История Да Хун Пао: от легенд к генетическому анализу. Часть 2.
13.08.2021Греческий горный чай – польза для здоровья и стресс-питчер
15.08.2021Да Хун Пао, который мы знаем. Чистокровный и коммерческий чай. Аукционы и генетика.
Даже в конце 1970-х и начале 1980-х, когда Уишаньский научно-исследовательский институт чая начал работу по вегетативному размножению многих минцунов, материнские кусты Да Хун Пао оставались практически неприкосновенными.
И всё-таки Чэнь Дэхуа нашёл выход. В ноябре 1985 г. он был приглашён в Шэкоу на празднование 50-летия Научно-исследовательского института чая Фуцзяньской академии сельскохозяйственных наук. Воспользовавшись случаем, он в частном порядке попросил у Хуан Сюяня, заведующего лабораторией выведения новых сортов этого института несколько саженцев с потомков материнских кустов, чтобы вернуть их в Уишань. Тот согласился, и 17 ноября 1985 г. Чэнь Дэхуа высадил пять саженцев этого «чистокровного» Да Хун Пао в смотровом саду знаменитых кустов на месте бывшего Уишаньского императорского чайного сада (武夷山御茶园名丛观察园), созданном им за три года до этого (сейчас в этом смотровом саду насчитывается 165 различных культиваров). Эту дату можно считать днём рождения современного Да Хун Пао.
Таким образом, оригинальный (正本 чжэнбэнь), или чистокровный (纯种 чуньчжун) Да Хун Пао получен не путём непосредственного размножения материнских кустов. Материал с этих кустов совершил путешествие в Фуань, чтобы через 21 год вернуться обратно на родину.
Привезённые из Шэкоу саженцы хорошо прижились и быстро росли, что позволило начать их массовое размножение уже через считанные годы. К 1989 году тысячи кустов Да Хун Пао были высажены на разных площадках как внутри Живописного района Уи, среди утёсов, так и вне его. В 1990-х чистокровный Да Хун Пао вышел на рынок.
Одновременно с ним Чэнь Дэхуа разработал так называемый коммерческий (商品 шанпинь), или купажированный (拼配 пиньпэй) Да Хун Пао, представляющий собой смесь чистокровного Да Хун Пао, Жоу Гуй, Шуйсяня и других уишаньских сортов, обладающую сбалансированным ароматом и вкусом и призванную продемонстрировать обобщённый облик утёсного чая. Казалось бы, это совсем нетрудно понять, но многие до сих пор в этом не разобрались. Тем не менее, оба вида Да Хун Пао имели большой успех и стали локомотивом развития уишаньской чайной индустрии в целом.
Чэнь Дэхуа называют «отцом Да Хун Пао», и своим без малого шестидесятилетним трудом (Чэнь Дэхуа умер в октябре 2020 года) он, безусловно, заслужил этот титул. Хотя сам он всегда говорил, что Да Хун Пао – сокровище, подаренное природой, и его родители – горы и реки Уишаня. «На самом деле, я просто любитель чая. Мое любимое занятие – подниматься в горы и собирать чай. Мне по душе такая скромная и спокойная жизнь».
Права собственности на материнские кусты Да Хун Пао, а также право управления и право на сбор и обработку чая перешли к Уишаньскому научно-исследовательскому институту чая. Этот процесс занял несколько лет. О его завершении было объявлено в мае 1995 года. Администрация уезда организовало ряд мероприятий для продвижения бренда, и заметную роль в этом продвижении сыграла продажа Да Хун Пао с материнских кустов на аукционах.
В 1997 г. истёк срок договора аренды Гонконга, который Великобритания заключила в 1898 г. с империей Цин, и в честь воссоединения Гонконга с Китаем генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель КНР Цзян Цзэминь подарил главе гонконгской администрации Дун Цзяньхуа, бизнесмену и миллионеру, четыре ляна (200 граммов) Да Хун Пао с материнских кустов – совсем как Мао Цзэдун Ричарду Никсону в 1972 г. (эту историю вы наверняка слышали. Американский президент выразил недоумение по поводу скромного подарка, и глава Госсовета КНР Чжоу Эньлай объяснил ему, что «Председатель Мао подарил половину Поднебесной» - с материнских кустов собиралось менее 500 г чая в год). В высшей степени символический жест, но, очевидно, этот метод работает плохо – отношения между Гонконгом и Китаем оставляют желать лучшего, как и между Китаем и США… Дун Цзяньхуа с чисто гонконгской предприимчивостью продал 20 граммов этого чая с аукциона в марте 1998 г. некому господину Ши, выручив за них 33 800 гонконгских долларов. Идея понравилась, и после этого Да Хун Пао с материнских кустов продавался на аукционах ещё пять раз – каждый раз по 20 граммов, это стало своего рода традицией. В августе 1998 г. на Пятом фестивале утёсного чая в Уишане счастливым обладателем самого аутентичного из всех возможных Да Хун Пао стал Сюй Жунмао, президент компании Overseas Investment (Australia) Co., Ltd., это обошлось ему в 156 800 юаней. В ноябре 2002 г. в Гуанчжоу цена составила 180 000 юаней (покупатель – местный ресторан «Нань Хай Юй Цунь» («Рыбацкая деревня южного моря»)), а в декабре 2004 г. в Гонконге – 166 000 гонконгских долларов (покупатель – некто Цзян Сяохун). 13 апреля 2005 г. в Шанхае председатель правления компании «Пекинский чайный рынок Маляньдао» Ма У заплатил 198 000 юаней, а 17 апреля того же года в Уишане был поставлен до сих пор не побитый рекорд цены на чай – 208 000 юаней за 20 граммов, покупателем стал Чэнь Ханьминь из Сингапура.
После этого Да Хун Пао с материнских кустов в свободную продажу не поступал, сбор чая с них вскоре был полностью прекращён, а 20 граммов из последней изготовленной порции в октябре 2007 г. были торжественно переданы в Национальный музей Китая. Это первый случай, когда такой чести удостоился современный чай.
Цены на чистокровный (но не с материнских кустов) Да Хун Пао поначалу тоже были довольно высоки. Так, в 1995 г. У Вэньнань, председатель правления группы компаний Фуцзянь Инь Чжи приобрёл 1 кг такого чая за 30 000 юаней. Не для личного пользования – потом он перепродавал этот чай китайским и зарубежным партнёрам.
В XXI веке научно-технический прогресс позволил с полной уверенностью установить природу материнских кустов Да Хун Пао и их связь с образцами из других локаций. В 2009 г. профессор Чжань Цзыцзинь из Фуцзяньского университета сельского хозяйства и лесоводства провёл исследование, в котором четырнадцать образцов генетического материала (шесть материнских кустов из Цзюлункэ, Да Хун Пао из Императорского чайного сада, Да Хун Пао с плантации Чэнь Ци (деревня Цяньлань посёлка Синцунь; что до Чэнь Ци, то из текста первоисточника непонятно, название это или имя владельца. Если первое, то лучше было бы писать его слитно, но судя по дальнейшему тексту, скорее второе. И тут возникает другая проблема – имена владельцев следует склонять – «плантация Линь Шичжуна»… Если это мужчины. А если женщины?.. В общем, я почёл за лучшее просто транскрибировать их), Ци Дань с плантации Линь Шичжун (деревня Хуанцунь посёлка Синцунь), Бэй Доу из Императорского чайного сада, Бэй Доу с плантации Вэн Юин (деревня Сяян села Шанмэй), Бэй Доу с плантации Цю Вэйдун (деревня Цаодунь посёлка Синцунь), Да Хун Пао-«оригинал» и Да Хун Пао-«копия» из Фуцзяньского научно-исследовательского института чая (посёлок Шэкоу городского уезда Фуань)) были проанализированы методом RAPD-PCR (полимеразная цепная реакция со случайно амплифицируемой полиморфной ДНК, или полимеразная цепная реакция с произвольными праймерами) с последующим UPGMA-анализом (метод попарного внутригруппового невзвешенного среднего), вычислением коэффициэнтов генетического сходства и построением дендрограмм кластеризации.
Эти четырнадцать образцов разделились на шесть групп:
1. Три образца Бэй Доу – из Императорского чайного сада, из деревни Сяян и из деревни Цаодунь.
2. Да Хун Пао с материнских кустов №2 и №6, Да Хун Пао из Императорского чайного сада, Да Хун Пао из деревни Цяньлань, Ци Дань из деревни Хуанцунь и Да Хун Пао-«оригинал» из Шэкоу.
3. Да Хун Пао с материнских кустов №1 и №5.
4. Да Хун Пао с материнского куста №4.
5. Да Хун Пао-«копия» из Шэкоу.
6. Да Хун Пао с материнского куста №3.
На основании этого были сделаны следующие выводы:
1. Между Да Хун Пао и Бэй Доу есть генетическая дистанция, эти сорта не идентичны.
2. Ци Дань и Да Хун Пао генетически идентичны.
3. Да Хун Пао-«оригинал» из Фуцзяньского научно-исследовательского института чая, Да Хун Пао из Императорского чайного сада и Да Хун Пао из деревни Цяньлань гомологичны материнским кустам №2 и №6 («основным»).
4. Да Хун Пао-«копия» из Фуцзяньского научно-исследовательского института чая должен был быть гомологичен одному из «дополнительных» материнских кустов (№1 или №3), однако это не подтверждается.
Итак, шесть кустов относятся к четырём различным генотипам, и все четыре первых куста – разные. Если я правильно понимаю, то один из «дополнительных» материнских кустов считается Бэй Доу Эр Хао (Бэй Доу второго типа), а образцы Бэй Доу из разных уишаньских локаций в этом исследовании – это Бэй Доу И Хао (Бэй Доу первого типа), и прямой связи между Бэй Доу И Хао и Бэй Доу Эр Хао нет. Другой «дополнительный» куст, судя по всему, получил название Цюэ Шэ. Все три этих сорта – Ци Дань, Бэй Доу и Цюэ Шэ – иногда называют чистокровными Да Хун Пао, имея в виду, что все они представлены среди материнских кустов из Цзюлункэ (только не надо забывать, что это относится только к Бэй Доу Эр Хао, но не к Бэй Доу И Хао). Но чаще под чистокровным Да Хун Пао понимается только Ци Дань.
В последние годы название «Да Хун Пао» в значительной мере скомпрометировано, поскольку под ним продаётся огромное количество низкосортного чая из самого разного (как ботанически, так и географически) сырья, часто не уишаньского и вообще не фуцзяньского; кроме того, нередко это название используют для обозначения уишаньского чая других сортов – Жоу Гуй, Шуйсяня и т.д., как правило, тоже далеко не самого лучшего. Ореол роскоши развеялся, и на рынке название «Да Хун Пао» ассоциируется теперь, скорее, с чаем низкого качества. Можно сказать, что дешёвому чаю выгодно позиционировать себя как Да Хун Пао, а чаю более высокого класса выгоднее от Да Хун Пао дистанцироваться. Возможно, поэтому Ци Дань стала чаще, чем раньше, продаваться именно как Ци Дань, без упоминаний о Да Хун Пао. Но, конечно, Ци Дань тоже бывает очень разной как по качеству, так и по цене.
Не только в рунете, но и в китайском сегменте сети встречаются заявления о том, что «шесть материнских кустов в Цзюлункэ – это три Ци Дани, два Бэй Доу и один Цюэ Шэ» (или иначе, три Бэй Доу, две Ци Дани и один Цюэ Шэ). На чём они основаны – непонятно. Они не соответствуют результатам исследования Чжань Цзыцзиня – как сказано выше, шесть кустов относятся к четырём разновидностям, а не к трём.
То же можно сказать и о тезисе, встречающемся несколько реже – что на легендарном уступе в Цзюлункэ растут Да Хун Пао, Ци Дань, Бэй Доу и Цюэ Шэ. Да Хун Пао в данном контексте – то же, что и Ци Дань, это синонимы. Так что ещё одного названия, как ни крути, не хватает.
Источник : Самая домашняя чайная "Сова и Панда"