"Катти Сарк" на шотландском диалекте буквально означает - короткая женская сорочка. Это из повести в стихах Роберта Бернса "Тэм О' Шентер", которая ничего общего с морем не имеет:
Но если кто-нибудь из вас
Прельстится полною баклажкой
Или Короткою Рубашкой...
Что говорить, странное название! В те годы суда носили звучные, внушительные названия, например "Вестник рассвета", "Утренняя фея", "Пылающий крест", "Властелин морей". По обе стороны Атлантики судовладельцы состязались в выборе высокопарных имён. Ведь и бывалым морякам и пассажирам, собирающимся со всей семьёй куда-нибудь за океан, больше приходились по душе корабли с "надёжными" названиями, подобными "Королеве колоний" или "Колеснице славы". Среди такой коллекции "Короткая сорочка" выглядела нелепо, но, тем не менее, моряки и торговцы неожиданно быстро привыкли к странному названию, очевидно и потому, что его легко произносить.
Символ корабля
Деревянная женская фигура на носу клипера, изображающая героиню народных сказаний и соответственно поэмы Бернса - Нэн-Короткую-Рубашку, была превосходно выполнена мастером Ф. Хельером из Блэкуэлла. Ниспадающая складками довольно длинная одежда красотки переходила в волнорез на форштевне, и ведьма-распутница неожиданно получила облик чуть ли не древнегреческой богини. Старая Белая Шляпа был холостяком и не испытывал стеснения в средствах: он не только щедро заплатил Хельеру, но, подумав, заказал ему ещё целую группу обнажённых красавиц поменьше размером.
Главная фигура - Нэнни с вытянутой рукой в стремительном порыве преследовала удирающего Тэма О'Шентера, который верхом на своей серой кобыле Мег был изображён на резном завитке, украшающем буш-прит. Композиция вызывала всякого рода толки: многие пытались выяснить, какая же история скрывалась за выбором необычного сюжета. Протянутая рука и голова носовой фигуры несколько раз терялись во время штормов, но сразу же восстанавливались, хотя новая работа всё больше уступала произведению Хельера.
"Катти Сарк" была украшена богато. Корпус поблескивал чёрной как смоль краской; кривизна - седловатость - палубы подчеркивалась двумя наложенными на борта линиями из тонкого листового золота. Тем же золотом были покрыты буквы названия клипера и порта приписки (Лондон), а также узор - переплетение гирлянд из лавровых листьев. Центром кормовой композиции была вырезанная из дерева "Звезда Индии" с многозначительной надписью по кругу: "Небесный свет указует нам путь". Под звездой красовался фирменный знак старого Уиллиса - буква W в лучах восходящего солнца. Новый клипер в конце января 1870 г. встал под приёмку генерального груза на Шанхай. Первым капитаном его был Джордж Мьюди, заслуживший благосклонное внимание Уиллиса ещё в роли помощника на "Твиде", а затем плававший капитаном его двух других клиперов. Капитаном "Катти Сарк" он был назначен сразу после закладки судна на стапеле (кстати сказать, крестила клипер при спуске его жена). Опытный глаз Мьюди, таким образом, мог следить за каждым куском дерева, предназначенным для постройки, и за ходом работ. Любопытно, что 40-летнего Мьюди считали староватым для назначения на новый клипер: не секрет, что жизнь на клиперах была суровой и напряжённой, а управление ими - труднейшим делом!
Итак, "Катти Сарк" наконец вышла в свой первый рейс, но слабые ветры и досадные мелкие аварии преследовали клипер почти на всём пути в Китай. Установка рангоута и такелажа обычно выполнялась верфями без тщательной подгонки. Эта утомительная и кропотливая, тонкая работа, как и выхаживание парусов, проводилась в течение первых рейсов. Даже хорошо подогнанный стоячий такелаж, вытягиваясь под нагрузкой, ослабевал, его нужно было обтягивать, чтобы каждая снасть выполняла свою роль в сложной системе оснастки судна. Это отняло немало времени. Как бы то ни было, "Катти Сарк" не установила ожидаемого рекорда, не получила премии за быструю доставку груза. Расстояние от Лондона до Шанхая она покрыла за 104 дня, уступив клиперу "Лал", который затратил на тот же путь 98 дней.
"Катти Сарк" удалось получить чартер на перевозку чая нового-урожая в Лондон по фрахтовой ставке 3 фунта 10 шиллингов за 50 кубических футов груза'. И это было не так уж плохо, потому что главные конкуренты клиперов - пароходы - только что нанесли очередной удар: неожиданно для многих продемонстрировали способность - дойти до Лондона за 60 дней. Напрасно сторонники парусного флота предсказывали, что кочегаров скосит адская работа в жару на переходе Красным морем! Суэцкий канал также "не оправдал надежд", а бункеровочные фирмы без задержки снабжали пароходы углём в Адене, Коломбо и Сингапуре. Спасало парусники то, что оставалось ещё немало знатоков, которые заявляли, будто бы чай теряет свои качества в железных трюмах пароходов под действием испарений и дыма из кочегарки, начинает пахнуть антрацитом и трюмной водой.
Новый клипер погрузился и без промедлений вышел в море. У него, конечно, не было надежды оказаться первым на рынке (разве что все пароходы взлетели бы на воздух!), однако Мьюди был полон решимости обогнать своих коллег. "Катти Сарк" совершила этот переход за 110 дней, показав лучший, чем большинство чайных клиперов, результат. Однако "Фермопилы", вышедший с таким же грузом из Фучжоу, находился в плавании только 105 дней! Конечно, сравнивать продолжительность рейсов этих двух судов было бы правильнее, если бы они оба вышли одновременно из одного порта, но это служило плохим утешением.
Старый Уиллис метал громы и молнии. Вооружившись огромным увеличительным стеклом, он тщательно изучил судовой журнал "Катти Сарк", но не обнаружил ни одной ошибки в действиях капитана. И тем не менее его новое судно не поставило рекорда! Уиллиса не интересовало то, что клипер вынужден был лавировать весь долгий путь до пролива Зонд (попутных ветров не было, а встречные то и дело сменялись затяжными штилями), в Индийском океане попал в шторм и даже проходил Английский канал (добавим, и влетел в Темзу!) чуть ли не с ураганным ветром. Мьюди начал жаловаться, что ему не везет...
В 1895 году Джон Уиллис ушёл на покой и продал свое детище португальскому судовладельцу, который грузил гордый парусник чем угодно, включая металлолом.
В 1907 году давний соперник «Катти Сарк», клипер «Фермопилы» с почетом захоронили по морскому обычаю: вывели в открытое море и утопили торпедой. «Катти Сарк» продолжала служить, хотя уже не претендовала на славу.
Старый корабль ещё раз отличился во время Первой мировой войны. Осенью 1915 года его экипаж снял 700 человек с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой.
После войны «Катти Сарк» собирались отправить на слом, но её спас капитан-энтузиаст Уилфред Доуман, который в 1922 году выкупил и реставрировал корабль, приведя его в первоначальный вид.
После смерти Доумана вдова капитана передала клипер училищу торгового флота, которое использовало его в качестве так называемой брандвахты - стационарного учебного судна.
В 1952 году корабль передали Обществу по сохранению памятников старины, и холодным солнечным утром 10 декабря 1954 года 85-летний клипер совершил свой последний рейс, вверх по Темзе, в специально построенный док неподалеку от Лондонского морского музея, почти на линии Гринвичского меридиана.
История клиппера Катти Сарк в современности
При постановке в док выяснилось, что великолепный корпус практически не поддался гниению и ржавчине.Казалось, «Катти Сарк» выпала счастливая судьба. Единственный из чайных клиперов, он не утонул и не был списан, а обрел вторую жизнь в качестве достопримечательности Лондона.
В понедельник, 21.05.2007, сгорел один из самых знаменитых кораблей мира - клипер «Катти Сарк»
Полицейские внимательно изучали видеозапись, сделанную камерами наблюдения. Считалось, что эти камеры могли запечатлеть людей, которые находились около единственного оставшегося в мире чайного клипера перед началом пожара. Представители правоохранительных органов не отрицали и версию поджога самого старого чайного клипера.
138-летний клипер, стоящий в специальном сухом доке возле Темзы в лондонском районе Гринвич, в последнее время находился на реконструкции, на которую было выделено 25 млн. фунтов (почти 50 млн. долларов), и был закрыт для посетителей.
Значительная часть содержимого «Катти Сарк», а также элементы самого клипера (половина обшивки и мачты) избежали пожара, потому что были вывезены для реставрации.
Первоначально сообщалось, что в результате пожара 80% того, что оставалось на месте стоянки корабля, было уничтожено.Однако позднее появились мнения, что нанесённый ущерб является не столь значительным, как считалось сразу после пожара.
26 апреля 2012 года при участии королевы Англии Елизаветы II прошла церемония повторного открытия клипера
Когда сгорела "Катти Сарк"
В лучах холодного рассвета,
И, словно инеем одета,
Ушла на лёгких парусах,
А штурман плакал, как ребёнок,
Прочтя в газете репортаж,-
И вдоль прибрежных городов
Летел сигнал, быстрее вздоха,-
Сгорела, кончилась Эпоха
Великих Парусных Судов.
26 апреля 2012 года при участии королевы Англии Елизаветы II прошла церемония повторного открытия клипера Катти Сарк, который 5 лет назад был серьезно повреждён пожаром. Напомню, тогда огонь уничтожил более 80% обшивки корабля, однако самые важные «жизненные органы» стихия не задела.
Парусник восстанавливался по точным чертежам. Таким образом, после завершения работ внешний вид «Катти Сарк» остался таким же, как и при спуске на воду в XIX веке. На реставрацию одной из самых известных лондонских достопримечательностей было потрачено порядка 80 млн. долларов.