parallax background

Заварочный чайник из глины

Хунань ХэйЧа
29.09.2018
Заварочный чайник из стекла
29.09.2018
Хунань ХэйЧа
29.09.2018
Заварочный чайник из стекла
29.09.2018
Изящные заварочный чайник из глины — украшение стола любого их обладателя — имеют довольно древнюю историю. Тем не менее, заблуждаются те, кто полагает, что она началась одновременно с историей чая, это не так.
Действительно, метод создания посуды из глины был изобретен в городе Исин, провинция Цзянсу, на юго-востоке Китая, где примерно за 400 лет до нашей эры (то есть, еще в каменном веке) чиновник Фань Ли создал самые первые мастерские, которые работали с керамикой, за что современники прозвали его Тао Чжугун («Князь Красной Глины»). Однако заваривать чай в заварочном чайнике стали лишь в XVI-м веке, во времена династии Мин, а до того времени его просто не было.
Чайник из глины — для истинных ценителей чайной церемонии. Китайцы, непревзойденные знатоки чая, уверены: зеленый чай следует заваривать только в такой посуде: пористая структура глины дает возможность чаю «дышать», способствует сохранению цвета и аромата, а кроме этого долгое время поддерживает температуру.

Если длительное время заваривать чай в глиняном чайнике, то однажды чайный вкус можно будет ощутить, просто налив в него горячую воду. Конечно, разговоры про то, что налив кипятку в пустой, пусть даже старинный, глиняный чайник, можно получить полноценный вкус чая — всего лишь легенда. Однако, в Китае считается, что в чайнике «с историей» чайные листья лучше раскрывают свой вкус, и даже существует традиция: дарить подержанные чайники.

Со времен династии Сун (960 — 1279) исинскую глину цзыша (紫砂) называют «у сэ ту» (五色土), что дословно переводится, как “пятицветная земля”. У древних китайцев была принята пятиричная классификация цвета, поэтому тогда пять цветов были для них отображением всего цветового разнообразия, существующего в природе.
В профессиональной среде цзыша также именуют цинни (青泥) — глиной цвета цин (в китайской картине мира цвета — от темно-синего, зеленого до черного).
Принято выделять 3 основных вида глины цзыша (цинни):
Однако, эта классификация используется мастерами редко. Для обозначения цвета, приобретаемого глиной после обжига, они оперируют слегка другими терминами, среди которых наиболее распространены следующие (на иллюстрациях ниже образцы чайников после обжига — слева): 1) цзыни — от темно-коричневого до почти черного, 2) циншуйни — от светло-коричневого до красновато-бурого, 3) дуаньни — от желтоватого до серого, 4) чжуни — оттенки красного.
Циншуйни (дословно — “глина чистой воды”) получается из породы без каких-либо добавок с тщательной промывкой её водой тонкой фильтрации. Дуаньни (дословно — “замешанная глина”) – является смесью чжуни с бэншань люйни. В зависимости от пропорций варьируется и цвет готового изделия.
Настоящие исинские чайники из цзыша изготавливаются исключительно вручную. Их цена начинается от нескольких сотен юаней, хотя, торгуясь, оптом, можно купить дешевле, до… (несколько лет назад один антикварный чайник был продан за сумму, превышающую 12 миллионов юаней). В сегменте дешевых “чайников из исинской глины” часто встречаются — изготовленные по современной технологии литья, называемой чжуцзян (注浆). Её суть заключается в следующем: жидкая глиняная масса заливается в специальные разборные формы, где очень быстро затвердевает.

Чайники, произведенные таким способом, отличаются “пластмассовой” текстурой и в рознице редко стоят дороже 100 юаней. Качество используемых материалов и ручной доводки (приделывание носика, подгонка крышки и прочее) вполне соответствует ценовой нише данного товара, и хотя по существующим нормам такая посуда не может называться “посудой из цзыша”, существует немало его производителей.

Исинские чайники внешне отличаются от своих керамических собратьев матовой, как будто немного грубоватой, поверхностью. Однако, сколь удивительно это не воспринималось бы, их возможно “воспитать” (по-китайски “ян”, также переводимое как “взращивание”), тогда чайник начнет блестеть, а цена его вырастет. Добиться подобного, если возникнет желание, вполне возможно. И это будет не обманом, фокусом или случайной удачей, а результатом правильного ухода (практическое янху), в процессе которого улучшение внешнего вида (эстетическое янху) станет приятным, хотя и — побочным, эффектом.
Правильный уход за чайником из исинской глины.

1) Новый чайник обязательно нужно хорошенько промыть перед использованием: так удаляются остатки песка, попавшего внутрь в процессе обжига, шлифовки и тонкой подгонки крышки. Неплохо также сделать пару «холостых» завариваний, чтобы вымыть из чайника все легкорастворимые элементы, которые не удалила промывка.

2) Промывание и сушка чайника после заваривания. Нежелательно оставлять в чайнике чайный лист: за одну ночь он не прокиснет и не заплесневеет, но за пару дней — может. Поэтому неплохо выработать привычку мыть чайник сразу после чаепития, обычной водой, без каких либо моющих средств. После промывки, не накрывая крышкой, необходимо дать ему высохнуть внутри, аккуратно протерев чистой мягкой тканью — снаружи.

3) Так как основной особенностью глины является ее высокая пористость, хранить чайник необходимо в сухом не пыльном месте без резких запахов. Более продвинутые пользователи идут дальше: они стараются не просто защитить чайник от посторонних запахов, но и пропитать нужным ароматом, используя для разных чаев — зеленых, улунов, красных и т.д. — разные чайники.
Представления о красоте у каждого свои, рекомендаций на тему “как должен выглядеть правильно «воспитанный» чайник и как этого добиться» – великое множество. Роднит их только признание факта, что в процессе использования чайник может стать красивее. Для придания чайнику “естественного” блеска существует несколько техник: — в процессе заваривания его обливают чаем снаружи (среди исинских мастеров распространено поливание холодного чайника — горячим чаем). Для равномерного распределения чая по поверхности чайника используют специальную кисточку; — чайник полируют тканью, часто — случайной (учитывая нестойкость современных красок, желательно использовать простое белое махровое полотенце): некоторые полируют горячий чайник, некоторые — холодный. С другой стороны, исинский чайник из цзыша начинает блестеть и без специальной полировки, а натурально приобретенный, слегка матовый, блеск ценится знатоками выше искусственного глянца. Много спорят о том, заваривание какого чая обеспечивает правильное «воспитание» чайнику из определенной глины. Более или менее принято, что светлые чайники хорошо «воспитывать» улунами и зелеными чаями, темные – красными и черными, а большие чайники из дуаньни обязательно приобретут антикварный вид, будучи «воспитанными» пуэром. В общем: «на вкус и цвет товарища нет». Пожалуй единственное, что вызывает отторжение почти у всех – это вызванная неряшливостью хозяина неравномерность окраса чайника. Учитывая профилирующее направление нашего журнала, хотелось бы уделить внимание его главной теме.
Рынок чайной посуды имеет тенденцию к росту. В последнее время все большей популярностью пользуются чайники, наравне с исинскими претендующие на право называться “самыми правильными чайниками для пуэра”. Имя им – цзяньшуй цзытао (建水紫陶) – “фиолетовая керамика из [уезда] Цзяншуй”. Несмотря на то, что Юньнаньский уезд Цзяньшуй занялся керамическим производством лишь немногим позже Исина, одним из китайских центров “чайникостроения” он является лишь с 50-х годов прошлого века. До этого там делали горшки, вазы, подставки для кисточек и прочие полезные, но не связанные с чаем, изделия. Популярность пуэра, тоже — юньнаньского продукта, помогла воплотиться этой достаточно смелой и спорной, с экономической точки зрения, идее перехода с производства горшков на чайники.

Отличия цзяньшуй цзытао от исин цзыша:

1) использование гончарного круга, а не ручная формовка,

2) более высокая температура обжига,

3) использование «вываривания» — особой технологии приготовления глины для получения наиболее мелкой её фракции,

4) полировка изделия после обжига.

Сходства цзяньшуй цзытао и исин цзыша:

1) внешнее сходство сырья и многообразие его цветов,

2) использование сходных форм чайников.

Полировка – наиболее важная операция во всем процессе производства цзяншуйского чайника. Благодаря ей, с помощью арсенала шлифовальных камней, из явно уступающего исинскому по целому ряду характеристик выходит вполне приличное изделие.

И хотя качество исполнения (кроме полировки) и обжига большинства цзяньшуйских чайников оставляет желать лучшего, формы не поражают разнообразием, а цены «кусаются», в них все-таки что-то есть. Во всяком случае видно, что за их нахальным химически-индустриальным блеском стоит продукт, согретый теплом ручного труда.

Что касается безопасности. Обожженное изделие без глазури может попасть в ряд опасных для здоровья чисто случайно: при температуре 1200 градусов большинство вредных примесей в глине просто испарится, Однако проверки проводятся. В числе содержащихся в готовой продукции из глины веществ, подвергающихся контролю, за последние годы не обнаружено тех, которые способны нанести вред здоровью. Конечно, речь идет о качественных изделиях.

При всем многообразии, глиняные чайники делятся на три группы: круглые, квадратные и, условно выражаясь, “свободной формы”. Один лишь классический канон насчитывает огромное число разновидностей, а в Китае есть выражение: “Квадраты не однообразны, шары не одинаковы” («方非一式,圆不一相»), поэтому представленные здесь иллюстрации, в малой мере отражая число, в значительной — говорят о таланте и фантазии художников, работающих с глиной в «свободной форме». Не все из них китайцы, многие — явные авангардисты, но какие-то основные традиции присутствуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *