Лучший чай для лета: в поисках вариантов
17.07.2019Небольшая научная новость о том, почему в альбиносных сортах чая содержится больше L-теанина
18.07.2019Люди Центральной равнины искренние, добрые и приветливые; привычка пить чай укоренилась здесь с давних времён, а поднести гостю чашку чая сразу же, как только он переступил порог дома – неотъемлемая часть хэнаньского гостеприимства; к чайным обычаям и этикету чаепития здесь относятся со всей серьёзностью.
Правда, под чаем в Хэнане не всегда понимают собственно чай. Здесь различают цу ча (粗茶), грубый чай и си ча (细茶), тонкий чай. Грубый чай – это листья различных растений: бамбука, ивы, хурмы, яблони, китайского финика, груши и так далее, которые собирают, обдают кипятком и высушивают, чтобы потом заваривать, как чай. Особенно широко распостранён такой «чай» в сельской местности, и дело не только в дороговизне настоящего чая. Зная свойства растений, с их помощью можно сберечь и укрепить здоровье, и хэнаньские крестьяне в этом весьма искусны. Они прекрасно знают, к какому средству прибегнуть при том или ином недуге. Кроме настоев листьев, они используют отвары семян софоры, бобов, овощей, цветов хризантемы, листьев полыни, чай из имбиря, редьки, кориандра и так далее; буквально на каждую телесную неприятность у них найдётся простое и действенное средство.
А тонкий чай – это то, что чаем называем мы: надлежащим образом обработанные листья чайного растения. И среди тонкого чая первое место, безусловно, занимает Синьян Мао Цзянь (信阳毛尖), Ворсистые Пики из Синьяна – самого южного округа Хэнани. Синьян Мао Цзянь принадлежит к числу знаменитых чаёв Поднебесной и является одним из древнейших сортов зелёного чая, дошедших до наших дней. Выше всего ценится чай из «пяти облаков и двух омутов» - «у юнь лян тань» (五云两潭): Чэюнь, Цзиюнь, Юньу, Тяньюнь, Юньянь, Хэйлунтань и Байлунтань. Синьян Мао Цзянь собирают трижды в году. Весенний чай – ярко-зелёный, с горечью, переходящей в сладость, летний – тёмный и терпкий, осенний имеет своеобразный вкус, его мало, и он представляет особую ценность. В народе говорят: «ранний чай сохрани, чтобы подарить сердечному другу, поздний чай сохрани, чтобы почтить родителей».
В хэнаньских чайных традициях большое значение придаётся чистоте. Даже малейший намёк на недостаточную чистоту посуды недопустим, и даже если чашка, предназначенная для гостя, совершенно чиста, её обязательно ещё раз омывают чистой водой. Часто используется посуда из прозрачного стекла, символизирующая открытость и искренность, ничего не скрывающая и позволяющая рассмотреть и оценить чай.
А вот на юге, в гуандунском Чаочжоу, где чай играет не меньшую роль, и где также есть древние традиции обращения с ним, к вопросу чистоты посуды относятся абсолютно иначе. Чайный налёт на посуде, особенно на внутренних стенках чайников рассматривается как следы времени, которое прошло не впустую. Его не только не устраняют – им гордятся. И выражение «си ча цзы дэ» (洗茶渍的) - «стирать пятна от чая» - используется в значении «проявлять наивность», «не разбираться в жизни» и даже «причинить вред, действуя из лучших побуждений».