parallax background

Врачи XIX в. о пользе и вреде чая на материале медицинской литературы из фонда редкой книги Тверского ГМУ

Так называемое «органическое» чаеводство
Так называемое «органическое» чаеводство как экологическая и социальная угроза
20.01.2022
О неизвестных и потенциально опасных соединениях в чае рассказали ученые
О неизвестных и потенциально опасных соединениях в чае рассказали ученые
25.01.2022
Так называемое «органическое» чаеводство
Так называемое «органическое» чаеводство как экологическая и социальная угроза
20.01.2022
О неизвестных и потенциально опасных соединениях в чае рассказали ученые
О неизвестных и потенциально опасных соединениях в чае рассказали ученые
25.01.2022
Уже более тысячи лет известно высказывание великого персидского ученого Беруни: «Напиток из него (чая) заменяет сложные лекарства и в нем нет вредности сложных лекарств… а он даже лучше по своей полезности» [1]. Европа же познакомилась с чаем гораздо позднее стран Востока – лишь в ХVII в. Но еще в ХIХ столетии не утихали споры врачей о свойствах этого напитка. Мы приводим некоторые мнения, которые нашли свое отражение в медицинской литературе, хранящейся в Фонде редкой книги Тверского государственного медицинского университета.

В Западной Европе наибольшую популярность чай приобрел в Англии. Английский физиолог Ф. В. Пэви посвящает ему обширный материал в своей книге «Учение о пище» [7]. В главе «Не содержащие спирта увеселяющие и укрепляющие напитки» прежде, чем перейти к описанию свойств чая, автор подробно излагает историю открытия его химического состава и связанных с ним научных и не только научных разногласий. Эти споры совпали и, вероятно, были вызваны открытием в 20-х годах XIX в. кофеина (Ф.-Ф. Рунге, 1820 г.) и через несколько лет теина (Удри 1827 г.). Однако Джобс и Мульдер в 1838 г. пришли к выводу о тождественности данных веществ. И, видимо, поэтому более сильное возбуждающее действие чая по сравнению с кофе, как считалось, к примеру, в Германии, объясняли большей привычкой к последнему более популярному в этой стране напитку.

Доктор Пэви отмечает полное отсутствие на тот момент единодушия практических врачей относительно употребления чая, и даже наличие диаметрально противоположных взглядов на способы его лечебного применения.

Оговорившись, что чай, собственно, является не пищей, а легким напитком, не отягчающим желудок, профессор Пэви далее детально разбирает его свойства и влияние на организм человека. Ученый приводит примеры различных способов заварки, одним из несомненных достоинств этого напитка называя использование в его приготовлении кипяченой воды, чем устранялись многие опасности для населения. «Чай располагает к умственной веселости и деятельности, под влиянием его мысли приобретают большую ясность; далее, чай возбуждает энергию и уменьшает наклонность ко сну… в некоторых, крайне чувствительных людях напиток этот может даже обусловливать болезненную бессонницу» [7]. Эти свойства чая были подмечены несколько ранее русским профессором П. Горяниновым: «В умеренном количестве чай освежает телесные и душевные силы, способствует пищеварению и действует на мочевые органы; в большом – производит бессонницу или беспокойный сон, а иногда, у непривычных, тошноту и рвоту, тоску, и замедляет жилобиение» [3]. Однако русский гигиенист, женщина-врач М. И. Покровская считает, что чай может приносить известную долю пользы, восстанавливая силы и успокаивая нервы [6].

Позднее австрийский доктор медицины Г. Нотнагель, сравнивая чай с более распространенным кофе, приводил мнение физиолога Молешотта, что «чай, будто бы, меньше горячит фантазию, так что получается возможность исполнять умственную работу с большим покоем и более сосредоточенным вниманием и не испытывая такой гоньбы идей, как после употребления кофе»[5]. Однако доктор Нотнагель признается, что, испытывая это средство на себе, сам он этой разницы не заметил.

Воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы является не единственным свойством чая, вызывавшим разногласия ученых. В своем труде физиолог Пэви также отмечает, что «вследствие находящегося в нем вяжущего вещества, чай ослабляет кишечные отправления». Это мнение поддерживает немецкий фармаколог К. Бинц, утверждая, что чай значительно лучше переносится чувствительным желудком, чем кофе, «а в кишечном канале он предрасполагает к запору» [2]. Однако, значительно раньше русский фармаколог А. Нелюбин в 1835 г. упоминал чай среди средств для лечения геморроя [8].

Чай, наряду с кофе, служит противоядием: его часто использовали при отравлениях опием и для противодействия влиянию морфия. В ХIХ в. чай широко применялся для ослабления последствий злоупотребления алкоголем. Однако, как средство для лечения отравлений спиртными напитками чай был известен еще во времена Беруни, который писал: «Для устранения вреда вина никакое лекарство не может быть полезнее чая» [1]. Говоря о чае и алкоголе, можно упомянуть мнение М. И. Покровской, полагавшей, что чай способен заменить собой и вытеснить спиртные напитки, принося этим пользу обществу. Серьезное социальное значение чая отмечал и доктор Пэви, считавший, что растущее распространение этого напитка будет способствовать сокращению употребления алкоголя.

К многочисленным положительным свойствам чая профессор Пэви относит его способность при недостатке пищи притуплять ощущения голода, помогая легче переносить это состояние. Однако М. И. Покровская именно за подобное свойство резко порицает употребление чая. «Чай … обладает способностью заглушать чувство голода. Этим пользуются бедные люди, чтобы пополнить недостаток пищи…. С этой точки зрения гигиена может только порицать употребление чая…» [6]. Особенно вредным Покровская считает употребление чая детьми и подростками, говоря, что замена чаем полноценной еды разрушает здоровье ребенка.

Несмотря на разногласия и споры, все авторы XIX в. единодушны в одном. Они предостерегают: назначая чай с лечебной целью, необходимо помнить о возможной его фальсификации и брать исключительно из надежных источников [4]. Надо полагать, что в те годы во всех странах проблема подделки чая стояла чрезвычайно остро и, увы, с того времени мало что изменилось.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Беруни Абу Райхан. Избранные произведения : Т. 4. – Ташкент : Фан, 1974. – 1120 с.
  2. Бинц, Ц. Лекции фармакологии для врачей и студентов : пер. с нем. / пер. С. В. Серебренников. – Санкт-Петербург : Изд. журнала «Практическая медицина», 1887. – 894 с. : 31 рис. Горянинов П. Фармакодинамика или учение о действии и употреблении врачебных средств : Ч. 2. / сост. П.
  3. Горянинов. – Санкт-Петербург : Типография Д. Кесневиля, 1853. – 552 с.
  4. Лунин. Полный учебник фельдшеров, фельдшериц и фельдшерских учеников : В 2 ч . / сост. Лунин. – 7-е изд. – Москва : Изд. А. А. Карцева, 1895. – 638 с.
  5. Нотнагель Г., Россбах М. И. Руководство по фармакологии. Вып. II / пер. Н. П. Иванов. – Пер. с 5-го изд. в 2-х вып. Н. П. Иванова. – Санкт-Петербург : Типография Якова Трея, 1885. – 591–1200 с.
  6. Покровская М. И. Популярная гигиена. – Санкт-Петербург : Типография Ю. Я. Римана, 1893. – 360 с.
  7. Пэви Ф. В. Учение о пище в физиологическом и терапевтическом отношениях / пер. М. М. Манассеина. – Пер. с 2-го англ. изд. – Санкт-Петербург : Изд. Главного Военно-Медицинского Управления, 1876. – 1016 с.
  8. Фармакография или химико-фармацевтическое и фармако-динамическое изложение приготовления и употребления новейших лекарств : Т. 2 . – Изд. 3-е, испр. и умнож. – Санкт-Петербург : Изд. Александра Нелюбина, 1835. – 414 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *