parallax background

Выпей чашку … пока заваривается следующий чайник

Сакральное в чайном действе
Сакральное в чайном действе
23.09.2020
Фарфор Кутани
Фарфор Кутани
25.09.2020
Сакральное в чайном действе
Сакральное в чайном действе
23.09.2020
Фарфор Кутани
Фарфор Кутани
25.09.2020
Новичок Энсо желал изучать чай, находя больше «вкуса» Дзен в чае, чем в Дзен-до, особенно на вечерних лекциях. Чаепития на рассвете в его маленькой комнате рассказали ему больше о его жизни, чем все проповеди и затворничества, которые он посещал.

Энсо прослышал, что великий мастер Дзен и чая по имени Сен Но Рикю учит в далеком Киото. Он сбросил свой халат, облачился в грубую крестьянскую одежду и отправился в дальний путь пешком. Наконец, он достиг окраин города, где жил учитель. Он прождал у ворот до рассвета. Когда мастер вышел, Энсо поклонился и попросил принять его в ученики. Рикю ушел по улице, оставив ученика без ответа. Вечером, когда мастер вернулся, Энсо все еще сидел там, несмотря на холодный осенний ветер. Рикю впустил его и заварил чай.

Шли месяцы… Энсо научился набирать воду на заре, когда она полна солнечной энергии Ян. Он научился делать так, чтобы температура углей была идеальной, и они могли часами гореть под слоями золы, украшенной сложным узором. Он мог взбить чай так, что аромат наполнял комнату и умиротворял воздух. Рикю обучал его медленно, редко произнося слова. Он просто обращал внимание ученика на то, что он делал сам — часто одним только взглядом. Энсо был прилежным. Годы в монастыре пошли ему на пользу. Но он был молод. Он чувствовал, что еще не постиг Путь Чая.

Однажды, когда они работали в саду, и Рикю показывал, как собирать цветы для дневных приготовлений в чайной комнате, Энсо спросил: «Учитель, я прошел через всю империю, чтобы познать Путь Чая. В чем истинная сущность чая? В чем высшая правда, заключенная в чайной церемонии?».

«А…», — сказал старый мастер, приподняв брови так, что Энсо привстал на цыпочки от нетерпения. Он был уверен, что сейчас ему будет поведан эзотерический секрет. «Самая сущность Пути Чая», — продолжил Рикю: «такова:

Принеси воду,

Разожги угли,

Вскипяти воду,

Завари чай.

Затем

выпей его».

Рикю кивнул, улыбнулся и продолжил работать в саду. «Но… но…», — возразил Энсо: «Так не может быть. Я проделал весь путь, чтобы узнать это! Я знал это с самого начала. Это слишком просто!»

Рикю ответил: «Энсо, сын мой, в тот день, когда ты сможешь сделать все так, как я сказал, я приду в твой дом через всю империю, поклонюсь до земли и со всей почтительностью назову тебя учителем до конца моих дней».

Во всех культурах искусство было призвано воплощать духовную правду, которую не просто выразить словами. Символы и рисунки, поэзия, музыка и мифы зачастую ясно указывают на опыт и живую правду, являющуюся внутренним ядром религиозной жизни. Иногда присутствия правильного предмета искусства достаточно, чтобы вызвать у нас духовный подъем.

Традиция Дзен предложила миру свой уникальный взгляд на творческий процесс, выходящий за пределы выразительности и коммуникации. Адепт Дзен видит в искусстве прямую передачу опыта и яркое выражение правды — как стихи, внезапно рожденные, как излияние опыта просветления — «львиный рык» Будды. Кроме этого, Дзен рассматривает саму жизнь художника как аспект искусства — не просто процесс, ведущий к художественному творению, но форму искусства саму по себе. Кроме фиксации исключительно на результатах, не важно, что они выражают или сообщают, жизнь художника есть отдельный вид искусства, выражающий собственную правду.

Дзен-мастер использует творческий процесс как медитацию. Он стремится очистить свой творческий потенциал — удалить любые следы эго-сознания — так что поэзия, живопись, каллиграфия или керамика рождаются сами по себе, как если бы они прорастали из Природы. Такое искусство не только более прямо обращается к пространству за пределами понимания или непонимания, но также преображает самого художника.

В истинном искусстве есть пространство, которое окружает композицию — там сознание освобождается от голоса, столь часто накладывающегося на чистоту нашего истинного, безграничного сознания, заключая его в тесные рамки илистого пруда, в то время как оно должно быть подобным океану. Проживание момента затем направляется в искусство, с которым другие могут взаимодействовать более непосредственно, чем с другими средствами коммуникации. Вся жизнь художника ведет к таким созидательным моментам, и не существует реальной четко определенной границы. Осязаемая форма, которой является искусство, в Дзен проистекает из очищенного, пустого ума, и тем самым выражает частицу пустоты, из которой она возникла.

Способность опустошить сознание и позволить творческим силам накопить достаточный импульс, чтобы обрести форму, связана не только с временем, затраченным на практику искусства; она охватывает все аспекты жизни. Мастер каллиграфии наставляет своих учеников так: чтобы написать совершенный свиток, надо сначала стать совершенным самому, а затем писать естественно. Чистый ум как сама природа — величественная и вдохновляющая во всех своих проявлениях.

Искусство чая тоже выражается через эти принципы. Мастер Дзёо (Takeno Joo) часто говорил своим ученикам, что Путь Чая очень мало связан с непосредственным приготовлением чая или чайной комнатой. Если Ваша жизнь в беспорядке, то несколько вдохов не очистят Ваш чай. Если внутренний шум вошел в привычку, то Ваше искусство будет шумным. Мы развиваем чистоту, ясность и спокойствие в себе, используя приготовления чая как земную ось, вокруг которой вращается наш Дзен — собирающий импульс, так что, когда единомышленник заходит к нам, мы можем передать этот космос напрямую. И что может быть более непосредственным, чем сознание, дистиллированное в настой и выпитое другим человеком?

«Продемонстрировать свой Дзен без слов и без молчания» — это задача для мастера. И дело здесь не в самом ответе: будут ли это слова — даже абсурдные, как «горные лилии на ветру», страстные мазки туши или чай. Не важно, какой ответ Вы выберете — важно то пространство, их которого исходит Ваш ответ. Так же как чистота воды зависит от того, из какого она источника, реки или колодца. И в этом нет обмана, так как мастер распознает талант.

Он знает, как смотреть, и этому Вам тоже надо учиться, если хотите видеть Дзен в искусстве, потому что Дзен нельзя увидеть. Важно, как именно смотреть — глазами Будды.

Виды искусства, такие как каллиграфия, поэзия, пейзажная живопись, чай и даже фехтование, являются мощным выражением Дзен, когда люди его разделяют и проживают. Вершиной жизни художника является сознание Дзен, которое затем может быть сообщено другим. Древние говорили: «Высказывай то, что нельзя проделать, и делай то, что нельзя высказать». Тогда само произведение искусства подобно тому, что можно высказать, а жизнь и сознание, из которого это искусство проистекает — является тем, что высказать нельзя. Вот почему Дзен можно лучше выразить через искусство, чем через логику, рассуждение или изучение. В каждый момент здесь и сейчас в присутствии уникальных людей Дзен может проявиться своим собственным способом. Каждый человек Дзен имеет свой способ выражения, который может быть понят и прочувствован определенными людьми. Таким образом, я выражаю свой опыт, силу и надежду в этом тексте так же, как птица может выразить свои в птичьем пении.

И Вам не нужно называть себя мастером Дзен, чтобы совершенствоваться в чае. Просто учитесь готовить чай, и этот процесс очистит Вас, если Вы позволите ему это сделать. Умение, нужное, чтобы приготовить чай правильно, требует спокойного ума, и когда Вы пьете чай, день за днем Вы будете сильнее чувствовать, какие аспекты Вашей жизни не гармонируют с мелодией, которую напевает Вам чай. Но сделать это не так просто, как кажется. Учитель Рикю не снисходителен — он абсолютно серьезен: потребуется вся жизнь, чтобы научиться просто заваривать чай!

Когда вы пьете чай, вы начинаете любить его, и когда Вы любите чай, вы начинает жить чаем. Жизнь в чае затем пропитывает другие аспекты Вашей жизни, и Ваша диета, упражнения и повседневные дела медленно встраиваются в творческий процесс. И в отличие от других форм искусства, связь с Путем Чая является гораздо более законченной, потому что сам объект творения употребляется в пищу, утрачивая все свои смыслы и возвращаясь в Ваше тело и обыденую жизнь — замыкается круг Дзен, называемый «Энсо».

Самый высший уровень — самый простой. Чай — это «Дзен повседневности», такой же простой, как употребление пищи, когда Вы голодны, и питие воды, если Вас мучает жажда. Высшее выражение жизни подобно этому. Лучший чай приготовляется этим же способом. Вы приносите воду, Вы кипятите и завариваете — и спустя некоторое время, когда искусство и жизнь сливаются воедино, Вы понимаете, что пьете Дзен.

Чистый цвет, утонченный вкус,

Робкий аромат и легкая горечь…

— Люй Сюн —

(От переводчика):

Листья пуэра под кипяток —

Дым и горечь…

— Баста —

Источник : https://vk.com/teahouse_nsk

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *