Матча на кокосовом молоке
21.05.2020Тугоцзай (土国在)
22.05.2020Уникальная техника
Название «селадон Корё» относится к уникальному виду керамических изделий, производство которых началось в Корее в период, называемый периодом Корё (918—1392 годы н. э.). Корейское слово чонджа, используемое для обозначения селадона, переводится как «фарфор голубого цвета». Китайцы того времени особенно выделяли селадон, превознося его такими выражениями, как «лучший под небесами». Особенными селадоновые изделия делает блестящая глазурь насыщенного голубовато-зеленого цвета.
Привлекательный зеленый цвет оттенка нефрита получался в результате смешивания цветов глины и глазури. Эффект достигался за счет двойного обжига каждого изделия. Корейский искусствовед Янг-Мо Чанг объясняет, что при работе в этой технике сосуд формировали из глины, содержащей железо. Сначала его обжигали при температуре 700—800 градусов по Цельсию. Затем на поверхность наносили глазурь, в состав которой входил карбонат кальция и от 1 до 3 процентов железа. После этого сосуд снова подвергали обжигу — на этот раз при температуре 1 250—1 300 градусов в восстановительной газовой среде.
Рассматривая изделия селадон Корё повнимательнее, видишь гармонию изящных линий и формы. В классических селадоновых бутылках, чайниках, блюдах и кувшинах отражаются те же линии и очертания, что и в традиционных корейских костюмах и даже танцах. Рисунки на сосудах тоже связаны с темой природы. Мастера, вдохновленные природой, создавали на селадоновых изделиях прекрасные пейзажи, изображая горы, деревья, цветы, рыб, птиц, насекомых и людей. Некоторые из геометрических узоров, которые они использовали, встречаются и в произведениях современных мастеров гончарного дела.
Теперь давайте посмотрим, какие красители применялись для создания селадоновых узоров. Большинство узоров были выполнены с помощью инкрустации с использованием черных и белых красителей. Изначально гончары Корё заимствовали эту технику из Китая. Но вскоре в их работах начала проявляться собственная изобретательность. Выдающимся примером является техника инкрустации под названием сангам. В ходе работы желаемый мотив вырезается на поверхности незаконченного сосуда, и получившиеся выемки заполняются белой или красной глиной. Затем изделие обжигают. При этом белая глина приобретает белоснежный цвет, а красная глина становится черной.
Если присмотреться поближе, то на поверхности селадона можно различить трещинки. Считается ли это дефектом? Почему они образуются? Чем сложнее рисунок инкрустации, тем тоньше должна быть глазурь, чтобы через нее отчетливо просматривался узор. Поскольку слой такой тонкий и хрупкий, по всей поверхности селадоновой глазури неизбежно появляются маленькие трещинки — побочный эффект, возникающий от старания добиться прозрачной глазури. Поэтому трещинки воспринимаются как естественная особенность, а не дефект. Некоторые гончары в наше время намеренно используют глазурь, которая дает трещинки.
Заварочный чайник
После завоевания Кореи Монголией в начале XIII века производство селадона Корё быстро пришло в упадок. В конце концов гончары перестали изготавливать красивые сосуды, и их методы производства были утрачены. Сегодня из-за высоких цен, установившихся на селадон Корё, и небольшого количества сохранившихся изделий, выполненных в этом стиле, современные гончары напряженно трудятся над возрождением этой техники. Изучая фрагменты древнего селадона, они создали изделия, которые идентичны оригиналам по размеру и форме, а некоторые мастера утверждают, что им удалось добиться создания чарующего цвета селадона Корё. Очень трудно воссоздать точный состав древней глазури, для производства которой использовались только природные минералы.
Современным мастерам предстоит разгадать и другие секреты, например, каким образом и как долго изделия подвергали обжигу. Работники Корейского исследовательского института селадона проводили эксперименты с разными материалами и техниками производства с целью возродить своеобразный цвет селадона Корё.
В последние годы были найдены давно потерянные сокровища, выполненные в технике селадон Корё. Например, в 1995 году один рыбак решил проверить правдивость рассказов, которые он слышал о кусках керамики, запутавшихся в рыболовных сетях. Вместе с другими рыбаками он начал поиски. В конце концов он вытащил из моря 129 селадоновых изделий. Вслед за успехом этих рыбаков Управление по охране памятников культуры Кореи организовало исследовательскую группу. Они нашли корабль, затонувший при перевозке селадона, и за несколько месяцев команда извлекла на поверхность 463 изделия из селадона! Каким радостным событием это было для исследователей и историков!
Селадон Корё сегодня
Как можно полюбоваться красотой селадона Корё сегодня? Возможно, вам удастся посетить выставку корейского искусства в некоторых известных музеях мира, таких, как Британский музей или Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Но лучше всего отправиться в Корею и посетить город Кванджу, где находились многочисленные печи для обжига первых селадоновых изделий. Или можно поехать на один из нескольких ежегодных фестивалей керамики, проходящих в провинции Кёнгидо. Там вы увидите, как делают селадон. Вы даже можете сами попробовать сделать что-нибудь на гончарном круге. Можете представить, как вы делаете сосуд, инкрустируя его словами или узорами, обжигаете его в печи и держите уже готовое изделие в своих руках?
Конечно, можно купить современный селадон в универмаге или сувенирных магазинах. Там вазы, чайные сервизы и другая посуда ручной и фабричной работы выставлены на витрине. Может быть, вам захочется угостить своих гостей корейским чаем из селадоновых чашек, а селадоновая ваза с цветами будет украшать ваш стол.
Источник : https://vk.com/teahouse_nsk