Драма с камелиями. Скандалы, интриги, расследования
22.02.2021Дарджилингские чаи трех сборов
24.02.2021Ежегодно Россия ввозит 42,61 млн кг чая, Казахстан — 12,61 млн кг. Если сравнивать количество населения, то казахстанцы сильно опережают россиян по потреблению чая. В целом емкость казахстанского чайного рынка составляет 24 млн кг в год, более половины которого занимает индийский чай.
— Казахстан является вторым по важности рынком на территории СНГ, очень высокое потребление чая на одного человека – 1,5 кг в год%: казахстанцы пьют по 5-6 стаканов чая в день. 82% потребляемого в Казахстане чая составляет гранулированный, а в России больше любят листовой, — отметил представитель Чайного совета Индии.
На долю Индии приходится около 23% мирового производства чая, 12% экспортируются. Мировым лидером является Китай – 37,8%, на третьем месте Кения с 8,8%.
Как пояснил Хуссейн Шакир, индийский чай отличается от китайского большим размером чайного листа и соответственно — вкусовыми качествами. В чайной индустрии Индии сегодня заняты более 3 млн человек. Общая площадь чайных плантаций в мире составляет 3,69 млн гектаров, из них в Индии 0,58 млн га. Всего Индия экспортирует 193 млн кг чая в год (из них 86,5% гранулированного, 10,7% листового), в том числе 9,3 млн кг – высококачественного и дорогого сорта Darjeeling.
За качеством чая и соблюдением стандартов следит Чайный совет Индии, созданный в 1953 году. В его функции также входит выдача лицензий на культивацию чая и строительство чайных фабрик, помощь фермерам в содержании плантаций и в маркетинге.
В Алматы в дни Наурыза 22-23 марта впервые пройдет фестиваль индийского чая, где можно будет познакомиться с его производителями, оценить напиток на вкус и купить понравившийся сорт.
Вкусовые пристрастия меняются
В свою очередь Павел Кириченко, руководитель казахстанской чайной компании, являющейся лидером по продажам на рынке (57%), рассказал о тенденциях на отечественном чайном рынке и предпочтениях казахстанцев.
— Ввиду объективных причин рынок в Казахстане не растет, меняется только его структура. 94% казахстанцев предпочитают черный чай, но в последнее время появилась тенденция роста потребления зеленого и травяного чая. В 2002 году, например, потреблялось 98% черного чая, с 2004 года стала расти популярность фиточаев, и они даже обогнали по популярности зеленый чай, — рассказал Кириченко.
Он также отметил, что с 2003 по 2011 год доля индийского чая на казахстанском рынке снизилась с 66 до 40%.
— Это «бомба»! Никто не предполагал, что доля индийского чая снизится до такого уровня. Произошел рост популярности кенийского чая, но при этом в индийский чай по-прежнему ассоциируется с высоким качеством продукта, — сказал глава компании.
Кроме того, отмечается устойчивая тенденция употребления в республике пакетированного чая.
— Долгое время бытовало мнение, что пакетированный чай делается из отходов, — рассказал Павел Кириченко. — На самом деле это глубокое заблуждение. Раньше при производстве пакетированного чая действительно использовался даст — чайная пыль, но сейчас появились новые технологии, и используется другое сырье – мелкие, специально изготовленные гранулы. Мы считаем, что пакетированный чай будет набирать в Казахстане популярность. Его удобно использовать в быту, и качество уже практически не отличается от любимого у нас гранулированного. В России употребление пакетированного чая уже составляет 57%. 10 лет назад никто не мог этого ожидать – это стало возможным в результате изменения качества сырья.
Вместе с качеством растут и цены на бодрящий напиток. С 2003 года средняя цена за килограмм чая подскочила с 797 до 1786 тенге. Одной из причин такого роста Кириченко назвал нехватку качественного чая на мировом рынке.
— Купить хорошую партию чая высокого качества очень сложно. Мы внимательно следим за погодными условиями в Индии, Кении, на Цейлоне. Очень важно знать, сколько дождей прошло и когда, какова влажность воздуха, — пояснил он. — Население мира растет, в том числе и в самой Индии, и оно увеличивает потребление чая. В результате увеличивается спрос на него. В Индии уже нет возможности расширять плантации, они состарились, и качество чая ухудшилось. Поэтому Индия сейчас активно производит замену кустов чая. А чтобы куст начал давать качественный чай, нужно ждать примерно 7 лет.
Вторым фактором, влияющим на потребление чая, является урбанизация. Городское население продолжает расти, а вместе с ним большим спросом пользуется пакетированный чай.
— Третий социальный фактор – увеличение доходов населения — перемещает покупателя в премиальный сегмент, происходит рост доли листового чая: мы хотим пить более вкусный и дорогой чай, — отметил Кириченко. – Ну, и мода на здоровый образ жизни диктует увеличения потребления травяного и зеленого чая.
Он не стал отрицать, что иногда производители пакетированных фиточаев используют химические добавки. Определить их можно при заварке, когда стенки чашки интенсивно окрашиваются. «А на языке остается послевкусие, и он становится как будто «деревянным», — поделился Павел Кириченко.
По словам специалистов, срок годности чая составляет 1-2 года, если он упакован в материалы, не пропускающие влажность. Подделывают у нас в основном две популярные у населения марки – «Пиала» и «Ассам».
— Это проблема, но у нас есть служба безопасности, которая занимается выявлением контрафакта. Если находим, «закрываем» вместе с полицией, но у нас закон лоялен по отношению к этому, и потребитель в этом плане не очень защищен. Да и правоохранительные органы не очень охотно этим занимаются, — признался руководитель компании. При этом оценить объемы контрафактного чая в республике он затруднился.
Источник : https://forbes.kz/