parallax background

О завершении композиции

История Чаочжоу Гунфу
История Чаочжоу Гунфу
29.07.2020
описание традиционного чайного действа
Описание традиционного чайного действа. Школа Ура-сэн-кэ: «Хозяин и гость»
30.07.2020
Когда предстоит выпить три, четыре, пять или более чаёв подряд, важно не только их качество, не только темп чаепития, не только то, насколько его участники сыты, здоровы и выспались, но и та последовательность, в которой чаи пьются.

Последовательность может быть удачной, сомнительной и неудачной. Удачная последовательность – та, при которой раскрывается потенциал каждого из чаёв, каждый чай удаётся оценить по достоинству, понять, запомнить и получить от него максимум удовольствия, а у участников чаепития не возникает ни телесного дискомфорта, ни неприятных перепадов настроения. Неудачная последовательность – та, при которой один чай мешает правильно воспринять другой (а то и все чаи выглядят не лучшим образом), и/или участники чаепития испытывают те или иные неприятные ощущения, которых, скорее всего, не было бы, если бы те же самые чаи шли в другом порядке.

Существуют несколько правил составления композиций. Это не какие-то непреложные законы, отлитые в бронзе, а эмпирически выявленные закономерности: при каких условиях всё обычно получается хорошо, а при каких – не очень. За рамки этих схем можно и даже нужно периодически выходить, но это лучше делать осмысленно, сознавая, как это сделать и зачем, и вначале стоит эти «рекомендованные» схемы – «от посредственного к выдающемуся», «от светлого к тёмному», «от молодого к старому», «от простого к сложному», «от тихого к яркому» и т.д. – освоить как следует, чтобы ощутить и понять на собственном опыте, как и почему они работают. Всё это подробно рассматривалось, например, в 80-м выпуске нашего Радио Пуэр FM и в посте https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_7075.

Сегодня я хочу чуть более детально остановиться на двух сценариях завершения чайной композиции.

Пожалуй, самая важная из закономерностей, имеющая высший приоритет и в большинстве случаев способная перекрыть и отменить все остальные – «от посредственного к выдающемуся». В идеале, каждое большое чаепитие должно в миниатюре повторять личную чайную эволюцию: мы начинаем с простых безыскусных чаёв, потом переходим к более сложным и содержательным, но сравнительно типовым, а потом — к наиболее ценным, редким и изысканным. Можно выделить три ступени, по которым надо подняться за время чаепития.

Первые один-два чая выполняют подготовительную, в бОльшей степени физиологическую функцию: гостям надо успокоиться, согреться зимой или восстановить водный баланс летом, отключиться от того, что было с ними до начала чаепития, и приготовиться слушать чай. Это менее важно, если вы имеете дело с небольшой слаженной компанией уравновешенных и опытных в чайном плане людей. И более важно, если ваша аудитория состоит из большого числа малознакомых людей с маленьким чайным стажем. Не стоит ставить на первую позицию по-настоящему крутой и интересный чай – вероятнее всего, он будет недопонят и недооценён. Лучше взять для начала какой-то приятный, но несложный чай, соответствующий сезону, погоде и связанным с ними телесным потребностям: в холодное время года – красный, когда жарко и душно – зелёный, в переходные сезоны – белые, простенькие улуны, хэйча и т.д. Сообразуясь, естественно, с дальнейшей программой – первые чаи не должны быть плотнее и ярче последующих, не должны их затенять.

Вторые один-два чая призваны завладеть вниманием гостей и дать ему пищу, и эта пища должна быть сытной и легкоусваиваемой. Они дарят легко читаемые, яркие, рельефные ощущения; они затрагивают чувства, но эмоции, которые они вызывают, структурно просты, ясны, знакомы; с этими чаями можно успешно пообщаться, не сходя со своего места, не меняясь, не перестраивая себя – просто уделив им немного внимания.

Третья, высшая ступень – это выход за рамки привычного опыта (или хотя бы шанс на такой выход), новая информация или новое переосмысление уже имеющейся, новые, незнакомые эмоциональные переживания, это внутренняя работа, в которой чай является и объектом, и инструментом – благодаря вниманию, направленному на чай, мы узнаём больше и о чае, и о себе.

В рамках многочасового марафона на 8-10 и более чаёв этот трёхчастный цикл может повториться дважды или трижды.

После того, как вершина достигнута, есть два хороших пути. Первый – закончить чаепитие на этом и попрощаться, и пусть полученный гостями импульс продолжит свою работу за пределами чайной. Второй – выпить после этого ещё один чай, чтобы дать впечатлениям улечься. Это как шавасана после двух часов завязывания себя в узлы или как дружеские посиделки у костра по окончании ролевых игрищ. Во втором случае важно правильно подобрать этот дополнительный чай, чтобы все труды не были им перечёркнуты. Каким он должен быть?

Он не должен быть грубым, не должен иметь очевидные дефекты, не должен раздражать и расстраивать. Его вкус должен быть простым, но правильным и чистым. Он не должен быть излишне ярким, не должен привлекать к себе внимание. Его роль – спокойно убрать сцену и проводить зрителей, а не плясать гопак там, где только что отзвучали последние строфы «Гамлета». Это должен быть мягкий и нейтральный чай. Он не должен спорить с предыдущим чаем как гастрономически, так и чисто физиологически. Плохо, если вкусовой профиль этого чая для афтерпати будет заметно пересекаться с чаем-гвоздём программы. Либо последний чай будет явно уступать предшествующему по всем статьям, и пить его будет безрадостно, либо в чём-то одном, в какой-то простой ноте он окажется выразительнее – и тогда в памяти гостей может остаться только эта нота, а не полифония лучшего чая. Работнику сцены незачем походить ни на Гамлета, ни на Клавдия, не надо создавать возможность для превращения драмы в фарс. Поэтому лучше уйти в совершенно другую сторону, избегая сравнений. Второй чай мы сравнивали с первым, а третий со вторым – а этот последний, который должен нас успокоить и сопроводить за пределы пространства чаепития, мы не будем ни с чем сравнивать. Но это нужно сделать физиологически грамотно и оправданно, не нарушая, например, правила «от светлого к тёмному». Если вы три часа пили коллекционные старые шэны, а напоследок, чтобы отдохнуть, решили выпить простенького свеженького Лун Цзинчика, то чувствительные гости не скажут вам потом спасибо. Более толстокожим это не повредит – но для толстокожих вообще всё, что написано в этом посте, не имеет большого значения.

С учётом всего вышесказанного, остаётся не так много вариантов. Это может быть шу с непримечательным и гармоничным вкусом. Это может быть хэйча, но он должен быть как можно мягче и тише – например, подойдёт старая люаневая корзинка или заводской (тёмный) Лю Бао. Это может быть простой старый шэн влажного хранения – но только если гости хорошо знакомы с таким чаем, и он их и не удивит, и не оттолкнёт. Можно рассмотреть старые Шоу Мэй или выдержанные «лекарственные» уишаньские улуны, только несложные и недорогие, с гуанчжоуского рынка, а не из тайваньских коллекций.

Очень хорошо не пить такой чай проливами, а сварить (если, конечно, никто не нервничает и не торопится). Тем более что к этому моменту гостям должно быть вполне достаточно и жидкости, и впечатлений, и пауза, заполненная ожиданием и созерцанием, будет как нельзя более к месту.

Как решить, когда лучше захлопнуть партитуру сразу после крещендо, а когда устроить «реабилитацию»? Я бы предложил исходить из состояния аудитории в тот момент, когда главный чай программы допит.

Если люди наполнены впечатлениями, и им хочется помолчать и побыть с тем, что они пережили, если сформировалось общее настроение, и в нём чувствуется доброе волшебство, если вы видите гармонию, завершённое полотно, в котором незачем что-то менять, или, ещё лучше, лёгкую недосказанность, позволяющую каждому дописать свой финал и найти свой смысл, короче, если вам понятно, что то, что случилось, оказалось как раз впору вашим гостям – не надо ничего трогать! Просто поклонитесь и уберите себя из этой финальной сцены на вершине. Пусть эта высота и то, что с неё видно, плавно растворится в обыденности.

То же самое касается и случаев, когда кажется, что ничего не произошло, чай прошёл мимо, и те, кто его пил, с ним разминулись – например, если чай крут и сложен, и они оказались недостаточно опытными и/или внимательными, чтобы в него «попасть». Не надо исправлять эту ситуацию при помощи чая, который им точно по росту, или который им знаком. Мы иногда видим, как авторы чайных проектов, устраивающих открытые чаепития с чаем из наших тематических рассылок, пишут: «вот попили призовые улуны/Си Ху Лун Цзины с геометкой/шэны от Цилиньхао и что-то как-то не поняли, но потом выпили ещё дешёвого дяньхуна/шу/ТГ из нашего ассортимента, и ничего». И их гости пишут в отзывах: «да-да, вот последний чай – это было да!» Разве такой итог поможет их развитию? Не стоит бояться непонимания, надо позволить себе и гостям испытать его и побыть с ним.

И потом, это только самый верхний слой сознания с чаем разминулся и ничего не понял. А тело, рецепторы, та часть мозга, до которой сознание не дотягивается — они ничего не пропустили, и они сами разберутся, как быть с новым опытом, так что не надо им мешать, не надо тут же грузить их привычными ощущениями. Нередко бывает так, что вроде бы непонятый чай отзывается потом перестройкой вкуса, внезапным открытием дверей восприятия для какого-то другого чая, или вообще не для чая. Или перестройкой и усложнением эмоциональных реакций. Не только через понимание происходит трансформация. Поэтому рассматривайте такие случаи как внедрение заархивированного файла, запуск боевой программы-ледоруба, которой нужно время, чтобы пробить защиту. Ваша забота – найти хороший ледоруб, запустить его и предоставить событиям идти своим чередом.

Если же вы видите, что люди слишком возбуждены, или их настроение резко снижено, они смущены, дезориентированы, не могут справиться со своими чувствами, потеряли с ними контакт и не понимают, что, собственно, они чувствуют, если вы видите сумбур и чувствуете, как рикошетят у них внутри заряды ощущений и эмоций, если вам ясно, что то, что гости получили от чая, оказалось для них немного чересчур – лучше слегка их задержать. До этой вершины стоило дойти, но на ней дует сильный ветер, и теперь вам нужно безопасно спустить вашу группу и вернуть к началу маршрута, и при этом можно ещё оглядываться назад с разных точек, так это приключение лучше запомнится.

Несмотря на силу переживаний, если сразу же выставить «перебравших» гостей за дверь, то они не запомнят толком ни сам чай, ни то, что было у них на душе – организм найдёт способы вытеснить, стереть эти чрезмерные переживания подчистую, и всё вернётся к исходному состоянию. Если же они спокойно побудут ещё полчаса в пространстве чаепития, не переключаясь резко на что-то другое, то они вновь найдут контакт с собой, их целостность восстановится, обновившись, их переживания абсорбируются, впитаются, и самое главное и ценное запомнится, останется с ними надолго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *