Немного о точке кипения
29.10.2018Китайская культура в названиях пуэров бренда И Жу Чан
29.10.2018Культура чая в Японии зародилась с распространением буддизма в IX в. Первыми японцами, которые познакомились с чаем были соответственно буддийские монахи, привезшие из Китая первые семена чая в Японию в 805 году. Однако после прекращения официальных отношений с Китаем в 894 году интерес к чаю резко снизился, и только в 1191 г. он вновь появился в Японии.
В XIII веке, после широкого распространения в Японии учения Дзэн, чаепитие переросло в своеобразный ритуал, который вскоре стал неотъемлемой частью быта в буддистских монастырях. Монахом, который познакомил с этим ритуалом японцев, считается народный учитель Дайо (1236-1308 гг.). В те времена способы чаепития были разные, весьма далекие от современных японских канонов. Например, особо популярными были, так называемые, чайные турниры, которые получили широкое распространение в аристократических кругах. В ходе чайного турнира гости должны были отобрать «хорошие» и «плохие» сорта. Чайные турниры превращались в веселые развлечения. Однако полной противоположностью чайным турнирам были чаепития, называемые «чайными собраниями», «тя-но ёриай», которые были известны среди горожан и крестьян, — это были скромные, порой молчаливые встречи.
При сёгунах Асикага (XIV-XVI вв) многолюдные чайные состязания постепенно превратились в чайную церемонию для узкого круга лиц, которая проводилась в резиденциях крупных феодалов и получила название «сёин-тя». Это был чинный аристократический ритуал, отличавшийся строгим этикетом и изысканностью. Оформлялся он дорогой китайской утварью и произведениями искусства, подлинно китайскими или созданными по китайским образцам.
После Дайо несколько монахов стали мастерами этого искусства, и, наконец, Иккю (1394-1481гг.), известный настоятель Дайтокудзи, обучил технике чайной церемонии одного из своих учеников, Суко (1422-1481 гг.) — художественного гения, которого развил ее и с успехом приспособил к вкусу японцев. Суко стал основоположником чайной церемонии, именно он привнес в чайную церемонию атмосферу простоты, отражающие основные принципы эстетики Дзен.
Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников «чайных собраний» воплотил в эстетике искусства чая — Мурата Дзюко (1422-1502) — буддийский монах и один из выдающихся мастеров чайной церемонии, советник по культуре и искусству при сёгуне Асикага Ёримаса. С его именем связано начало процесса по формированию из разнородных и разнохарактерных элементов ритуала чайной церемонии, за основу которого он взял сельские чаепития, свободные от излишней красивости и усложненности. Это было началом чайной церемонии ваби-тя («простая, уединенная чайная церемония»). Мурата впервые сформулировал четыре принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»).
Продолжателем дела Мураты стал мастер Дзёо Такэно (1502-1555). Ему принадлежит заслуга создания чайного домика (тясицу), в котором проводилась сама церемония. Исходя из принципа «ваби», Такэно придал тясицу вид небольшого крестьянского дома с соломенной крышей.
При быстро поднявшихся и пришедших к власти военачальников Нобунаге (1534 —1582) и Хидэёси (1537 —1598) чайная церемония еще более изменилась. Ко второй половине XVI в. стали придавать такое большое значение чайным чашам и всем аксессуарам приготовления чая, что их подборка доверялась только профессиональным экспертам, состоявшим советниками по культуре и искусству при высших военно-феодальных сановниках. Чаепитие превратилось в детально разработанный, философски обоснованный, намеренно усложненный и эстетизированный ритуал демонстрации богатства, величия и влияния.
Например, воплощением этого идеала была знаменитая золотая комната для чайной церемонии Хидэёси (огон тясицу), сооруженная в 1585 г.
Также вершиной пышности и расточительности была грандиозная чайная церемония, которую Хидэёси устроил в 1587 г. в Киото на территории храма Китано Тэммангу. Это празднество вошло в историю под названием «Великое чаепитие в Китано» («Китано дайтякай») и представляло собой показной смотр духа единства в стране. Учеником Дзёо Такэно стал Сэн-но Рикю (1522-1591) — ученик Дзёо Такэно, великий мастер чайной церемонии, создатель ритуала ваби-тя («простой, уединенной чайной церемонии»), предписания которого соблюдаются по сей день. Он так же разработал принципы создания сада (тянива, родзи) около него. В чайной церемонии, по мнению Рикю, все должно было составлять единый художественный ансамбль.
В XVII в. различные стили чайной церемонии постепенно унифицировались на основе принципов, выработанных Сэном Рикю. Ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ, которой руководили представители рода Сэн последующих поколений. Значительную роль в утверждении школы Сэнкэ сыграл ее третий иэмото, внук Рикю — Сэн Сотан (1578-1658). Строгий дзэнский аскетизм жизни Сотана был практическим воплощением эстетической категорий ваби и главным принципом чайной церемонии школы Сэнкэ. В возрасте 71 года Сэн Сотан удалился от дел, а его сыновья возглавили три ветви школы Сэнкэ, которые по месту расположения руководимых ими чайных домов получили названия Омотэ Сэнкэ. Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ. Эти три школы чайной церемонии остались ведущими до наших дней. В XVIII-XIX вв. появилось много других школ, но принципиальной разницы между ними не было, все они представляли собой дальнейшее членение трех основных ответвлений школ Сэнкэ.
После того, как Япония открыла свои границы для западного мира, чайная церемония постепенно стала терять популярность как атрибут японского феодализма, что заставляло многих мастеров идти на определенные уступки и упрощать ее в соответствии с духом времени. Так, в 1872 г. был разработан этикет для чайной церемонии в европейской обстановке с использованием столов и стульев. Изменился также состав руководителей в мире чайной церемонии. Если до революции Мэй-дзи (1866-1869,) он был исключительно мужским, то к концу XIX в. среди мастеров заметно возросло число женщин.
Таким образом, можно говорить о том, что тя-но-ю является ярким примером удивительной способности японцев заимствовать и развивать достижения других народов и культур, сохраняя при этом свое национальное своеобразие. В ней, как в зеркале, отражена суть культуры Японии, она оказала огромное влияние на поведение и быт японцев и дала начало другим искусствам, например, искусству икебаны, керамики, кимоно.
Источник : http://www.jp-club.ru