parallax background
Краткая история исинского керамического производства
Краткая история исинского керамического производства
09.03.2021
Влажные фантазии
Влажные фантазии
11.03.2021
Краткая история исинского керамического производства
Краткая история исинского керамического производства
09.03.2021
Влажные фантазии
Влажные фантазии
11.03.2021
Посещая Songgwangsa, важный монастырь Сон в [провинции] Чолла-Намдо в Южной Корее, если вы пройдётесь вверх по крутому склону и дальше глубоко в лес, вы достигнете Bulilam, хижину отшельника, расположенную в бамбуковой роще с широкой панорамой на гору Чогье. Там, проживает Popjong Sunim, писатель и ведущий монах своего поколения. Одна из радостей его посещения — быть приглашённым на чашечку чая. Он делает это очень традиционным способом:
«При приготовлении зеленого чая нужно сначала довести воду до кипения. Затем следует вылить её в довольно большую чашу и дать остыть до примерно 60 градусов по Цельсию. Если вода слишком горячая, то в воду выйдет слишком много чайной горечи. Но при низкой температуре аромат чая выделяется более медленно. Чайник и чашки должны быть нагреты некоторым количеством воды. После согревания чайных листьев в чайнике, залейте в чайник воды и позвольте листьям настояться в течение двух или трех минут. Во время того, как вы разливете чай по чашкам, важно убедиться, что вкус равномерно распределяется во всех из них. Поэтому никогда не наполняйте чашки за один раз, наполняйте их мало-помалу — до трех порций на каждую. В то время как пьёте чай, пополните чайник водой.

Не глотайте чай сразу, но пейте его медленно, позволяя его аромату наполнить ваш рот. Нет необходимости иметь какое-либо особое мироощущение при питье чая, кроме одного — благодарности. Природой самого чая является то, что вне разума. Она не делает различий и не видит разницы. она такая, какая она есть. Есть четыре неотъемлемых атрибута чая: спокойствие, почтительность, чистота и тишина. В чаепитии эти качества должны быть взращены у пьющего чай. Употребление чая радует ум. Вкус чая — вкус всей вселенной, потому что он растёт только за счет естественного солнечного света, воды, ветра, облаков и воздуха».

Popjong Sunim очень сведущ в истории Корейского Пути Чая: «Чай впервые упоминается в древних текстах как подношение. В буддийских писаниях о нём часто говорится как о приношении Будде. Первоначально не рис был предложен Будде — только чай, благовония и цветы. В настоящее время, хотя вода и предлагается вместо чая, иероглиф чая до сих пор используется для воды, используемой в церемонии смерти и праздниках урожая. В старину, в знак взаимного уважения, муж и жена готовили друг другу чай в день свадьбы. В период правления династии Корё все люди — простолюдины, также как и аристократы пили чай.

Нужда в изготовлении утвари для чая позволила керамике развиваться высокими темпами в течение этого периода. В конце эпохи Корё популярность пития чая снизилась, потому что церемониальный аспект стал слишком сложным и ритуализованным. Во время конфуцианской Династии Ли вино заменило чай в качестве официального напитка. Тем не менее, даже в этот период суд требовал чайный налог с буддийских монастырей. Хотя буддизм подавлялся в это время, но чаепитие, которое с ним ассоциировалось, по-прежнему бытовало и влияло на придворную жизнь.

В период Династии Силла чай часто использовался в качестве лекарственного средства. Сперва листья распаривали, а затем толокли и прадавали форму монеты. Эта спрессованая форма кипятилась в течение длительного времени в медицинском горшке, прежде чем настой выпивали. В период Корё растолченый до порошка чай пился из больших чаш. В период Ли распостранилось питьё чая из простых зелёных листьев. Таким образом, можно наблюдать переход от сложности к простоте в подготовке и питье чая. В настоящее время в Японии используются чайные пакетики. В то время как жизнь становится все более занятой, сложные формы чаепития уступают место быстрым и простым методам. Стиль керамики Кореи также изменялся в зависимости от того, каким образом чай готовился и пился. Таким образом и в Китае и в Корее чай впервые использовался в качестве лекарства и только потом был оценён за удовольствие его употребления. После периода Ли, когда буддизм начал оживать, интерес к питью чая также возродился. В настоящее время он набирает популярность в Корее. Чайые растения растут в диком виде рядом с большинством монастырей. Кроме того, они в настоящее время культивируются в коммерческих целях.»

В Songwangsa можно найти окружённый бамбуком холм, на котором растут блестящие листья чайного растения, Popjong Sunim знакомит нас с процессом создании чая: «Весной мы собираем чайные листья, затем жарим их, прокатывая на горячих железных тарелках. Это дает Корейскому чаю немного жжёный аромат. Такой аромат очень по нраву корейцам; его также можно заметить и в нашем рисовом отваре и ячменном чае. В Японии люди любят вкус водорослей. Таким образм зачастую их чай имеет аналогичный вкус водорослей. Китайцы наслаждаются тяжелой, жирной пищей. И они также имеют тенденцию любить чай с сильным ароматом. В этом ключе вы можете увидеть, как различные вкусы людей определяют вкус их чаев.

Слово, обозначающее чай из зелёных листьев в корейском — Chaksol. Это буквально означает ‘птичий язык’. Он так называется потому, что первые листья чая напоминают по форме птичьи язычкки. Он также называется chugno, что означает „бамбуковая роса“. Он получил это название из-за того, что чайные кусты часто растут в бамбуковых рощах и питаются водой, которая капает с листьев бамбука.

Чтобы определить является ли чай хорошим или нет, следует изучить его цвет, запах и вкус. Идеальный цвет — как у первых весенних листьев. Вкус должен вызывать ассоциации с кожей младенца. Вкус не может быть описан, но может быть лишь оценён через опыт. Чай пьют либо чтобы утолить жажду, либо чтобы насладиться вкусом или же чтобы просто провести спокойный час, оценивая керамику и общую атмосферу, которая сопровождает чаепитие.»

Sonhae Sunim — буддийский монах, который очарован Путём Чая и его связью с буддизмом. Он провёл обширные исследования в истории Корейского Пути Чая. «Первое упоминание о чае в корейских текстах находится в записи, которая повествует о маленьком королевстве под названием Гарак, которое существовало до периода трёх царств — Когурё, Пэкче и Силла. В нём утверждается, что первый правитель этой страны женился на индийской принцессе, которая принесла с собой из Индии буддийские писания, изображения и чай. Тем не менее, эта запись рассматривается, как правило, со позиции легенды. Во время Объединённого Силла, посланник Kim Taeryom был отправлен в Китай династии Тан. Он вернулся с семенами чая, которые затем посадил на юге страны на горе Чири, недалеко от монастыря Sanggyesa. Китайская запись восьмого века, написанная „бессмертным чая“ упоминает использование чая в Корее. Автор утверждал, что, хотя лучший чай выращивался в его родной провинции в Китае, следующий по качеству выращивали в Силла и Пэкче и третье место в Когурё. Существует запись в японском храме, в которой утверждается, что первые семена чая были привезены в Японию буддийским монахом из Пэкче.

В Объединённом Силла чай использовался как в качестве подношения Будде, так и на светских мероприятиях. В это время появились специальные чайные заведения с иероглифом чая, начертанным на плитках крыши. Внутри располагался образ Будды, вокруг которого усаживались аристократы и пили чай.

В Корё чай пили как простые люди, так и аристократы. Только самые маленькие листья использовались, чтобы сделать чай; более крупные готовились в лечебных целях. В этот период времени правителю официально готовили чай каждое утро, прежде чем он давал аудиенцию. В начале каждого года правитель символически ухаживал за чайными растениями в полях для того, чтобы подать пример для всего народа. Люди совершали ежедневные чайные подношения для короля, своих предков и Будды. Современные китайские записи отмечают, что корейцы были чрезвычайно щепетильны в соблюдении формальных аспектов чайной церемонии в это время.

В общем и целом, чаепитие проводилось во время бракосочетания, во время смерти одного из родителей, во время поминовения предков, во время приёма гостей или иностранных послов, а также на встречах учителя с учеником. В частности же три способа пития чая различались в течение периода Корё: питие чая аристократами, монахами и простыми людьми. Для аристократии мироощущение, взращаваемое через чаепитие, основывалось на уважения и гармонии. Для монахов важный момент состоял в том, чтобы привести разум к „праведному срединному пути“. Это мировоззрение соотносится с невозмутимостью, спокойствием. Это означает, что несмотря на все обстоятельства, монах должен сосредоточиться глубоко внутри себя и без каких-либо помех вкушать чай из места, которое является одновременно и самым высоким и самым глубоким. Многие великие монахи Корё рассуждали о питии чая в своих трудах. Чаепитие также включено в учение дхармы. Например, наблюдая, как ученики пьют чай, мастер определял уровень их понимания Сон-Буддизма. Для простых людей чаепитие было ценно с точки зрения почитания своих предков.

После смерти короля Седжона (третий царь Династии Ли) все буддийские обряды были заменены конфуцианскими обрядами. Так как чай был тесно связан с буддизмом, как оффициальный напиток он был заменен вином. Но так как вино запрещено монахам, обычай пить чай был сохранён в монастырях. В поэзии начала периода Ли часто выражалось сожаление по поводу упадка культуры чаепития. Однако, несмотря на то, что на чай официально смотрели свысока, его всё ещё продолжали пить при дворе и в среде аристократии. Это доказывалось тем фактом, что высокий чайный налог взимался с буддийских монастырей. Из-за этого налогового бремени многие монастыри намеренно уменьшали или уничтожали свой урожай. И только в южных провинциях страны, где было меньше аристократии, сохранились поля чая. Тем не менее, чаепитие пришло в упадок даже в монастырях.

К концу династии Ли интерес к чаю получил некоторое оживление под влиянием Ch’oui Sonsa (1786-1866). Он подчеркнул взаимодополняемость чаепития и медитации утверждая, что высшее состояние чаепития и высшее состояние медитации одинаковы. После распада династии Ли и начала японской колониальной эпохи, общий кризис в стране помешал дальнейшему развитию чаепития. Тем не менее, в последнее десятилетие он вновь был возрожден».

Sonhae Sunim поясняет, почему питие чая это Путь: «Зеленый чай имеет преимущество перед другими напитками из-за своей тонкости. Для того, чтобы в полной мере оценить его, ум должен быть спокойным и свободным от отвлекающих мыслей. Если вы разговариваете во время пития чая, то, скорее всего, упустите полноту вкуса. Поскольку способность ценить тонкость вкуса развивается в течение многих лет, то соответственно изменяется и человек. По этой причине можно сказать, что питие чая это „Путь“. Тот, кто пил чай в течение двадцати лет или около того способен поддерживать душевное состояние, необходимое, чтобы оценить чай в любое время. В начале кому-то даже может показаться, что вкус слишком горький или неприятный. Наработанный вкус требует много лет, чтобы полностью созреть.

Наилучшим состоянием ума для пития чая является глубокая медитация; второе — созерцание красивого пейзажа или прослушивание музыки; третье — приятная беседа. Во всех случаях необходимо стремиться к тихому и спокойному расположению духа».

Han Ugbin, сельскохозяйственный экономист на пенсии, ученый традиционной китайской культуры. Вот то, что он сказал о питие чая, в котором он провел некоторые исследования: «До Kim Taeryom неважно, какой чай пили корейцы, но он был, вероятно, привезён из Китая. [Имеется ввиду человек, который привёз в Корею первые семена чая]. После Kim Taeryom они предпочитали пить чаи домашнего произрастания. В Китае Чань Мастер Paichang (749-814) включил питие чая в правила для Чань монахов. Монахи первоначально пили чай, потому что он помогал им бодрствовать, улучшал пищеварение и приглушал сексуальные желания. Эти правила поведения также были введены в храмах Сон в Корее. В силу того, что нет никаких письменных записей о приспособлениях, используемых в Силла или Корё для чаепития, трудно точно определить, какие формы были привычными для выполнения чайной церемонии.

Современный обычай пить листовой чай не может считаться Путём Чая. Путь Чая требует использования порошкового зеленого чая. Именно так пили чай в Корее до конца династии Корё . Но после этого периода чай больше не пили таким способом. Порошковый зеленый чай должен быть приготовлен следующим образом. В шестом или седьмом месяце нужно собрать листья. Затем они будут спрессованы и сохранены в банке до одиннадцатого месяца. В конце концов спрессованный блок чайных листьев окончательно измельчают в порошок в присутствии гостя каждый раз когда ему готовят чай. Эта традиция была утрачена, возможно, потому что была сложна и занимала много времени. Но, выродившись однажды в простые урезанные методы, приготовление перестало быть Путём Чая. Каждая деталь от кипячения воды до измельчении чая в порошок — все составные части Пути Чая.

В буддизме часто говорят о „сущности“ и „функции“. Сущность представляет неподвижное, фундаментальное. Её связывают с левой стороной. Функция представляет собой подвижное и активное. Её связывают с правой стороной. Сущность не является полноценной. Только через гармонию между сущностью и функцией возникает „праведный средний путь“ (то есть абсолютное). В настоящее время в Корее огонь для кипячения воды для чая помещают справа от готовящего человека. Однако, поскольку огонь не очень активен, правильно было бы разместить его непосредственно перед ним, посередине. То, что неподвижно, чашки например, должны быть размещены слева от готовящего, так как они относятся к сути. При перемещении чашки непосредственно для питья чая, функция и сущность приходят в гармонию. Большинство учителей чайной церемонии в Корее сегодня не знают об этих важных моментах.

Кроме того, гости должны быть обращены к Западу, а хозяин должен смотреть на Восток. Место на северной стороне лицом к Югу должно быть сохранено для короля. В странах Востока нет обычая, по которому люди сидели бы в кругу. В идеале, чай должен подаваться на трех гостей. Старший из трех должен сидеть лицом к хозяину, следующий по возрасту справа от него и младший еще правее. Старший сравнивается с солнцем, второй по возрасту с луной и младший со звездой. Эти обычаи при выполнении чайной церемонии в Корее сегодня тоже, как правило, игнорируются.

Даже в корейских монастырях Сон метод пития чая больше не соответствует правилам, установленным Paichang. Две вещи важны в этой связи: духовнаяй практика и внешняя форма. Духовная практика должна включать в себя как внутреннюю реализацию, так и активное проявление слов Будды. Внешняя форма включает в себя такие вещи как вкус, запах и цвет чая, а также пользу, которую они приносят организму. В то время как кто-либо вовлечен во внутреннюю практику буддизма, ему также следует поддерживать и правильную внешнюю форму. Например, бамбуковая ложка должна быть длиной ровно шесть „Чи“ (приблизительно 15см) в длину, представляя шесть совершенств. В середине ложки должно быть единственное естественное углубление, представляющее один разум, к которому вернутся все десять тысяч вещей. Без соблюдения этих деталей нельзя по-настоящему говорить о „Пути Чая“.

An Kwangsok, в прошлом преподаватель университета, а также каллиграф и гравировщик печатей считается одним из самых выдающихся специалистов Пути Чая. Однажды он сказал: „Чтобы полностью понять чай нужно быть хорошо знакомым с четырьмя вещами: отношение между церемониальными и формальными аспектами чаепития; метод, которым будет готовиться чай; история чая и Путь Чая. Настоящий ‘человек чая’ должен быть осведомлён о значении этического поведения и истории, должен постигать истины буддизма, конфуцианства и христианства. В сущности истины этих религий едины. Только человек с таким пониманием может рассматриваться как ‘Человек пути Чая’.

Путь Чая демонстрирует людям как действовать в своей эволюции как человеческому существу. В этом плане он является одним из „праведных срединных путей“, т. е. ведёт к спокойствию и гармонии. Когда чай наполняет чайник, горечь остается на дне с листьями. Таким образом, каждая следующая порция разлитого чая постепенно становятся все более горькой. Для выравнивания вкуса на втором круге сервировки чая необходимо заполнить чашки в обратном порядке. Таким образом вкус распределится равномерно. Когда пьётся вино, например, принято первыми обслуживать гостей в порядке их возраста. Тем не менее, при проведении чайной церемонии такие различия не должны осуществляться. Первыми здесь обслуживаются чашки. И чай, который в них разливается, с его равномерным вкусом, становится символической основой для гармонии и спокойствия.

Независимо от того, каким образом отличаются внешние детали церемонии чаепития, Путь Чая должен оставаться неизменным в качестве основы для гармонии и спокойствия. В качестве средства развития надлежащего отношения к чаю, следует развивать шесть аспектов гармонии: жить вместе в физической гармонии, быть гармоничным в разговоре и не создавать розни, работать в гармонии для достижения общих целей, соответствуя своей религии или мировоззрению в жизни вести себя гармонично с установленными правилами этического поведения, поддерживать гармоничное мировоззрение будучи открытым и восприимчивым к мнениям других, распространять в равной степени всё полезное. Сами формы не являются существенными; они должны быть адаптированы к потребностям сегодняшнего дня. Их суть — культивировать шесть аспектов гармонии.

Все пять вкусов могут быть почувствованы в зеленом чае: горечь, сладость, терпкость, солёность и пятый, который трудно описать, „кислость“. Ранее и в Китае и в Корее, когда жена приходила в дом мужа, она первым делом готовила зеленый чай его родителям. Она делала это, потому что чай символически представлял через свои пять вкусов все различные испытания в жизни. Таким образом она полностью посвящала себя семье мужа. Есть и другие даты в календаре, когда общепринято делать такую жертву зеленого чая“.

Многие корейские светила делали наблюдения о Корейском Пути Чая.

Yodong однажды воспевал следующее: „Первая чаша чая делает рот и горло блестящими; вторая заставляет все заботы уйти; третья чаша приносит комфорт внутренним органам и даже если окружен тысячами книг, можешь быть поглощен изучением одной темы не отвлекаясь; четвертая высвобождает легкую испарину, которая изгоняет все недуги разума через поры кожи; пятая чаша очищает как плоть, так и кости; шестая чаша сродни познанию смысла бессмертного духа; после седьмой чаши уже больше не выпить. Возле подмышек нежно поднимается свежий ветер, вы начинаете задаваться вопросом, где находится гора Ponglae, и Yodong хочет оседлать этот ветер и улететь.“

Toryung писал, что „Употребление чая вызывает легкий пот, который смывает заботы и мешает организму потолстеть. Если пьёшь чашку крепкого чая после еды, она выводит любые масла и жиры и даёт ощущение лёгкости в животе […]“

Ch’oui Sonsa отметил, что, „Чай проясняет взор и слух. Он стимулирует аппетит и устраняет эффекты алкоголя. Он рассеивает усталость и утоляет жажду. Он и спасает от холода и заставляет тело остыть, когда слишком жарко. Чай также является очень хорошим удобрением для горшечных цветов и растений […]“.

Позвольте мне закончить эту статью изречением Мастера Kyongbong Sunim:

„Во вкусе одной чашки чая вы в конечном счёте обнаружите, что он содержит правду всех десяти тысяч форм во Вселенной. Трудно обьяснить этот вкус словами или даже поймать его отблеск.“

Ввиду того, что имена и географические названия автора статьи отличаются орфографически, но указывают на определённые места и на конкретных личностей, я оставил их в оригинальном варианте, то есть латинницей. Некоторые ссылки могут вести на другие названия и имена ввиду того, что в статье указаны их корейские вариации, а ссылки указывают на китайские аналоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *