parallax background
Любимый чай Черчилля
Любимый чай Черчилля
08.06.2020
Цзинь Цзюнь Мэй (Золотые брови)
Цзинь Цзюнь Мэй (Золотые брови)
10.06.2020
Любимый чай Черчилля
Любимый чай Черчилля
08.06.2020
Цзинь Цзюнь Мэй (Золотые брови)
Цзинь Цзюнь Мэй (Золотые брови)
10.06.2020
Никогда не понимал следующий момент. При традиционном производстве «копчёного» сяочжуна чайный лист проходит двукратную обработку дымом сосновых дров. Второй раз, естественно, при сушке. А вот первый раз — часто говорят, что во время ферментации. Но активность оксидаз при повышении температуры замедляется, и терять влагу в процессе ферментации чай не должен. Как же его коптить? Хризолит (как, впрочем, и Бадуров) говорит, что первая фаза копчения – однозначно, во время подвяливания, без вариантов. Что вполне логично: на этом этапе повышение температуры чаю не повредит.

Никогда не понимал, каким образом связано возрождение чайного дела в начале эпохи Мин с запретом на комковой чай. Ну, был он элитным и дорогостоящим, и что с того? Как запрещение производства какого-либо продукта, пусть даже низкорентабельного и с очень ограниченным рынком сбыта, может вывести отрасль из упадка? Что – если запретить строить «Протоны», то и спутники падать перестанут? И вот совместными усилиями мы смогли подобрать подходящую аналогию. В Древнем Египте на строительство пирамид уходило колоссальное количество ресурсов – все, какие есть. В итоге мы имеем множество пирамид разного размера среди песка, и больше ничего. А если бы нашёлся разумный фараон и запретил бессмысленный расход сил и средств, то очень может быть, что сейчас мы имели бы не только пирамиды, но и прекрасную разнообразную древнеегипетскую архитектуру.

Никогда не понимал, почему открытие ферментации как технологического процесса связывают с переходом от чженьцина (обработке чая горячим паром для убийства зелени) к чаоцину (прогреву в котлах). Ведь считается, что чаоцин обеспечивает гораздо более надёжную фиксацию, потому он чженьцин в итоге и вытеснил. Так разве не больше шансов было обнаружить потемнение смятого чая в эпоху не слишком надёжного пропаривания? Так-то оно так, и, конечно, то, что смятый чай, несмотря на предварительное пропаривание, может потемнеть, было замечено давно. Поэтому его старались как можно скорее высушить. А с переходом на более эффективный чаоцин появилась возможность откладывать сушку на некоторое время. Например, если чай смят вечером, то сушить его не ночью, когда влажность высока, а на следующее утро, в более благоприятных условиях. В общем, появился промежуток между сминанием и сушкой, и это поспособствовало оценке достоинств ферментированного чая.

Кстати о чаоцине. Хризолит говорит, что применяться к сырью с больших деревьев Юньнани прогрев в котлах стал относительно недавно, всяко меньше века назад. А традиционный юньнаньский пуэр проходил фиксацию естественным прогревом на солнце, и был, таким образом, ещё ближе и к белому чаю, и, очевидно, к красному, поскольку полноценной такая фиксация быть не могла. Может быть, кто-то помнит «Гуансюй» из Института чая Пуэр, который Виктор Колодков обозначил как «зимний шен»? Он был сделан по подобной технологии, и действительно напоминал и выдержанный белый, и лёгкий красный чай. Хризолит говорит, что это и есть архаичная юньнаньская технология. И в этом ещё одна часть разгадки, каким образом жители Юньнани пили молодой шен: у того, что они пили, очень мало сходства с современными шенами.

Мне было не совсем понятно, как соотносятся с привычной ещё со старых времён классификацией степеней прогрева утёсных улунов (Сяо Хо/Чжун Хо/Гао Хо) термины, которые всё чаще употребляются в последнее время, все эти Цин Хо и Цзу Хо. Выяснилось, что новые (относительно) термины означают исключительно температуру, при которой проводится хунпей. Всего насчитывают до пяти уровней в интервале примерно от 80 до 180 градусов, по мере возрастания: Цин Хо (лёгкий), Чжун Хо (средний), Цзу Хо (достаточный), Гао Хо (высокий), Лао Хо (старый?). Уровень огня определяется мастером заранее, и одна партия маоча ведётся как Цин Хо, другая как Цзу Хо, и т.д. Но эти пять уровней огня не позволяют однозначно охарактеризовать будущий чай. Во-первых, число прогревов и в особенности продолжительность промежутков между ними могут различаться в зависимости от погодных условий, свойств самого сырья и т.д., и их нельзя предсказать заранее. Во-вторых, разные сорта яньча по-разному впитывают огонь: Шуйсянь и Жоу Гуй, прогретые при одной температуре, производят впечатление по-разному прогретого чая. В-третьих, чем интенсивнее прогрев, тем заметнее бывает т.н. фаньцин, откат, частичное возвращение зелени из-за впитывания влаги. В общем, раньше, когда говорили «Cяо Хо», «Чжун Хо», или «Гао Хо», имелись в виду свойства готового чая (и, по-моему, так продавцам и покупателям понятнее и проще); а нынешние «Цин Хо» и «Цзу Хо» — это характеристика одного отдельно взятого параметра технологического процесса. Понятно, что Цзу Хо Шуйсянь будет темнее Цин Хо Шуйсяня, по крайней мере, у одного и того же мастера. Но вот насколько тёмным будет каждый из них, и насколько они будут различаться? Это будет зависеть от ряда других факторов. И это делает термины менее ясными, но зато приближает нас к реальной ситуации, с которой имеет дело мастер – к живому и вечно меняющемуся чаю. На самом деле всё ещё сложнее, потому что сильнее и слабее прогретые разновидности всё-таки имеют определённые названия, и они могут быть разными у разных сортов (и, подозреваю, у разных мастеров). Например, у Жоу Гуй это Хуа Сян, «цветочный аромат» (посветлее) и Го Сян, «ягодный аромат» (потемнее), но Шуйсяни аналогичного прогрева будут называться уже иначе.

Мы не могли однозначно решить для себя вопрос о границах термина «дяньхун». Некоторые называют так все юньнанские красные чаи, ведь «дяньхун» и означает «дяньский красный», а государство Дянь располагалось на территории современной провинции Юньнань. Но такое расширенное толкование термина лишает его значительной части смысла, ведь далеко не все красные чаи из Юньнани похожи на классические дяньхуны. С другой стороны, когда о Дяньхуне говорят как о ботаническом сорте, у меня это вызывает целый ряд сомнений. Что это за сорт? Это ассамика или синенсис? Если знаменитая экспедиция, открывшая чайный потенциал уезда Фэнцин, состоялась в начале 1930-х, а уже в конце 1930-х началось производство дяньхуна, то как можно за столь короткий срок вывести ботанический сорт? И если всё это было так недавно, то что означает название Гу Шу Дянь Хун, «дяньхун со старых деревьев»?

Хризолит утверждает, что за термином «дяньхун», помимо географии и технологии, стоит и ботаника, отсюда и классическая мелодия вкуса, которую ни с чем не спутаешь. Есть 6-8 близкородственных сортов, которые служат источником сырья для дяньхуна (аналогичная ситуация, например, с цихуном – это не один конкретный ботанический сорт, но и не всё подряд, что растёт в Цимэне), происходят они от юньнаньской ассамики, работы по их выведению были начаты в 1930-х, но продолжались на протяжении десятилетий. 50-70-летние кусты вполне могут называться «Гу Шу». А красные юньнаньские чаи из другого сырья лучше было бы называть не дяньхунами, а как-нибудь иначе, например, красные чаи из сырья с прямоствольных деревьев – Цяо Му Хун Ча или Гу Шу Хун Ча, и т.д.

История других видов и сортов чая также была исправлена и дополнена на семинаре. Так, по словам Хризолита, различия в датировке возникновения Те Лоханя связаны с тем, что нынешнее название появилось относительно недавно, несколько веков назад, но сам сорт известен действительно с эпохи Сун и так и назывался – Сун Шу, Сунское Дерево (будучи, таким образом, тёзкой известного даньцуна). Но делали из него, разумеется, не улун. Улуны в Фуцзяни вообще появились всего лишь в конце XIX века, а массовым их производство стало в середине ХХ века, а в Гуандуне – и вовсе в 1990-х. Это не отменяет существование древних одиночных деревьев, чай с которых высоко ценился. Только улуном он не был.

А свой современный вид улуны приобрели ещё позднее. По словам Хризолита, плотная поперечная скрутка была изобретена на Тайване только в 1980-х, а на материке появилась лишь в 1990-х. До 1990 года круглая Те Гуаньинь не только не преобладала – её вообще не существовало.

Ещё выяснилось, что утёсный улун У И Ци Лань, Чудесная Орхидея, и красный чай Бай Я Ци Лань Хун Ча, Чудесная Орхидея с Белой Почкой – действительно родственники. Ци Лань как ботанический сорт родом с юга Фуцзяни, но не из Аньси, а из уезда Пинхэ в самом южном округе Чжанчжоу, и имеет две основные разновидности – Бай Я Ци Лань, Белая Почка, и Цзинь Я Ци Лань, соответственно, Золотая. У себя на родине он хорошо известен, чего не скажешь о России.

И ещё момент, который вызвал затруднения на семинаре. Как известно, сяочжуны, архаичные красные чаи, номинально отличаются от более современных гунфухунов наличием в технологической цепочке операции «прохождения красного котла», то есть интенсивного прогрева после ферментации, который быстро останавливает ферментативные процессы. Гунфухуны после ферментации начинают сушить, температура сушки значительно ниже, и окисление продолжается ещё 20-30 минут.

Так вот, на практике красным котлом при производстве сяочжунов уже давно не пользуются. По сути, нынешние сяочжуны — это гунфухуны, только из сяочжунового сырья.

А вот у Цзинь Цзюнь Мэй, по крайней мере у оригинальных, эта операция присутствовала. То есть, Цзинь Цзюнь Мэй — это одновременно и новый элегантный сорт, и возрождение древней технологии.

Итак, семинар Хризолита по уишаньскому чаю закончен. За 3 дня в качестве иллюстраций было выпито в общей сложности 35, если не ошибаюсь, чаёв – серёжиных плюс небольшие дополнения из нашей коллекции. Среди них было немало чаёв от Ту Шуня, а остальные зачастую не уступали им по уровню.

А количество информации вообще не поддаётся исчислению.Тем не менее, я особо отметил для себя с десяток вопросов, на которые раньше не мог найти ответа и которые удалось в ходе этого семинара прояснить. И на протяжении текущей недели буду делиться с вами этими находками.

Но начну я с другого. За последний год в статьях и разговорах мне не раз встречались, прямо скажем, странные утверждения, авторы которых ссылались то на неких китайских профессоров, почему-то безымянных, то на свои личные – правда, короткие – визиты в Уишань. Поэтому во время ночного общения с Сергеем я постарался расставить точки над «i». Вот четыре точки.

  • 1) Уишаньцы не заваривают утёсные улуны по схеме «одна минута, полторы, три» и не ограничиваются тремя заварками. Такого Хризолит не видел никогда. Типичное обращение с яньча у тех, кто его делает – граммов семь на среднего размера гайвань, 5-7 заварок от полминуты до минуты. Детали – например, температура воды – могут сильно различаться, причём не случайным образом, многие придают им значение и умеют искусно их варьировать.
  • 2) Заявления, что высококачественное сырьё не греют сильно, чтобы сохранить природные тонкие оттенки вкуса, не соответствуют действительности. Традиционный прогрев для большинства настоящих утёсных улунов – сильный, именно он в полной мере раскрывает характер чая. Другое дело, что прогрев должен быть грамотным, а пережигают до угольков дешёвые подделки, чтобы за чрезмерным огнём скрыть низкий уровень сырья и дефекты обработки. Но если вам подсовывают явно зеленушный утёсный улун и говорят, что его специально не стали прогревать, потому что он слишком для этого хорош – вам врут.
  • 3) Заявления о том, что ценность и стоимость сырья зависит от того, рядом с туристическими маршрутами растут кусты или не рядом, фотографируют их туристы или не фотографируют и т.п., не соответствуют действительности. Нельзя исключить, что среди уишаньских чаеводов есть некоторое число мистиков и эзотериков (хотя Хризолиту такие не попадались), но тем не менее ценится сырьё из мест, где уникальное сочетание природных факторов обеспечивает высокое качество чайного листа, а не сырьё, на которое не падал глаз туриста.
  • 4) Заявления о том, что Да Хун Пао был спасён и размножен благодаря прививанию черенков одного сорта на черенки другого сорта, и что посадки моносортов яньча делаются таким методом, безграмотны и не соответствуют действительности. Гибриды, созданные подобным образом, существуют – например, Цзинь Гуаньинь и Хуан Гуаньинь – но представляют собой редкое исключение. Работа по размножению ценных сортов утёсных улунов, проведённая в ХХ веке, никакого отношения к прививанию одних сортов на другие не имеет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *