parallax background

Чайный манифест, или Внимательное пробование чая

Советы по гунфу. Качества хорошего чая
19.10.2018
Уи Жоугуй
Жоугуй
19.10.2018
Чай хоть и является растением, однако тоже обладает духовной природой. Вы только посмотрите: одна маленькая не заслуживающая внимания горстка чайного листа, пройдя через заваривание в кипящей воде, способна словно букет цветов медленно-медленно расцвести, распространяя вокруг себя тихое благоухание. Чай не произносит ни слова, но способен молча передать очень много информации. Свежесть горных просторов, долготу истории, романтику стихов, глубину философии. Он побуждает тебя быть чистым и трезвым, полным жизненных сил и стоящим выше обыденных интересов и увлечений. Хорошо обойдёшься с ним, и он даст тебе теплоту и сладость, обидишь его, и он отплатит равнодушием, горечью и терпкостью. Разве можно сказать, что у него нет души? Но чтобы её почувствовать надо пробовать чай внимательно, принимая его всем сердцем.
Внимательно пробовать чай — это не то, о чём в романе «Сон в красном тереме» говорится устами его героини монахини Мяо Юй: «Первая чашка предназначена для пробования, вторая — для утоления жажды, а третью уже можно лакать, как это делают коровы». Монаху пристало вести скромный образ жизни, пить плохо заваренный чай и есть жидкую кашу. Но в мирской суете наоборот нужно притворяться, рисоваться, а поэтому играть в утончённость и просвещённость. Если ход ваших мыслей таков, то пробование чая для вас бесполезно.
Также это пробование не имеет отношения к профессиональному занятию титестера. Серьёзный значит серьёзный, точный значит точный, однако сердце, затерявшееся в чрезмерном рационализме, и к тому же имеющее в качестве цели слишком сильное желание выгоды, уже не является тем сердцем, которое мы имеем в виду, говоря о внимательном пробовании чая. Внимательное пробование чая — это пробование со своего рода чувствами, берущими начало в самой глубине вашей души. Самое основное из них — это любовь к чаю. Бывают некоторые люди, которые внешне культурны, опрятно одеваются, но смотрят на чай и будто не видят ничего, нюхают его аромат, и остаются бесстрастными, и даже если кто-то с почтением подаёт им чай, в их душе ничего не шевелится. Бывают такие, кто днями напролёт предаются разгульному и развратному образу жизни, не жалеют спускать огромные средства на пластическую хирургию, модную одежду и дорогую отделку своих домов, но не желают потратить весьма незначительную для них сумму денег на то чтобы купить хорошего чая и просто попить его. А бывают и такие, кто оказавшись в чайном районе, постоянно слыша и видя чай, просто не обращают на него внимания, и тем более не считают его какой-то ценностью, тем, чем стоит дорожить. Конечно увлечения каждого индивида — это его личное дело, и не стоит их осуждать, но только каждый раз, когда любящий чай человек видит такую ситуацию, он всегда неизбежно начинает сетовать и вздыхать. Чай берёт своё начало в Китае, там же он и расцвел прежде чем во всём остальном мире. Это своего рода великий дар, данный человечеству природой, а также бесценное сокровище, оставленное нам предками Жёлтого императора. Начиная с династии Тан чай постепенно стал одним из семи предметов первой необходимости в повседневном быте китайцев (дрова, рис, масло, соль, соя, уксус, чай). Одновременно с этим, слившись в единое целое с тремя великими учениями (конфуцианством, буддизмом и даосизмом), сформировалась уникальная и характерная чайная культура, ставшая важной составной частью духовной жизни китайского народа. Поэтому чай в Китае назвали национальным напитком, и это абсолютно точная его характеристика. Вслед за ежедневным ростом внешних связей Китая чем дальше, тем у большего числа иностранцев также рождается глубокий интерес к китайскому чаю. В некоторых странах, как, например, в Японии после проникновения туда китайского чая дело дошло даже до появления собственной чайной культуры — японского Пути Чая. Пусть у иностранцев так и обстоят дела, но у самих китайцев любовь к чаю и питьё чая прежде всего выражают особый национальный долг, это тема, в которой надо разбираться.

При внимательном пробовании чая самое важное заключается в знании чая.

Во-первых, надо знать природу чая. Зелёные, красные, улунские, жёлтые, чёрные, белые — не важно, какой у вас тип чая, они все обладают рядом базовых функций: пробуждают мозг, поднимают дух, устраняют энергетические застои, нейтрализуют яды, несут в себе профилактическое действие и укрепляют здоровье. Однако вследствие отличия в месте и технологии производства, у разных чаёв проявляется огромная разница во внешней форме и цвете, а также аромате и вкусе. И вам нужно не только выяснить общий характер разного рода чаёв, но и разобраться в их индивидуальной отличающейся друг от друга специфике, и только тогда можно заложить хороший фундамент для правильного пробования чая.

Во-вторых, нужно знать, как заваривать чай. Смогут или нет раскрыться возможности чая, целиком и полностью зависит от умения его заваривать. В процессе долгой практики пробования чая наши предшественники давно уже собрали богатейший опыт. Например, надо серьёзно подойти к качеству воды: лучшая вода из горных источников или хотя бы проточная. Нужно обращать внимание на температуру воды для заваривания: нельзя использовать ни недокипевшую, ни перекипевшую. Время экспозиции при заваривании чая не должно быть ни слишком коротким, ни слишком долгим. Помимо воды ещё необходимо изучить инструменты для заваривания. Исинская глина (цзыша), белый фарфор, стекло. Большой чайник, средняя по размеру пиала с крышкой, маленькая чашка — в равной мере каждый из этих инструментов имеет свои особенности. Делая свой выбор на любом инструменте, нельзя всё обобщать, а нужно основываться на особенностях разных чаёв. Всё это любителю чая необходимо добросовестно изучить, а также исходя из реального положения вещей непрерывно усовершенствовать свои знания и развиваться.

В-третьих, надо знать содержащуюся в чае богатую культурную информацию. Какой бы чай вы ни взяли, он всяко имеет своё происхождение и легенды. Возьмём, к примеру, легенды о Дахунпао, разве серьёзное их изучение и возможно составление из них целостной картины не являются своего рода красивым и интересным занятием? А огромное число чайных стихов и текстов, а также историй, связанных с чаепитиями, ещё с древности при разных обстоятельствах сочинённых несметным количеством образованных людей и поэтов, выдающихся личностей и культурных колоссов — все эти тексты не только могут добавить интереса и повысить вкус дегустации, но и принести людям разного рода эстетические и философские уроки, Ещё более усердный может во время заваривания чая прочитать об условиях произрастания данного чая: почве, климате, применяемых удобрениях и средствах борьбы с вредителями, а также о технологическом процессе и даже о душевном состоянии тех, кто сажает чай, собирает его и обрабатывает. И уже совсем продвинутые могут делать предположения о всевозможных изменениях в экономике данного чая. В Китае по этому поводу есть поговорка «По одному листу узнать о целой осени». Тем самым, в простом но внимательном чаепитии рождаются глубокие чувства заботы о судьбе человечества. Пробовать чай вот таким образом — это обогащать свои знания, своё искусство, свои настроения и своё сердце, и больше к этому нечего добавить.
Однако самое главное при внимательном пробовании чая заключается в вашем душевном состоянии. Оптимальное душевное состояние при таком чаепитии — это не более чем «спокойствие и довольствование малым». Целью такой дегустации является не пробование ради пробования, а то, что посредством этого пробования развиваются ваши моральные качества, и тем самым совершенствуется ваш духовный мир. Легкомысленные и нетерпеливые, ведущие себя высокомерно, манерные, мелочные, гоняющиеся за славой и богатством — такие люди не могут спокойно и тихо сесть и попробовать чай. Есть такие люди, которые хоть и превзошли других в чайном искусстве и чайных познаниях, но не искренни в процессе пробования чая. Они или демонстрируют своё положение, или строят из себя ценителей, или питают какие-то эгоистические желания. Всё это в равной мере является проявлениями страха перед настоящим пробованием чая. Поэтому внимательное пробование чая, пробование чая с открытым сердцем начинается с любви, стремится к непосредственности, и превращается в искренность. Только тогда это пробование чая превращается в потребность, исходящую из сердца, в способ научиться подниматься ввысь, только тогда оно дарует моральное состояние исключительно скромного человека без предвзятых мнений, равнодушно принимающего и хвалу, и клевету. В таком случае не важно, в одиночку ты пробуешь чай, или же разделяешь с кем-то это занятие, в любом случае ты можешь соединиться с чаем, достигнув максимального психического расслабления и радости.Нань Цян, китайский писатель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.