parallax background
Восемь бессмертных и чай У И Ба Сянь
Чайная история в лицах. Восемь бессмертных и чай У И Ба Сянь
03.02.2020
Алишань Улун из Фэньциху
Алишань Улун из Фэньциху
04.02.2020
Восемь бессмертных и чай У И Ба Сянь
Чайная история в лицах. Восемь бессмертных и чай У И Ба Сянь
03.02.2020
Алишань Улун из Фэньциху
Алишань Улун из Фэньциху
04.02.2020
На севере Индии, в штатах Аруначал-Прадеш и Ассам живёт около десяти тысяч людей сингфо (или синпхо, или цзинпо и т.д.) – одной из этнических групп качинов, тибетско-бирманского народа; больше сингфо в Мьянме и в западных районах Юньнани.

Индийские сингфо знакомы с чаем с незапамятных времён и считают себя самыми первыми чаеводами, что, разумеется, невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. На их языке чай называется фалап (phalap), и говорят, что «pha» означает «что», а «lap» — «лист». Существует легенда о братьях-первооткрывателях чая, которые заблудились в лесу, и один попробовал сорвать и пожевать листья с незнакомого дерева – и жажда и голод перестал его мучить, и он почувствовал прилив сил; он принёс их брату, и тот спросил, что это за листья, «pha lap?»

Способ, которым сингфо обрабатывают чай, груб и хитроумен одновременно. Чайные листья обжариваются в котлах или на сковородах, сминаются и просушиваются на солнце. Таким образом, в своей основе это шайцин – высушенный на солнце зелёный чай. Затем чай плотно набивают в бамбуковые стволы и кладут их на бамбуковый навес над очагом, на котором готовится пища, такие навесы называются «dhuan chang» — «дымные платформы». Или просто подвешивают над очагом. И там он естественным образом сохнет и коптится два-три месяца. После этого фалап готов. Точнее, готова наиболее известная и традиционная разновидность – «ndum phalap», или «chunga chah» на ассамском («трубочный чай»). Есть и другой фалап, рассыпной, т.н. «phalee», для него частично высушенные на солнце листья просто досушиваются на углях, без прессовки в бамбуковых стволах и копчения.

Продаваться фалап может и прямо в бамбуке, и освобождённым от оболочки, и нарезанным на цилиндрики или тонкие диски – за последним вариантом закрепилось название «coin tea», «монетный чай».

Хранится фалап долго – до 10 лет и больше, изменяясь с течением времени. Считается, что наилучший вкус он приобретает через 4 года от сбора.

В книге «Chinatown Days» Rita Chowdhury утверждает, что вождь одного из кланов сингфо угощал майора Роберта Брюса, разыскивавшего в Ассаме чайные растения (подробнее об этом тут — https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_11657), именно фалапом, и англичанин сперва не поверил, что этот странный округлый брусок – чай. Если это правда, то, по-видимому, это была первая встреча западных людей с фалапом. С тех пор прошло без малого 200 лет, и сингфо по-прежнему делают свой чай, собирая сырьё в небольших садиках, которые есть почти у каждой семьи, и с дикорастущих деревьев. Чайные деревья здесь не подрезают, и они достигают высоты 3-4 м и более. В Маргарите и Кететонге в ассамском округе Тинсукия производство чая достигает нескольких тонн, руководит им Раджеш Сингфо; в Аруначал-Прадеше также есть община сингфо, делающая традиционный чай. Однако Мандже Ла, потомок Нингро Ла (который одним из первых начал плантационное культивирование и массовое производство чая в Ассаме в конце 1830-х при помощи английских инвестиций), говорит, что древние традиции могли бы быть утрачены, если бы не канадская экоактивистка Пегги Карсвелл, посетившая посёлок Маргарита в 2000 г. и убедившая сингфо, что органический чай, обработанный традиционным способом, может быть востребован за рубежом (https://worldteanews.com/tea-industry-news-and-featur..). Первая партия фалапа, отправленная в Канаду, состояла всего лишь из 10 000 двухграммовых «монеток» (https://economictimes.indiatimes.com/markets/commodit..), но была принята канадскими любителями чая с энтузиазмом, что позволило увеличить производство. И позже фалап вышел на рынки США, Великобритании, Таиланда и Гонконга (https://economictimes.indiatimes.com/markets/commodit..).

Внешне фалап больше всего напоминает хэйча – цилиндры и монеты состоят из грубоватых на вид листьев, имеющих цвет от тускло-зелёного до коричневатого. Копчёный аромат может быть более или менее выражен. Настой имеет яркий янтарный цвет. Фалап можно заваривать проливами (но их не стоит делать слишком короткими), но возможно, более полно и гармонично его вкус раскрывается при сравнительно небольшой навеске чая и длительном настаивании. Травяные, древесные и цветочные оттенки сочетаются с дымными, табачными и торфяными (https://lazyliteratus.teatra.de/singpho-phalap/).

Надо сказать, что чай для сингфо – не только напиток. Они маринуют зрелые чайные листья и едят их с луком и овощами, жарят чайные цветы с рисом и т.д. Сингфо уверены, что чай помогает им сохранять здоровье – отмечено, что у членов племени редко встречается диабет и рак. Не факт, конечно, что это связано с чаем – слишком уж их образ и условия жизни отличаются от условий в тех странах, где эти болезни широко распространены, да и генетика может иметь значение.

У сингфо и других подобных народностей мы можем наблюдать чайное прошлое в настоящем, первый этап развития чайной культуры, на котором чай играл роль и бодрящего напитка, и еды, и лекарства. Способ обработки фалапа не уникален – сходную технологию можно встретить, например, у лаху, живущих на севере Таиланда, они тоже делают архаический чай, в общих чертах похожий на шэн пуэр, и слегка коптят его на бамбуковых навесах над очагами; наверняка и у национальных меньшинств Юньнани можно найти что-то подобное. И я думаю, что это и послужило причиной того, что дымные оттенки вкуса и аромата некоторых шэнов часто пытаются объяснить кустарной обработкой и хранением маоча в крестьянских домах, топящихся по-чёрному, и т.п.

Источник : https://vk.com/club47905050

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *