Као Ча — Печеный чай
13.02.2021Немного о Цзинь Хуа
15.02.2021Изучению исторических, географических, туристских, международных аспектов развития Чайного пути посвящены работы разных зарубежных и российских авторов. Большинство авторов в своих работах обязательно обращаются либо упоминают город Кяхта, который в царское время имел статус российской столицы Великого чайного пути. Несмотря на вышеуказанные и другие неупомянутые работы, все еще не исследованы многочисленные исторические события, процессы, факты, связанные с ролью Кяхты в становлении и развитии северного маршрута Великого шелкового пути, названного Великим чайным путем.
В ХIХ вв. большое влияние на русскую торговлю в Кяхте имела Американская компания Шелихова, позднее объединившаяся с Иркутской коммерческой компанией, которую возглавил «первостатейный» купец Мыльников. Российско-американская компания становится одним из основных поставщиков в Кяхту пушнины: бобров, морских котиков, и одной из первых стала распространять китайские товары в северной части американского материка. Еще одним важным товаром Шелихов считал чай, правда, цены на это товар менялись непредсказуемо, поэтому он советовал Щегорину закупать его в зависимости от обстоятельств [6;с.82]. Обычно компания получала за одного бобра 2 ящика чая, а за 10 морских котов — 1 ящик чая. За одного бобра можно было также получить 4 тюка китайки, а за шесть котов — 1 тюк китайки.
Средний годовой торговый оборот Российско-американской компании в Кяхте достигал 100–150 тыс. рублей. В 1815 г. он достигал даже 270 тыс. рублей, причем было выменяно 2515 ящиков чая и 511 тюков китайки. Поток товаров через Кяхту в первой половине ХIХ в. исчислялся миллионами рублей как с российской, так и с китайской стороны. К середине века иностранные товары практически не привозились в Кяхту, отечественные ткани и сукна стали главным экспортным товаром. Постепенно чай превратился в основной импортируемый товар.
К середине XIX в. чай составлял около 90% стоимости привезенных в Кяхту китайских товаров [5, с.42]. С самого начала существования Российско-американской компании в Кяхте была создана специальная контора.
Главное правление Российско-американской компании утвердило инструкцию для своих контор, в том числе и для Кяхтинской, согласно которой Кяхтинской конторе предлагалось поставлять китайские товары на Алеутские острова, в Америку. Среди этих товаров были чай, китайские хлопчатобумажные ткани (китайка, даба), сахарный песок, сахар-леденец и т.д. [1]. Все эти товары выменивались Российско-американской компанией преимущественно на меха.
Важнейшей формой деятельности Российско-американской компании была внешняя торговля со странами Востока. Она прошла длительный и сложный путь эволюции. В начальный период она променивала четверть всей пушнины в Кяхте — единственном месте, где была разрешена торговля с китайцами. Основным рынком сбыта была Россия. Со временем компания стала наращивать объемы сбыта пушнины в Кяхте. Таким образом, «живые» деньги, нужные для обеспечения колоний всем необходимым, для поддержания деятельности православной церкви в Русской Америке, для организации исследований и товарообмена в Кяхте. Само существование русских колоний в Америке напрямую зависело от успешности торговли с китайцами [5, с.583]. Таким образом, мы видим, что в XIX в. Кяхта и Кяхтинская торговля имела значение международного транзитного центра и играла роль общерусского торгового центра на границе с Китаем. Поэтому вполне резонно считать, что маршрут Великого чайного пути начинался тоже с Кяхты.
С 1 января 2012 года появилось такое понятие, как единое экономическое пространство, которое по своей сути уже существовало и в XIХ веке. Сейчас это общий рынок, в состав которого входят такие страны, как Казахстан, Белоруссия и Россия. А в ХIX веке в экономическом союзе находились Россия и Китай. Из данных слов можно сделать вывод, что все, что создают в наше время, было создано ранее, но не имело единого понятия.
Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, что делало перевозку чая дешевле. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. Расцвет чайной торговли с использованием сухопутного пути продолжался вплоть до конца XIX века. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне. Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту.
Транссибирская магистраль теряет свое значение в логистике кяхтинского чая, но его поставка не прекращается, она приобретает новый облик и преображается в Китайско-Восточной железной дороге. Благодаря постройке новой железной дороги затраты на поставку становятся менее затратными, а потребление – массовым. С помощью высокой скорости поставки чай в России значительно дешевеет.
Многие кяхтинские и верхнеудинские купцы переехали в Санкт-Петербург и Москву, переведя туда свои капиталы. Большую часть чая стали перевозить морским путем. Из г. Ухань, куда чай свозили из южных провинций Китая, он направлялся в город Ханькоу. Здесь работал самый крупный в Китае чайный рынок. Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара — чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилизации народов по значению, которое они имели, предназначено быть всемирно-историческими городами».
Сухопутный маршрут Великого чайного пути в России проходил через города Троицкосавск (Кяхта), Селенгинск (Новоселенгинск), далее путь разделялся на несколько ветвей, которые сходились в Мысовой (Бабушкин). Правая ветвь: Гусиноозерск, Верхнеудинск (Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (Бабушкин). Левая ветвь: Удунга, Удунгинский купеческий тракт через горы Хамар-Дабана, Мысовая (Бабушкин). Через горы Хамар-Дабана было проложено несколько купеческих трактов: Хамар-Дабанский, Игумновский, Ивановский, Тункинский, Удунгинский. Из Троицкосавска (Кяхты) шел также сухопутный (Иркутский тракт) и водный маршрут по р. Селенге до Верхнеудинска (Улан-Удэ). Из Мысовой (Бабушкина) шел сухопутный маршрут через Слюдянку и водный маршрут через озеро Байкал в Иркутск. Далее путь разделялся на две ветви.
Правая ветвь шла по реке Лене в Якутск, далее на Аляску. Левая ветвь проходила через Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Ачинск, Мариинск (Анжеро-Судженск), Ботогол, Томск, Новосибирск, Колывань, Чулым, Барабинск, Каинск (Куйбышев), Татарск, Калачинск, Омск, Тара, Ишим, Тюкалинск, Ялуторовск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Соликамск, Ирбит, Пермь, Кунгур, Нижний Новгород, Макарьев, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург.
В Омске от маршрута отделялась левая ветвь, которая вела в Казахстан и Среднюю Азию. Из Санкт-Петербурга маршруты вели в страны Западной Европы. По территория России пролегал также водно-сухопутный маршрут: Забайкальск, Нерчинск, Верхнеудинск (Улан-Удэ). Чайная торговля по сухопутному пути продолжалась до 1929 года.
К началу XX века Россия стала самой «чаепотребляющей» страной мира: во всех крупных русских городах элита общества (дворянеаристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты — самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия.
В чай нередко добавляли спиртное — крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи — обеду или ужину. Кроме того, в любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал непременным и самым любимым напитком каждой русской семьи. В настоящее время многие участки Чайного пути превратились в действующие железнодорожные и автомобильные магистрали и вошли в общую транспортную сеть, связывавшую регионы Азии и Европы. На Чайном пути продолжается торговый обмен между Россией, Монголией и Китаем. В современных условиях создание экономического коридора Россия — Монголия — Китай требует исторического осмысления Великого чайного пути. В результате исследования нам представляется полная картина событий, фактов и исторических справок, которые позволяют с твердостью говорить о большом значении города Кяхта во внешнеэкономической деятельности Российской империи.
Литература:
- 1. Высотина Е. А. Кяхта — российская столица Великого чайного пути // История в подробностях. 2011. No 9. c.72–82.
- 2. Доржиева Т. С. Чайный путь на территории Бурятии: история и топонимия // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. No 10. c.3–8.
- 3. Ермолаев А. Н. Кяхта в истории Русской Америки // Русская Америка. Материалы III Междунар. конф. Иркутск, 2017. c.165.
- 4. Максанова Л. Б.-Ж., Вэй Г., Жалсараева Р. Д. Туристический проект «Великий чайный путь»: история вопроса, современное состояние, международное и региональное партнерство // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. 2015. c.21–28.
- 5. Тулохонов А. К. Политическая география Северной Азии в условиях глобализации или как обустроить российскую периферию. Улан-Удэ: ЭКОС, 2014. c.256.
- 6. Чжан С. Великий чайный путь между Китаем и Россией и его туристский потенциал в контексте международного проекта Великого Шелкового пути // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сб. ст. участников III Междунар. науч.-практ. конф. 2014. c.185–197.
- 7. Сфера потребительских услуг: проблемы и перспективы // Кистенева Н.С., Крячков А.Ф., Логинова Е.В., Петрова А.И., Ралык Д.В., Фомина А.В., Евтодиева Т.Е., Иванова Н.В., Саямова Я.Г., Чернова Д.В., Горгодзе Т.Е.,
Источник : https://www.elibrary.ru/defaultx.asp