parallax background
Выпей чашку … пока заваривается следующий чайник
Выпей чашку … пока заваривается следующий чайник
24.09.2020
Про зелёное старьё
Про зелёное старьё
26.09.2020
Выпей чашку … пока заваривается следующий чайник
Выпей чашку … пока заваривается следующий чайник
24.09.2020
Про зелёное старьё
Про зелёное старьё
26.09.2020
Знаменитый фарфор из Японии, который еще называют фарфором «из девяти долин» — Кутани (Kutani ware, 九谷焼, Kutani-yaki). Название Кутани переводится как «девять долин», потому что место, где находилась деревня Кутани, действительно представляет собой девять долин, зажатых горами.

За прошедшие столетия продукция Кутани переживала периоды взлета к вершинам славы и долгого забвения. Первый пик известности пришелся на вторую половину XVII — начало XVIII вв. Теперь искусствоведы именуют местные изделия этого периода Ко-Кутани (Старый Кутани). Последовавшие годы охлаждения интереса к продукции местных мастеров сменились в 1807 году новым расцветом, который и поныне обеспечивает этому поселку процветание, славу и нескончаемый приток туристов.

Вся прелесть Кутани — в декоре, исполненном разноцветными эмалями. Сначала прорисовывался тонкий контур рисунка, а потом его отдельные части «заливались» красками — зеленой, желтой, красной, пурпурной и темно-синей. Этот стиль называли госай — пять цветов.

Применялись белые эмали самых различных сортов: матовые, блестящие, с гаммой оттенков от молочного до голубоватого. Подглазурный рисунок кобальтом варьировался от бледно-голубого до темно-синего. Рисунки росписи заимствовались с картин японских художников школ Кано (особенно часто — Кусуми Морикагэ) и Тоса, а также попадавших в Японию китайских произведений эпохи Мин (1368-1644 гг.) или эпохи Цин (1644-1912 гг.). Так, известно, что Тосимицу Маэда неоднократно посылал своего слугу в Нагасаки для покупки многоцветного китайского фарфора и делал соответствующие заказы голландским купцам, торговавшим с Китаем. Наиболее распространенным рисунком декора были цветы, ветви деревьев, птицы. Одни из шедевров того времени связывают, хотя и с долей неуверенности, с именем мастера Сайдзиро Гото, несколько раз упомянутого в старых хрониках, но не ставившего своего клейма на керамике. После обнаружения в провинции Кага месторождения пригодной для изготовления фарфора глины он был послан князем на Кюсю, в Ариту, чтобы изучить мастерство местных керамистов, и после возвращения в родные края построил в Кутани первую восходящую гончарную печь ноборигама, позволявшую регулировать режим обжига.

Про маркировку:

До XIX в. необходимости маркировать изделия не было, так как продукция практически не выходила за границы провинции, в которой была сделана. Топонимические марки также появляются только при создании внутреннего японского рынка в XIX в.

Известны две основные марки, использовавшиеся в многочисленных мастерских этого керамического центра. Изделия Кутани маркировались двумя иероглифами «Кутани», нанесенными подглазурной краской, или оттиснутыми в керамической массе на дне изделия; иногда к топониму добавлялось название мастерской или имя керамиста.

Первый иероглиф — девять, второй иероглиф — долина, к ним могут присоединяться иероглифы — сделано в, произведено в, имя мастера. Также известны изделия Кутани, маркированные иероглифом «фуку» в архаическом написании — на желтом фоне в квадратном картуше.

История ранней керамики Кутани недостаточно изучена. Первые мастерские в местечке Кутани провинции Кага (современная префектура Исикава) появились в связи с попытками наладить экономически выгодное производство фарфора в середине — второй половине XVII в. Вероятно, для налаживания производства в Кага были приглашены мастера из других провинций, в том числе и Тамура Гэндзаэмон из Киото. В то же время археологические раскопки в месте нахождения старых печей в старейшем фарфоровом центре Японии Арита (провинция Хидзэн, современная префектура Сага) подтверждают, что так называемый «старый фарфор кутани» (ко-кутани) в XVII в. производился в Арита. Считается, что мастерские фарфора в Кутани были по экономическим причинам закрыты в конце XVII в. На протяжении всего следующего века мастерские продолжали производить керамику низкого качества, предназначенную для продажи на местном рынке. В начале XIX в. власти провинции Кага распорядились расширить производство изделий из лака и керамики. В основном это была продукция, ориентированная на экспорт; таким образом, провинция стремилась занять экономически независимое положение. Название «ко-кутани» появляется только с возрождением производства в XIX в. для того, чтобы разделить новую продукцию («син-кутани», новая кутани) и изделия XVII–XVIII вв. («ко-кутани»). Только с начала XIX в. продукция мастерских начинает маркироваться: появляется надглазурная марка в виде иероглифа «фуку» или топонима «Кутани».

Таким образом, возрожденное в начале XIX в. производство в Кутани было, с одной стороны, ориентировано на старые образцы, известные как ко-кутани (вне зависимости от реального места производства последних), с другой стороны — рассчитано на экспорт. Марка «фуку» должна была служить своего рода ссылкой на долгую историю керамического производства в Кутани для внутреннего рынка, а для внешнего — придавать изделию аутентичный дальневосточный вид и служить доказательством подлинности.

Источник : https://vk.com/teahouse_nsk

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *