parallax background

Заварочный чайник. Фарфор

Интерьер чайного дома
Чайный дом Цзюфэнь
03.11.2018
Чайная история Шри-Ланки
Чайная история Шри-Ланки
05.11.2018
Интерьер чайного дома
Чайный дом Цзюфэнь
03.11.2018
Чайная история Шри-Ланки
Чайная история Шри-Ланки
05.11.2018
Чайная посуда богата и разнообразна. Наши предпочтения могут быть отданы тем или иным её видам. Но когда речь заходит о фарфоре, общее мнение однозначно: изделия из этого материала — самые эффектные и изысканные.

История фарфора, как и многого другого, без чего сегодня уже трудно представить нашу жизнь, началась в Китае. Именно здесь в свое время не только открыли знаменитую белую глину каолин, но и разработали лучшую в мире технологию обработки керамики, а также создали в Дзиндэчжене (ныне — городской округ провинции Цзянси) мощное керамическое производство.

Сама керамика появилась очень давно, как минимум, ещё в эпоху позднего палеолита. Доказательством этого является так называемая «вестоницкая Венера», знаменитая фигурка из обожжённой глины, найденная в 1925-м году при раскопках стоянки древнего человека в Южной Моравии, неподалеку от городков Павлов и Долни Вестонице. Её возраст датируется различно — между 29`000 и 25`000 г.г. до нашей эры.

Долгие тысячелетия понадобились для появления более совершенного вида керамики. Есть множество доказательств существования посуды, напоминающей фарфоровую, известной, начиная с III-го века нашей эры (а глазурованная керамика — гораздо раньше, по некоторым данным — еще с эпохи царствования династии Шан (1600-1027г.г. до нашей эры), но она, при всей её красоте и качественности, может считаться лишь предшественницей того, что появилось лишь ближе к концу эпохи Мин (1368 — 1644), и что известно сегодня, как фарфор.

Существует нескольких видов фарфора, основных из которых — 4. В зависимости от состава массы и способа обработки, он бывает твердый, мягкий, костяной и бисквитный.

Твердый фарфор характеризуется особой прочностью, жаростойкостью, устойчивостью к воздействиям кислот. Посуда из твердого фарфора не прозрачна, отличается слегка отдающей синевой белоснежностью, мелкозернистая в разломе. Благодаря своим качествам, применяется в химической промышленности и ряде других производств (в частности, как материал электроизоляторов), а также для изготовлении посуды.

Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий. При обжиге он чуть дольше, чем твёрдый, находится в жидкой фазе. Это даёт мастеру больше возможностей для работы над декором, но вместе с тем требует особого внимания и аккуратности, чтобы не деформировать заготовку. По сравнению с твердым, мягкий фарфор менее прочный (примерно в 2 раза), но более прозрачный, в разломе — белый со сливочным оттенком, с более крупным зерном.

Костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким, что делает его универсальным, пригодным, как для изготовления посуды, так и для художественных изделий функционального и просто декоративного характера. Его название обусловлено наличием в массе костяной муки, добавляющей ему прочности. По цвету он белее, чем мягкий, но уступает в белоснежности твердому фарфору.

Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже — посуды, то образуется особый вид фарфора — бисквитный. Что он из себя представляет, можно понять, взглянув на антикварных и коллекционных кукол, головы которых (а иногда — еще руки и ноги) выполнены именно из бисквитного фарфора.

Как известно, несмотря на национальные традиции, чайник не стал первым, что китайцы начали делать из фарфора. Сначала из него изготавливали чаши, тарелки, вазы, различные декоративные фигурки. Часть их сохранилась до наших дней. Нередко, в качестве названия той или иной древней посуды, указывается: чайник. Чаще всего — это ошибка, порожденная вольной трактовкой тех или иных недобросовестных или откровенно заблуждающихся толкователей, а предмет, называемый ими чайником, в действительности является кувшином для воды или вина, ведь до XVII-го века никакого чайника, известного в его нынешнем виде, не существовало. В Китае чай заваривали в котелке или просто в чашке. В соответствии с этой традицией, сначала и в Европе чай подавали в маленьких чашках без ручек (из чашек с ручками пили кофе и шоколад), их ставили на стол без блюдец, а ложки клали на специальный фарфоровый поднос. Сосуды для заваривания чая имели различные формы: сосудов для вина, грушевидную, позднее – восьмиугольную, а еще позже – самую популярную до сих пор — сферическую. В общем, когда точно появились чайники — неизвестно. Ясно лишь, что их появление стало следствием того, что в качестве тары для одной из первых партий чая, отправленных в Европу из Китая, стали глиняные сосуды для вина, напоминавшие формой ныне всем так хорошо знакомые и привычные чайники. Выяснилось, что их дешевизна и удобство незаменимы для транспортировки столь специфичного товара, как чай. В результате, один за другим, были придуманы и активно стали производиться чайники из многих материалов, в числе которых оказался и фарфор. Очень скоро выяснилось, что этот материал обладает рядом замечательных качеств, каждое из которых не уникально, но в сумме делающих его одним из самых практичных.

С появлением чая в Европе стала появляться и специальная посуда, в том числе — чайники, самыми ценимыми из которых европейскими аристократами был фарфор. Они не могли не отметить его плюсов: наполненный кипятком, он быстро нагревается, долго сохраняет тепло и идеально раскрывает аромат чайных листочков. Понятно, что чайная посуда из столь замечательного материала была особо востребована, поэтому, чтобы не возить через полмира, её снова и снова пытались воспроизвести у себя. Как известно, если долго мучиться — что-нибудь получится. Однажды критическая масса из желания и мастерства достигла значения, обеспечившего необходимый результат, и почти одновременно несколько стран поставили производство фарфора на поток.

Сначала европейские мастера копировали формы и элементы украшений китайских мастеров. Но позже многие фабрики выработали собственный стиль.

Самая первая европейская фарфоровая фабрика появилась в Германии, в Мейсене. Открытая в 1710 году, первоначально она выпускала чайные сервизы, форма и декор которых отражали влияние изделий немецких серебряных дел мастеров и китайского фарфора. Начиная 1720-ых годов появились более богато украшенные чайники, а также — в форме животных и птиц, и с изображением классических и жанровых сцен.

Второй стала фабрика в Вене. Фарфоровая масса, использовавшаяся на этой фабрике, очень напоминала мейсенскую, а вот глазурь, покрывавшая изделия, была более тонкой, но менее прозрачной. С середины XVIII-го века здесь производили большое количество чайников, смоделированных на гончарном круге, с рельефными украшениями из фигурок на крышках, ручках и носиках. Позже их формы стали более строгими, но и более декорированными, с позолоченными краями и многоцветными рисунками итальянских пейзажей, охотничьих и классических сцен. Если верить легенде, именно здесь привычная всем нам чайная чашка обзавелась ручкой.

Нельзя не отметить наш отечественный фарфор. В 1744-ом году в Санкт-Петербурге открылся Императорский фарфоровый завод. Основанный по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы, он стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления русского фарфора, который по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, был максимально близок к китайскому. С 1762-го по 1796-ой год завод находился под личным патронажем Екатерины Второй. Большое количество чайных и кофейных сервизов, выпускавшихся на фабрике, сначала делались в мейсенском стиле, а позже в стиле изделий Севрской мануфактуры (Франция).

Еще одним отечественным фарфоровым предприятием был Завод Гарднера, основанный в 1766-ом году в селе Вербилки Московской губернии (ныне — пгт в Московской области). Он предлагал на российский рынок сервизы в неоклассическом стиле. Зачастую они ценились выше, чем Санкт-Петербургские.

Далее распространение фарфорового производства шло практически лавинообразно, становясь действительно всеобъемлющим. Так получилось, что фарфоровые чайники в нашей стране являются большим, чем просто посудой, превратившись из рядового предмета кухонной утвари в одну из самых характерных примет времени, по которой вполне можно проследить историю страны. А некоторые из них кроме лёгкой грусти о прошлом вызывают ещё и вполне понятное восхищение.

А процесс разлива чая через ситечко? Помимо традиционности, есть в этом что-то еще, особенное. Как говорил один персонаж:»Необычайно эффектно и очень элегантно». Нельзя не согласиться. Конечно, если не похищать его у бедной вдовы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *