Властелин чаепитий
07.11.2018Компания Ostfriesische Tee Gesellschaft Gmbh & Co (OTG)
08.11.2018Все знают, что родом чай из Китая. Но не всем известно, что до VI века чайный настой разной концентрации использовался только в качестве лекарства. Затем он стал повседневным напитком в монастырях, ибо способствовал концентрации и одновременно с этим – расслаблению. Из монастырей перешел в дома знати. А к IX веку сделался китайским национальным напитком: пили его и аристократы, и крестьяне.
Примерно тот же путь прошел чай в Корее и Японии, куда был завезен в приблизительно в 550 году.
В Индию чай попал в то же время, но там он так и оставался напитком буддийских монахов – вплоть до XIX века, когда в Индию прибыли англичане и обнаружили, что здесь тоже растет их любимый чай!
Именно англичане начали культивировать индийский чай и создали все ныне существующие плантации, ведь того им приходилось покупать свой любимый напиток в Китае и дорого за него платить.
Хотя среди европейцев самыми большими любителями чая традиционно считаются англичане, первыми в Европе попробовали этот напиток португальцы: они привезли чай из Китая еще в 1517 году. Чай стал напитком португальской аристократии.
В 1610 году чай попробовали в Голландии, где его так же высоко оценили.
И только в 1664 году Ост-Индская компания прислала в подарок британскому монарху Карлу II два фунта чаю. Возможно, монарх и не оценил бы, ведь в Англии еще не умели правильно заваривать и пить чай. Но супругой его была португальская принцесса Катарина Браганская, большая любительница этого напитка. С королевского стола традиция пить чай перешла в аристократические дома. К середине XVIII века чай уже был любимым напитком зажиточных британцев всех сословий.
В континентальной же Европе суровую конкуренцию чаю составлял кофе – во-первых, более привычный, а во-вторых, более дешевый, ведь его не нужно было закупать у китайцев, ценивших чай на вес золота: кофе произрастал в заокеанских колониях и привозился во Францию, Германию, Австрию и Испанию беспошлинно.
Сундук с чаем
В Россию чай попал гораздо раньше, чем в Англию.
В 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае и привезли в Москву диковинный бодрящий напиток, который китайцы называли «цао». В Юго-Восточной Сибири и Средней Азии он к тому времени был известен и популярен. Правда, у Петрова и Ялышева запас чая был невелик: только на пробу, как диковинка…
Зато в 1638 году русский посол Василий Старков привез русскому зарю подарок от одного из правителей Западной Монголии: сундук с чаем.
Сундук этот сохранился до XIX столетия, когда и было выяснено, что чая в нем поместилось 64 килограмма. Так что хватило надолго и царю, и боярам. Напиток понравился, к нему привыкли, и когда он кончился – заказали купцам еще. Так чай начали ввозить в Россию.
Уже в 70-х годах XVII века чай продавался на рынках и был хоть и дорогим, но все-таки достаточно обыденным товаром. Правда, поставляли его только в два города: в Москву и в Нижний Новгород, и уже оттуда мелкими партиями он расходился по всей России.
Даже в Петербург чай везли из Москвы.
К середине XIX века в столице России был всего один чайный магазин, тогда как Москве – больше сотни.
А вот на Украине чай не пили вовсе. Разве что аристократы, бывавшие в Петербурге и в Москве. И традиционное для европейской части России долгое чаевничание у простых украинцев ассоциировалось с бессмысленным питьем горячей воды, занимающим при этом слишком много времени… Они презрительно называли русских любителей чая «москали-водохлебы».
Интересно, что до конца XIX торговля с Китаем была сугубо меновой. Самым большим спросом у китайцев пользовались меха: их-то и меняли на чай. А еще русские купцы везли сукно, льняной холст, кожи, железные и чугунные изделия уральских заводов…
Китайцы за все платили чаем.
Царскому правительству торговля чаем была выгодна: чай облагался в разные времена налогом от 80% до 120%, и все равно пользовался огромным спросом.
Правда, речь идет только о черном чае: зеленый, как более дорогой, но с менее выраженным вкусом, не пользовался популярностью.
Традиции русского чаепития
Чай пили три-четыре раза в день. После каждой еды и отдельно, когда захочется.
Самовар всегда держали горячим, с раннего утра и до позднего вечера.
Чай пили со сластями и выпечкой.
Именно из России пошла традиция подслащивать чай сахаром или медом.
А простой народ пил чай «в прикуску»: брали в рот кусок сахара и сквозь него глотали чай – так казалось вкуснее и экономичнее.
В летнее время наши предки любили пить чай на свежем воздухе, в саду или на балконе. В августе и сентябре замечательным дополнением к чаю считался арбуз.
Традиция пить чай с лимонами или апельсинами (причем апельсины были более популярны) появилась потому, что к послеобеденному чаю добавляли кислый сок этих плодов «для усадки», чтобы легче было переварить плотные и жирные блюда старинной русской кухни.
Сейчас в мире «русским чаем» называют очень крепкий черный чай, поданный в стакане с подстаканником.
Самовар – чисто русское изобретение. Известный исследователь кулинарной истории мира, В.В. Похлебкин, пишет: «Попытки найти предшественников самовара в других странах, часто предпринимаемые искусствоведами, археологами, основаны лишь на внешнем сходстве тех или иных бытовых предметов с самоварами. Так, римская бронзовая аутенса, найденная в Помпеях, хоть и предназначена для кипячения воды, но является одновременно жаровней и построена по иному принципу. Ближе всего к самовару китайские хо-го (металлические и фарфоровые), у которых нет крана, но есть поддувало и которые китайцы используют для подачи к столу кипящего супа. Для подогрева воды они используют, как и японцы, специальные кувшины с решеткой – цибати. Вполне возможно, что русские умельцы создали совершенно оригинальный, удобный, портативный и приспособленный к русским зимним условиям комбинированный прибор – самовар, конструктивно объединив идеи, воплощенные в хо-го и цибати».
Чай пили не только дома: так же были распространены «чайные» — нечто вроде трактира, где подавался только чай и всевозможные плюшки-пирожки к нему. Особенно много чайных располагалось по пути к святым местам, куда шел большой поток богомольцев. И.С. Шмелев вспоминал, как в 70-е годы XIX века он еще мальчиком ходил на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру: «Пьем чай в богомольном садике. Садик без травки, вытоптано, наставлены беседки из бузины, как кущи, и богомольцы пьют в них чаек. Бегают половые с чайниками, похожими на большие яйца: один с кипятком, другой, поменьше, с заварочкой. Называется – парочка».
Самая знаменитая открытая чайная веранда находилась на Воробьевых горах и принадлежала садоводу Крынкину, который так же владел обширными теплицами, где раньше всего поспевала клубника. Богатые москвичи любили заехать к Крынкину на чай с ранней клубникой.
Первые шаги к чаю
Впервые о том, чтобы выращивать чай на территории России, заговорили в 1792 году. Чайные кусты намеревались получать из Японии и высаживать на плантацию возле города Кизляра, который в ту пору был самой южной точкой Российской империи.
Но тогда дальше обсуждения не продвинулись.
В 30-х годах 19-го века были совершены первые попытки акклиматизировать чай в России: теперь уже чайные кусты высаживались на черноморском побережье Грузии. Интересно, что происходило это одновременно с попытками англичан создать собственное чаеводство в Индии, когда они прививали драгоценные китайские сорта на подвластных Британской короне территориях.
В России же инициатором разведения чая стала православная церковь, и первые эксперименты проводились монахами на территории монастырей: священнослужители считали, что чай помогает воздержанию, усмирению сердца и располагает к благодушию, но при этом дает силы и бодрость, необходимые верующему для каждодневных трудов.
Видимо, уже в те времена монахи знали об успокоительных и тонизирующих свойствах чая.
Чай позицинировался ими, как антипод алкогольным напиткам, а так же будоражащему и горькому кофе.
Царское правительство не поддержало этого начинания.
К тому же владельцы чайных плантаций, китайцы и японцы, экспортировавшие семена чайных растений, обливали их кипятком перед отправкой, и тем самым убивали. Они не могли позволить развиться в России собственному чайному производству: поставщикам чая это было бы в высшей степени невыгодно, ведь Россия закупала ароматное чайное сырье на миллионы золотых рублей!
Неизвестно, как долго еще жила бы Россия без собственного чая, если бы не… любовь.
Нечаянная любовь
В 1854 году, во время Крымской войны, возле города Поти потерпел крушение британский военный корабль. Экипаж был взят в плен, но согласно благородным обычаям тех времен, офицеры были размещены в домах местной знати – скорее как гости, нежели как пленники.
Один из них, шотландец Джейкоб Макнамарра, влюбился в дочь князя Эристави, оказавшего ему гостеприимство: пятнадцатилетнюю княжну Софико. Девушка ответила ему взаимностью. Любовь их была так сильна, что князь Эристави не смог отказать иноземцу, просившему руки его дочери. Только он поставил условие: Софико никуда не поедет. Хочет шотландец быть с ней – пусть откажется от родины… Джейкоб Макнамарра остался в Грузии.
Но жить без чая он не мог и потому вынужден был тратить целое состояние на доставку этого драгоценного напитка. Тогда-то он и решил попытаться посадить собственную чайную плантацию. Князь Эристави поддержал зятя. Джейкоб заказал чайные семена не перекупщикам, а своими давним друзьям из британского флота. Ждать пришлось долго, но в конце концов живые, не испорченные жадными китайцами семена оказались в его руках, были посажены в благодатную грузинскую землю в районе Озургети, и дали всходы.
Уже в 1864 году на промышленной выставке в Петербурге демонстрировались первые образцы «кавказского чая». Кстати, небезынтересно, что сын Джейкоба и Софико, Николай Яковлевич Марра («Джейкоб» по-русски переводится как «Яков», а фамилию укоротили и упростили) стал выдающимся лингвистом, собирателем кавказского фольклора, академиком и вице-президентом АН СССР.
Торжество и упадок русского чая
Грузинский чай по качеству все же не мог соперничать китайскими и индийскими сортами, и до революции не пользовался популярностью, хоть и продавался на провинциальных ярмарках, как «озургетский» или «русский» чай.
И только в 20-е годы была принята государственная программа развития чаеводства в СССР. Появились достойные сорта грузинского, азербайджанского и краснодарского чая, которыми не брезговали даже истинные ценители напитка, помнившие импортируемый до революции китайский чай.
«В 50 – 70-х годах СССР превратился в чаеэкспротирующую страну. Вплоть до 1989 года советские чаи <…> поступали на внешние рынки: в Польшу, ГДР, Венгрию, Румынию, Финляндию, Чехословакию, Болгарию, Югославию, а так же во многие азиатские страны – Афганистан, Иран, Сирию, Южный Йемен, Монголию», — пишет В.В. Похлебкин.
И во всех этих странах наш чай назывался не «грузинским» или «краснодарским», а просто – «русским»!
Удивительно читать об этих фактах теперь… Начиная с 80-х годов чайное производство в России пошло на спад. И теперь мы опять, как и сто лет назад, покупаем китайский и индийский чай, чаще всего расфасованный в Европе, и платим втридорога. Потому что мы, как и наши предки, жить без чая не можем.