Отношение к чаю
07.10.2018Роль чайного мастера
07.10.2018Путь Чая — концепция емкая и при ближайшем рассмотрении легко и охотно разделяющаяся на подконцепции, в крайностях своих часто друг дружке противоречащие. А иногда даже и не в крайностях, а уже где-то посередине. Поэтому, чтобы столь мощную концепцию не дробить, я временно прекращаю использовать термин «Путь Чая» и начинаю использовать термин «подходы к чаю» — это не так претенциозно и, на мой взгляд, более точно. Приведенный ниже перечень подходов к чаю построен по схеме «описание — перспективы — опасности» и является открытым. Я буду рад любым в него дополнениям и любым его корректировкам.
1. Самопознание и самосовершенствование. При таком подходе чай и чаепития становятся фокусом сосредоточения, способом расслабления и мерилом безупречности человека в процессе работы над собой. Этот подход можно также назвать японским — потому как именно японцы в чайной своей церемонии довели его до рафинированного состояния. Приятная перспектива такого подхода состоит в том, что при успешной его реализации можно рассчитывать на близкое знакомство с упомянутой уже безупречностью в мыслях и в действиях. Это полезно и приятно. Опасность (с нашей, чайной точки зрения, естественно) такого подхода состоит в том, что он, на самом деле, не имеет никакого отношения к чаю — познать безупречность можно в заточке ножей, изготовлении фейерверков или «Пяти ритмах». Наверное.
2. Познание чая. Если предыдущий подход — это поиск себя в чае, то данный подход — это поиск чая в себе. То есть поиск и изучение тех свойств и качеств чая, которые близки конкретной персоне. Очевидный положительный результат такого подхода заключается в том, что чай для познавшего его человека может стать универсальным медиатором в самые разные состояния и переживания (никакой трансперсональщины, речь идет об очевидных вещах, типа спокойствия или бодрости). Условно-опасным следствием такого подхода можно считать психологическую зависимость от чая. Которая, впрочем, ничем не отличается от обычной привычки.
3. Изучение чая. Этот подход подразумевает академическое отношение к чаю и всем сопутствующим его жизненному циклу процессам. Изучение чая сопровождается последовательным и постоянным сбором информации, попытками ее систематизировать и доходчиво изложить. В ближайшей перспективе такого подхода — написание популярных книг и статей о чае (прекрасный пример — книга Похлёбкина). Главной опасностью такого подхода является высокая степень неакадемичности самого предмета изучения. Ну то есть по мере накопления знаний о чае академическое его описание будет становиться все более затруднительным (прекрасный пример — книга Похлёбкина).
4. Ритуал и дисциплина. Такой подход заключается во включении чая и чаепитий в набор периодических и интенсивных ритуалов. В самом простом виде такой подход применяется многими нашими соотечественниками, начинающими утро с чашки чая. В виде более сложном (и требующим внимательного приготовления чая) такой подход обладает высоким дисциплинирующим потенциалом и может внести в жизнь человека дополнительные порядок и смысл. Особых проблем и опасностей в таком подходе я не вижу — пока, конечно, чайно-дисциплинированный человек не решит, что все его родные и близкие должны исполнять его ритуалы.
5. Гастрономия. Этот подход своей основной целью имеет получение удовольствия от вкусо-ароматических характеристик, присущих самому чаю или проявляющихся при комбинировании чая с различными продуктами питания, блюдами и напитками. Приятная перспектива такого подхода состоит в расширении гастрономического кругозора и вкусо-ароматической эрудиции и раскрытии новых и более сложных способов получения удовольствия. Которые (способы получения удовольствия) при отсутствии сдержанности и определенной ловкости, прямой дорожкой ведут к разнообразным перверсиям.
6. Культурно-исторический феномен. В этом случае в фокусе внимания «подходиста» будет не сам чай, а множество связанных с ним исторических, социальных, экономических, культурных, военных (список прилагательных можно продолжить) событий и человеческих судеб. В качестве награды за выбор такого подхода можно рассчитывать на сплетение удивительной паутины связей людей и событий через чай и чайную культуру — хотя, конечно, самая значительная часть этой паутины будет связана с торговлей и всякими сопровождающими ее штуками. Типа контрабанды. Грубый намек на такую паутину есть, кстати, в книге A History Of The World In Six Glasses, которую написал Tom Standage. Но при поверхностном анализе чая как культурно-исторического феномена или просто при излишней апологетике напитка можно впасть в очевидную крайность и связывать с чаем все явления и процессы — от промышленной революции в Англии до плодовитости и редкой занудности Льва Толстого.
Коммуникация. Подход к чаю, как способу коммуникации, из которых чай практически исключено, доведен до бессмысленного совершенства в Англии. Однако повторять английские косяки совсем не обязатиельно. Масштабные и камерные дегустации, чайные школы, наш «СезонЧай», простые чаепития с хорошими людьми (которые, как известно, притягиваются к хорошему чаю) — все это примеры коммуникационного подхода к чаю. Положительные перспективы его очевидны — можно познакомиться с отличными людьми, найти новых друзей, заработать денег и охмурить девушку. Или даже двух девушек. Опасности тоже очевидны — при коммуникационном подходе чай может быть заслонен либо ритуалом коммуникации (как в упомянутой уже Англии), либо самолюбованием чайного коммуникатора.
Потребление. Чай — это очень удобный продукт с потребительской точки зрения. Потому что он бывает массовым, доступным, хорошо известным и дешевым. А бывает «элитным», эксклюзивным, коллекционным, модным, статусным и дорогим. А это значит, что возможны разные уровни потребления чая и что культура его потребления каждым конкретным человеком может развиваться. Развитие культуры потребления — это всегда хорошо, потому что это развитие является условием (и следствием — но сейчас первичность обсуждать не будем) развития самого продукта. Ну и проблемы здесь тоже очевидны — любая культура потребления может доразвиваться до создания знаковых маркеров-фетишей, факт потребление которых станет для людей важнее содержания и целей этого потребления. Постарайтесь сейчас не думать о продукции компании Apple.
Торговля. Торговый подход к чаю состоит в том, чтобы найти персонально интересный чай и умудриться заразить его достоинствами потенциальных покупателей. У торгового чайного подхода (который, как правило, реализуется в форме небольшого собственного бизнеса) есть безусловно приятная перспектива — постоянный доступ не просто к хорошему чаю, а к любому чаю. И масса опасностей и искушений — некоторые из них характерны для небольшого бизнеса вообще, а некоторые являются специфически чайными. И главной из них является тот простой факт, что хорошего чая мало и на всех его не хватает.
Туризм. Туристический подход к чаю реализуется по очень простой схеме. Сначала нужно уехать в какие-либо чайные места, очароваться ими, закупиться там чаем (а в идеале еще и принять участие в его изготовлении) — а потом вернуться домой и пить там этот чай, вспоминая, как пахли во время путешествия холмы с плантациями и какой на вкус был вода в ручьях. При этом можно еще употреблять в разговоре такие важные слова, как терруарность и миллезимность. Бонусы у такого подхода очень простые — это красивый, полезный и приятный отдых. Опасности тоже простые — при реализации такого подхода очень быстро может возникнуть разрушительное желание объять необъятное и объездить все чайные регионы.
Коллекция. Коллекционный подход к чаю заключается в том, чтобы перепробовать все чаи из самостоятельно составленного по какому-нибудь принципу списка. Например, дарджилинги со всех плантаций (но первой целью начинающего чайного коллекционера, конечно, должно быть перепробывание всех чаев вообще). Положительной перспективой такого подхода является возможность составить весьма полное впечатление о какой-либо группе чаев. Впрочем, такая положительная перспектива характерна для любой коллекции. Опасность тоже простая — основной целью коллекционера часто становятся не содержательные (в случае с чаем — вкус и аромат), а формальные свойства объекта коллекционирования.
Источник : http://teatips.ru