искусстве – в таком контексте сложились те каноны чайной церемонии, которые мы сегодня считаем традиционными. Огромную роль в создании особой культуры чаепития сыграл Сэн-но Рикю (1522-1591) – поэт, каллиграф, последователь дзэн, мастер чайной церемонии при дворах первых лиц государства, в частности, Тоетоми Хидэеси (1537 — 1598).

Именно Сэн-но Рикю принадлежит новая концепция чайной посуды, которая должна быть предельно простой, комфортной и вместе с тем элегантной. Реализации этих идей способствовало то обстоятельство, что со середины XVI в. в Японию стали переселяться мастера-черепичники и гончары из соседней Кореи. Они принесли с собой некоторые приемы и навыки, повлиявшие на создание новых видов чайной посуды. Так, знакомство Сэн-но Рикю с талантливым корейским мастером-черепичником Т. Тодзиро (1514 – 1591) привело к появлению в 1580 г. керамики стиля раку (в переводе с японского – наслаждение, комфорт). Чашки и другие чайные аксессуары в стиле раку стали сразу чрезвычайно популярны у любителей чая. Конец XVI — начало XVII в. – время рождения стилей хаги и карацу, в которых также было значительным влияние традиций корейского гончарства. Сложилась поговорка: «Лучшие чашки для чая – раку, а после них – хаги и карацу». Каждый из этих стилей обладал своими неповторимыми чертами. Чашки раку – крупные, с толстыми стенками, очень удобные для руки, покрыты черной или красной глазурью, реже – коричневой или белой.

Изготовление чайной посуды стало делом весьма престижным, прибыльным и по-настоящему творческим. Появились разнообразные новые стили, изготовлением чайной посуды увлекались и мастера чайной церемонии, и художники, и представители других искусств. Так, владелец гончарных мастерских в Сэто и мастер чайной церемонии Фурута Орибэ создал собственный стиль орибэ – изделия подчеркнуто угловатых форм, с обязательным использованием зеленоватой глазури, украшенные примитивными «детскими» рисунками. Этот стиль, как и раку, хаги и карацу, сегодня так же любим в Японии, как и несколько веков назад.

С развитием новой концепции чайной церемонии, предполагающей, прежде всего, духовное единение, погружение в созерцание, размышления, отдых от мирских забот все большее внимание стало отводиться чайной чашке. Чашка становится не просто предметом функциональным или радующим глаз своим внешним видом, но и полноправным участником общения во время чайной церемонии, посредником в достижении состояния покоя и внутренней гармонии. Складывается целый комплекс представлений и обычаев, связанных с чайной чашкой. К чашкам – особенно к тем, что изготовлены знаменитыми мастерами либо находящимися в собственности у известных лиц – относятся как к живым людям.

Чашкам дают имена собственные и пишут их «биографии», бережно хранят в специальных ларцах и шелковых мешочках, во время чайной церемонии представляют гостям, перед подачей на стол «купают» в горячей воде. Каждому гостю полагается своя чашка, наиболее соответствующая социальному положению, характеру, возрасту. Существует особая культура созерцания чашки как предмета искусства. Заканчивать чайную церемонию принято комментариями о чайной посуде, о ее художественных достоинствах, особенностях того или иного стиля, мастерах-изготовителях, любопытных фактах из «жизни» чашек. Японская чайная чашка – пример того, как изящно стерта граница между миром людей и миром вещей, отчего жизнь приобретает новые оттенки и грани.

Источник : http://www.jp-club.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.