parallax background

Япония. Люди и пространство

Неглазурованная керамика. Керамика в стиле мастерских Исина
Неглазурованная керамика. Керамика в стиле мастерских Исина
20.09.2020
О японской чайной церемонии
О японской чайной церемонии
21.09.2020
Неглазурованная керамика. Керамика в стиле мастерских Исина
Неглазурованная керамика. Керамика в стиле мастерских Исина
20.09.2020
О японской чайной церемонии
О японской чайной церемонии
21.09.2020
Япония, как страна чрезвычайно богатая и сильная традиционностью своей культуры и церемониалом в организации социальных отношений, отличается особым подходом к чаю, его производству и завариванию. В Японии чай больше, чем просто напиток, чаепитие является социальным обрядом само по себе и несет важную нагрузку в плане организации отношений между различными членами общества. Ни один деловой прием, ни один выезд на природу с друзьями или школьный пикник, ни одно семейное событие не происходит без участия чая. Можно сказать, что чай в Японии сформировал свой особый социокультурный ареал, органично влился в повседневную современную жизнь японцев, сохранив при этом определенную степень традиционной обрядовости.

Японская чайная церемония, поразительная в своей простой красоте, сформировалась не за один год и даже не за один век. Как известно, впервые чай попадает в Японию примерно в 12 веке вместе с буддистскими монахами, которые первыми привезли чайные ростки, описали целебные свойства чая и настоятельно рекомендовали всем использовать чай в процессе медитации.

Чай прижился и особенно понравился при дворе императора/сегуна, что привнесло в процесс его употребления определенную степень помпезности и напыщенности. Однако традиционное японское стремление к уютной и изящной простоте все же взяло верх, и уже в 15 веке под влиянием советника по культуре при императоре монаха Мурата Дзюко, формируется несколько иной ритуал — ваби-тя ( «простая, уединенная чайная церемония»), за основу которого берется сельская чайная церемония. Мурата Дзюко, считавший себя наследником и учеником китайского чайного святого Лу Юя, который призывал проводить чайные церемонии в отдаленности от суеты мира, организовал себе маленький чайный домик, площадью в 4 татами под Киото, где и проводил свое чайное действо. Церемония по Дзюко не должна быть храмовым ритуальным обрядом, она должна быть, прежде всего, направлена на дух и разум, а не на внешнюю форму.

Дело, начатое Дзюко, довел до совершенства знаменитый чайный мастер Сэн-но Рикю (Сэн Рикё). Именно он придумал маленький вход для чайного домика, чтобы каждый, кто входил преклонялся, что уравнивало всех участников чайного действа. Сэн Рикё завершил формирование классической чайной церемонии, он всей своей жизнью доказал непоколебимость своих чайных принципов.

Итак, в самом общем виде классическая японская чайная церемония представляет из себя действо, объединяющее людей, чай, ландшафт, пространство и время.

Для церемонии необходимы:

1) Чайный сад (тянива), который обычно является моделью небольшого горного склона, поросшего лесом. В саду растут вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Имитируя природный беспорядок, располагают камни, поросшие мхом, и старые фонари, которые освещают путь гостей к чайному домику. Согласно историческому преданию, устройство такой дорожки восходит к кускам белой бумаги, которые были положены на мокрую траву для того, чтобы роса не замочила одежды сегуна Есимасы Асикаги, когда он шел на чайную церемонию. И как бы в память об этом событии дорожка названа «родзи», что означает «земля, увлажненная росой». И это слово стало впоследствии обозначать весь сад. В конце родзи у входа в чайный домик находится каменный колодец, из которого гости берут воду для омовения перед церемонией. В устройстве чайного сада всё должно создавать настроение спокойной отрешённости, умиротворения.

2) Чайный домик (тясицу) должен быть воплощением простоты и естественности. Специально построенный чайный домик имеет вид простого крестьянского дома под соломенной крышей, он состоит из одной комнаты, в которую ведёт узкий и низкий вход, что заставляет любого, кто входит, низко поклониться, независимо от его общественного положения. Самурай не мог войти с длинными мечами, это символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, сосредоточиться на церемонии. Окон в домике может быть много – шесть-восемь, расположены они высоко и чаще всего закрыты. Убранство домика очень простое, стены отделаны серой глиной, пол устлан татами. Напротив входа – ниша в стене — токонома. Как правило, в нише помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, которое чайный мастер подбирает к каждому конкретному случаю. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. В очаг выкладывается пепел в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли, и разводится огонь.

3) Чайную утварь японцы предпочитают такую, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» — потемнение от времени, следы длительного использования. Чайные инструменты и посуда с эффектом «под старину» — один из элементов эстетики чайной церемонии. Предметы должны подходить друг к другу, чтобы составлять единый художественный ансамбль Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается до блеска.

Основные предметы для чайной церемонии:

  • нацуме – чашка для слабого чая;
  • чашаку – чайная ложка из бамбука;
  • тяван – чайная чашка;
  • тясен – венчик для взбития чая;
  • мидзукаси – сосуд для хранения воды для приготовления чая;
  • хишаку – ковш для разливания горячей воды в чашки;
  • фукуса – используется хозяином для вытирания чайной посуды;
  • кобукуся – специальная ткань, на которой подается чашка с крепким чаем

Источник : https://dushinechaju.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *