parallax background
Уи Жоу Гуй
Уи Жоу Гуй
24.06.2020
Начало сбора белого чая в уезде Сюаньэнь
Начало сбора белого чая в уезде Сюаньэнь
24.06.2020
Уи Жоу Гуй
Уи Жоу Гуй
24.06.2020
Начало сбора белого чая в уезде Сюаньэнь
Начало сбора белого чая в уезде Сюаньэнь
24.06.2020
Байсао (売茶翁) (1675-1763) был японским буддийским монахом школы Обаку дзэн-буддизма, ставший известным благодаря своим путешествиям по Киото и продаже чая. Почитание Байсао во время и после его жизни способствовало популяризации чая Сэнтя и привело к созданию церемонии Сэнтя.

Имена

В течение жизни Байсао был известен под многими именами, что было распространено в то время. Будучи ребенком, он был известен как Сибаяма Кикусэн. Когда он стал монахом, его имя как дзэн священника было Гэккай Гэнсё. Прозвище Байсао, под которым он широко известен, означает «старый продавец чая». Он приобрел это имя благодаря тому, что готовил чай в районе Киото. Позже он отрёкся от своего монашеского имени и принял мирское имя Ко Югай.

Ранние годы

Байсао родился в городе Хасуйкэ, что потом стало провинцией Хидзэн. Его отец умер, когда ему было девять лет. Байсао стал дзэн-буддийским монахом в Рюсиндзи, в храме Обаку. Его учитель, Кэрин Дорё, получал инструкции непосредственно от Ингэна, основателя школы Обаку. Начиная с 1696 года, Байсао путешествовал в течение нескольких лет, чтобы учиться в различных храмах в Японии, а затем вернулся в свой храм и служил в качестве распорядителя до 1723 года, когда Дайтё Гэнко стал его настоятелем. В 1724 году, когда Байсао было 49 лет, он покинул монастырь и отправился в Киото, где он жил оставшуюся часть своей жизни. С сопроводительными письмами от Дайтё, Байсао быстро завоевал дружбу многих ведущих художников, монахов, и литераторов Киото.

Чай

Около 1735 года Байсао начал продавать чай в различных живописных местах в Киото. В это время он еще официально не отказался от своего дзэнского сана. Байсао никогда не продавал чай по фиксированной цене. Вместо этого он нес бамбуковую трубку, в которой он собирал пожертвования. Он вёл аскетический образ жизни, несмотря на его прочные дружеские связи со знатными людьми и использовал скудные пожертвования, которые получал за разнос чая, чтобы держать себя сытым. Что касается его чайной утвари, он нес её в плетеной бамбуковой корзине, которую назвал Сэнка («прибежищем мудрецов»), и которую он носил на палке за своим плечом.

Метод приготовления чая Байсао назывался Сэнтя, или «кипяченый чай». В этом методе целые чайные листья помещаются в кастрюлю с кипящей водой и варятся на медленном огне в течение короткого периода времени. Этот стиль отличался от чая Маття, самого распространенного в то время в Японии чая, которое состоял из чайных листьев, растёртых в мелкий порошок. Способ заваривания чая путем измельчения его в порошок и взбивания в горячей воде был популярен в Китае эпохи династии Сун, во время которой дзэн-буддистские монахи впервые принесли свою практику в Японию. В противоположность этому, школа дзэгп Обаку специализировалась на приготовлении цельнолистового зеленого чая, который постепенно стал популярным в Китае в эпоху династии Мин. Пионеры Сэнтя того времени выступали против жесткого, сложного формализма традиционной церемонии Тяною, в которой используется Маття. Сравнительная простота добавления чайных листьев в воду добилась симпатии у многих японских монахов и интеллигенции (а среди них Байсао и большая часть его социального круга), которые восхищались беззаботным мироощущением, пропагандируемым древними китайскими мудрецами. Байсао сам видел в чае путь к духовному просветлению, на что он неоднократно указывал в своих стихах.

Достоверно неизвестно, откуда Байсао первоначально получал свои чайные листья, но в 1738 году метод заваривать чая Сэнтя стал настолько популярным, что один из его знакомых, чайный садовод в Удзи, разработал новые методы производства, чтобы создать тип чая, получивший название такое же, как и метод его заваривания. Этот чай Сэнтя был сделан из цельных, молодых листьев, которые пропаривались, а затем сушились. Данный метод отличался от типичного китайского способа производства рассыпных листовых чаёв, которые не обрабатывались паром. Байсао сам высоко оценил этот чай, а термин Сэнтя стал использоваться в основном по отношению к чайным листьям, полученным этим методом, а не к способу их приготовления.

Поздняя жизнь

В 1745 году, в возрасте семидесяти лет, Байсао отказался от своего монашества и изменил свое имя на Ко Югай. Он перестал продавать чай в 1755 году. Осознавая свою славу и надеясь избежать создания ритуализированной традиции Сэнтя, ностолько же удушающей, как официальная церемония Тяною, которую он так часто осуждал, Байсао незадолго до смерти сжег многие экземпляры его собственной чайной посуды. Он сделал это в определённо вопреки традиции Тяною, где почиталась посуда, используемая знаменитыыми мастерами чая.

Сочинения

Поэзия и каллиграфия Байсао считаются важными в истории дзэн Японии, особенно в Киото, где Байсао был хорошо известен. Его поэзия была высоко оценена художниками 18-го века из Киото, который был более «либеральным», чем тогдашняя столица Эдо (современный Токио). Более 100 из его стихов сохранились. Некоторые из сочинений Байсао были опубликованы в 1748 году как «Коллекция Чайных Документов со Сливовой Горы» (Байсансю тяфу ряку). В этом тексте Байсао приводил доводы в пользу философского превосходства Сэнтя над Тяною и писал, что священники, которые совершали чайную церемонию Тяною были так же далеки от образца древних мудрецов, как небо от земли.

Влияние

После смерти Байсао, несмотря на символическое уничтожение его чайной посуды, на основе его методов вскоре появилась кодифицированная чайная церемония Сэнтя. Его друг Кимура Кэнкадо опубликовал подробные описания и иллюстрации его чайной посуды. Кимура также были ремесленником, создавшим копии некоторых образцов сожженной посуды. Он и другие способствовали почитанию Байсао и написали подробные инструкции по завариванию цельнолистового чая. Священник Дайтэн Кэндзё в своем комментарии к японскому изданию китайского текста «Секреты настоянного чая» описал два способа заваривания цельнолистового чая. Один из них, который он назвал Сэнтя, был методом, используемым Байсао. Другой, который он назвал Хотя- это метод, обычно используемый сегодня, в котором горячая вода проливается через чайные листья в сосуде. Дайтэн также выступал за использование чайной посуды, аналогичной той, что лично использовал Байсао. Сегодня Байсао считается одним из первых мастеров Сэнтя.

Источник : http://tealion.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *