parallax background

О качестве пуэра раньше и сейчас

О книге «Юньнань пуэрча» профессора Чжоу Хунцзе
07.12.2018
Чаочжоу
Пара слов о том, что Чаочжоу Чаочжоу рознь
07.12.2018
О книге «Юньнань пуэрча» профессора Чжоу Хунцзе
07.12.2018
Чаочжоу
Пара слов о том, что Чаочжоу Чаочжоу рознь
07.12.2018
Был ли пуэр раньше – ну, скажем, лет 20 или 30 назад – лучше, как порою говорят? С аньсийскими улунами такого вопроса не возникает. С уишаньскими – пожалуй, тоже, хотя качественные утёсные улуны, к счастью, ещё остались. Куда идёт дело с красным чаем – тоже понятно: недавно мы допивали остатки современного (бездымного) сяочжуна 2013 года, и два года назад это был приятный чай, но далеко не шедевр, а в 2015 он мог бы легко поспорить с чаем, который сейчас считается очень хорошим; ещё недавно все Цзинь Цзюнь Мэй были чаем экстра-класса, теперь же бОльшая их часть – это ординарный, обыденный чай. С другой стороны, появляются и такие изысканные и роскошные красные чаи, которых раньше не было в принципе… А вот пуэр?

С одной стороны, раньше не было необходимости удовлетворять огромный спрос, делать большие объёмы чая, применять в таких масштабах, как сейчас, химические удобрения и механизацию производства. Если не считать кустарный, домашний чай, производство было сосредоточено на нескольких крупных заводах с квалифицированным персоналом и надёжным контролем качества. Цены на сырьё с деревьев были значительно ниже. Но значит ли это, что доля лесного сырья в пуэре была выше? Вовсе не факт. Надо понимать, что 30 лет назад практически никто не ставил перед собой задачу создать пуэр-произведение искусства, пуэр для коллекционеров, гурманов и эстетов (в особенности это касается шу), пуэр был специфическим, мало кому известным, мало кому интересным и не ценимым высоко чаем. Теперь такие задачи ставятся, старые чайные деревья разыскиваются, охраняются, создаются не только шены из чистого лесного сырья, но и шу; в моде органический и экологический чай. Лично у меня нет сомнений, что при грамотном хранении некоторые современные шены через 20 лет будут представлять собой нечто более впечатляющее, чем знаменитые коллекционные старые шены сейчас.

А вот о среднем уровне судить трудно. Спрос вырос настолько, что пуэр любого качества так или иначе находит покупателя. Но выросла и конкуренция, и не всегда для того, чтобы занять видное место на рынке, компании прикладывают усилия к повышению качества чая. Часто маркетинг пуэра никак с качеством не связан, и множатся «фабрики №1 в Китае!», а покупатель пробует распиаренный чай и недоумевает, почему он столько стоит. Не могла не отразиться на качестве чая и калейдоскопическая смена ведущих технологов на некоторых крупных фабриках, хотя причины её вполне понятны – во время пуэрного бума каждому хотелось открыть собственный завод. И можно найти ещё множество факторов, негативно влияющих на качество.

Почему-то у шу это сильнее бросается в глаза. Недавно сотрудник одной чайной компании спросил у нас: «Вот вы же много разного чая пробуете, я хотел спросить: а хорошие шу сейчас вообще бывают? Попадалось вам что-нибудь хорошее в последние годы? А то я заметил, что всё, что мне нравится – 2006 года или там 2004, а вот 2011, 2012 – совсем не то…» Парень не так давно пьёт чай, но и для него заметна разница.

А почему многие не замечают деградацию чая и, когда поднимаешь эту тему, недоверчиво качают головой: «Ну да, ну да, и небо раньше было голубее, и солнце ярче»? Во-первых – опыт. Если человек знаком с чаем год-два, то, конечно, никакие негативные тенденции он не успел заметить, а если что-то и заметил, то списал на случайность. Во-вторых, многим продавцам выгодно навязывать покупателям невысокие стандарты, а машина пропаганды убеждает покупателя в высочайшем уровне чая. Мало ли продавцов даже в наше время расхваливают Те Гуаньинь на все лады! В-третьих и, по-моему, главных, у людей, всерьёз заинтересовавшихся чаем, непрерывно растёт уровень запросов. Они ищут и находят чай всё более и более высокого качества. И кого ни возьми, каждый пьёт более хороший чай, чем в прошлом году, а про позапрошлый год и говорить нечего. Любители чая оказываются похожи на людей, для которых 1990-е прошли благополучно, и которые в упор не видят в этом десятилетии никаких трагедий, ведь их материальное положение улучшилось. Их личная чайная жизнь становится всё краше — поэтому им и странно слышать, что с чаем что-то не так.

Источник : https://vk.com/club47905050

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *