parallax background

Пара слов о проблемах методологии

Мирсенал, насяльника! или Как работает чайный рунет
Мирсенал, насяльника! или Как работает чайный рунет
26.10.2020
Путь дарджилинга
Путь дарджилинга
28.10.2020
Мирсенал, насяльника! или Как работает чайный рунет
Мирсенал, насяльника! или Как работает чайный рунет
26.10.2020
Путь дарджилинга
Путь дарджилинга
28.10.2020
Анализ для западного человека – не просто излюбленный и предпочтительный метод познания. Это нечто, прописанное в заводских настройках, вшитое в плоть и кровь, использующееся практически бессознательно. Целое мы сразу же делим на части, множество – на подмножества и начинаем «есть слона по кусочкам». Разбираем игрушку на детальки и ковыряемся в детальках. В любом крупном учебном материале есть разделы, в разделах – главы, в главах – пункты, в пунктах – подпункты.

Если объект изучения является множеством, то что у нас идёт сразу же за определением и краткими общими сведениями (а то и перед ними)? Правильно – типология, классификация: «А делятся на А1, А2 и А3, а А1 – на А1.1 и А1.2». И когда мы её усвоили, каждый новый элемент множества мы определяем прежде всего через то, к какому подмножеству он относится. К А1.1 или к А1.2? Или вообще к А2? Вы нам точно скажите!.. Нам страсть как важно выстроить внутри систему полочек и ящичков и всё, что встретим, раскладывать по этим полочкам. Разложили – и нам кажется, что мы изучили то, что встретили. Не лезет на полочки? Надо поднажать и упихать.

Проблемы возникают тогда, когда эти полочки начинают занимать в уме больше места, чем то, что на них хранится. Когда слова становятся важнее и интереснее, чем то, что они обозначают. Я уже говорил когда-то, что чуть ли не половина вопросов, с которыми ко мне обращаются в личку, сводится к тому, как что правильно называть. Так и хочется сказать: ребята, вам ещё не надоело спорить о словах? Может, лучше о чае поговорим?

Когда деление множества на подмножества приносит больше пользы, чем вреда, и помогает понять суть изучаемого явления и разобраться в его деталях? Когда элементы одного подмножества имеют между собой больше сходства, чем различий, а элементы разных подмножеств – наоборот, больше различий, чем сходства. Например, делить пуэр на шэн пуэр и шу пуэр – разумно и полезно, потому что все шэны между собой относительно похожи, все шу между собой похожи, а вот каждый отдельный шэн чаще всего сильно отличается от каждого отдельного шу. Правда, и тут можно найти массу исключений – есть старые шэны, сильно напоминающие шу, и есть шу с укороченным водуем, напоминающие шэны. Но всё же шэны и шу – это две кардинально различающиеся технологии, и этим определяется значительное различие в их свойствах.

А как поделить улуны? Все непосредственно наблюдаемые свойства улунов зависят от массы факторов – от ботаники, от географии и терруара, от уровня окисления, от направления и степени скручивания, от характера и степени прогрева, и так далее. И главного фактора среди них нет. В зависимости от того, какие конкретно улуны мы будем рассматривать и сравнивать друг с другом, важнее может оказаться ботаника, или география, или одна особенность технологии, или другая.

Допустим, мы попробуем провести границу по географическому признаку: тайваньские улуны – это одно, а вьетнамские улуны – другое. Верно? Верно. Но тайваньские улуны ой какие разные, и вьетнамские улуны ой какие разные. Вьетнамский улун в стиле Дун Дина весьма похож на тайваньский Дун Дин, а вьетнамский улун в стиле Хун Шуй Улуна весьма похож на тайваньский Хун Шуй Улун. При этом вьетнамский улун в стиле Дун Дина мало похож на вьетнамский улун в стиле Хун Шуй Улуна, а тайваньский Дун Дин в классическом стиле мало похож на тайваньский Хун Шуй Улун.

Или вот это вечное деление улунов на «светлые» и «тёмные», которое давно перестало адекватно отражать реальность, но им по-прежнему пичкают начинающих в чайных пабликах и на занятиях чайных школ, зачем – бог весть. Эти «светлота» и «тёмность» — не вымысел, а характеристика свойств чая, связанных главным образом с глубиной прогрева – цвета, плотности вкуса, характера аромата. И если говорить об одном отдельно взятом экземпляре, то его, в принципе, можно назвать «светлым» или «тёмным», и это поможет собеседнику сориентироваться, чего от этого чая ожидать. Но ведь люди пытаются отнести к «светлым» или «тёмным» целые сорта! Те Гуаньинь – это «светлый» улун или «тёмный»? Какая именно? Цин Сян Те Гуаньинь – «светлая», а Хэй Те Гуаньинь – «тёмная». Да Хун Пао – это «светлый» улун или «тёмный»? Какой именно? Цзу Хо Да Хун Пао – «тёмный», а Цин Хо Да Хун Пао – «светлый».

Не говоря уже о том, что это относительные понятия, и где провести границу между «светлыми» и «тёмными» улунами – вопрос. Дун Дин в конкурсном стиле – «светлый» или «тёмный»? По сравнению с каким-нибудь высокогорным улуном слабого прогрева – «тёмный». По сравнению с типичным Лао Ча Ваном – «светлый».

Или, допустим, мы захотим поделить все улуны по форме чайного листа, по тому, как они скручены. И что это нам даст? Ровным счётом ничего. Среди продольно скрученных улунов будут чаи с самой разной географией, ботаникой, окислением, прогревом, цветом, вкусом, ароматом. Среди поперечно скрученных улунов также будут чаи с самой разной географией, ботаникой, окислением, прогревом, цветом, вкусом, ароматом.

Таким образом, характеристики улунов – это большой набор различных шкал, образующих многомерное поле, некоторые из этих характеристик связаны друг с другом, а некоторые – нет, и все они важны, все нужно учитывать, чтобы видеть картину в её полноте. Сосредоточившись на одной характеристике, на одной из шкал, мы получаем проекцию. Надо уметь держать в уме разные проекции, не надо застревать на одной. Если вместо этого мы говорим: «Все улуны делятся прежде всего на…», то мы получаем плоскую, искажённую картину.

Это примерно как заявить: «все люди делятся на белых, чёрных и цветных» или «все люди делятся на мужчин и женщин». С одной стороны, с этим не поспоришь, делятся. А с другой, если с этого начать объяснять, что такое люди, инопланетянину, который только-только с ними встретился, то в результате он, скорее всего, будет считать, что самое важное, определяющее – это цвет кожи. Или, соответственно, пол. Сам того не зная, наш бедный инопланетянин станет расистом и сексистом, и будет подходить к людям предвзято, обращая внимание в первую очередь на эти признаки. Тогда как в действительности во многих случаях важно совсем не то, мужчина перед тобой или женщина, негр или белый. А то, например, умный это человек или дебил.

Бывает и так, что человек выстраивает концепцию, согласно которой улуны делятся на совсем уж странные категории, и дальше начинает подгонять под неё все факты и всю новую информацию. Это похоже уже не на расизм или сексизм, а на астрологию или соционику. Думаю, каждый встречал поехавших на этих темах, которые вообще не видят в людях индивидуальных особенностей, не видят собственно людей, а видят только водолеев и козерогов, Габенов и Штирлицев, и значение всего, что подтверждает их идеи, преувеличивается, а всё, что с ними не стыкуется, отбрасывается.

Как же быть? Как подступиться к изучению такой обширной и сложной темы, как улуны?

Я предлагаю как можно меньше заниматься делением улунов на категории типа «тёмный», «светлый», «самый настоящий улун», «не самый настоящий улун» и т.д.. И, рассматривая какой-либо улун, вообще не говорить о нём в ключе «он относится к такой-то разновидности, к такому-то её подтипу». Исключить это словоблудие и говорить о фактах: это чай из вот такого региона, история его вот такая, сырьё для него собирается с вот такого культивара, особенности технологии у него вот такие, типичные экземпляры имеют вот такой внешний вид, цвет настоя, вкус и аромат, отличительные признаки у этого чая вот такие, а ещё встречаются вот такие и вот такие нетипичные варианты.

А структурировать теорию, занимаясь чайным образованием или самообразованием, я бы предложил всё-таки по географическому признаку. Но ни в коем случае не так: «улуны делятся на северофуцзяньские, южнофуцзяньские, гуандунские и тайваньские» — это оставьте, пожалуйста, в лихих и тёмных девяностых. Сейчас есть юньнаньские, тайские, бирманские, вьетнамские, непальские, японские, индонезийские, новозеландские, малавийские, канадские улуны – замучаетесь делить. Я имею в виду, что стоит взять для начала один регион – например, Уишань, это будет и с точки зрения истории логично – и изучить его улуны с разных сторон, посмотреть, какое значение имеет ботаника, какое – терруар, какое – технология, и что в технологии особенно важно, и т.д. А потом перейти к следующему региону – например, к Тайваню. И посмотреть, как в другом регионе представлены все эти аспекты. Что-то будет уже знакомым, а что-то – новым, дополняющим или диалектически противоречащим уже известному. И так постепенно выстроится эта многомерная картина.

Источник : https://vk.com/club47905050

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *