«Золотые цветы» Юньнани — чай Цяньлян
18.06.2020Улун Алишань
19.06.2020О чаях абхазских я уже писал некоторое время назад — и обязательно напишу еще, потому что первый восторг от этих сортов (который обычно бывает немного преувеличенным) сменился восторгом вторым, потом — третьим, а потом — остальными. Я не могу сказать, что, пробуя абхазские чаи, я кричу от этого восторга в голос — нет, конечно. Но удовольствия от повторных встреч с этим напитком получаю изрядное.
Сегодня, однако, я хочу поставить «вешку на будущее», связанную с чаями азербайджанскими, собранными в районе Ленкорани. Они тоже попали в мои руки благодаря Николаю и сейчас подвергаются тщательнейшей дегустации, по завершении которой я обязательно напишу достаточно подробный отчет о собственных впечатлениях.
А пока скажу несколько слов о Ленкорани и азербайджанском чае.
Ленкорань — это один из древнейших населённых пунктов Азербайджана. Согласно археологическим данным, первые поселения человека в тех краях существовали еще в 3-2 тысячелетии до нашей эры. Когда эти поселения превратились в город, мне выяснить не удалось, но когда город возник, отличный климат, пересечение торговых путей и прочие благоприятные условия обеспечили ему быстрое развитие. Начиная с 1743 года Ленкорань стала главным городом Талышского ханства.
В историю России Ленкорань вошла в 1813 году. Во время русско-персидской войны 1804-1813 годов (о которой почти никто ничего не знает, потому что война эта «заслонена» войной 1812 года) Ленкорань из города была превращена персами в крепость. Последнюю крепость, которую взял штурмом в той войне «генерал-метеор» Котляревский. Случилось это первого января 1813 года. Тот штурм дорого обошелся Котляревскому — он вел своих солдат на приступ и был тяжело ранен — после чего навсегда оставил военную службу, войдя в русскую военную историю одним из самых молодых генералов.
1813 года стал годом начала совсем другой истории Ленкорани — скорее мирной, нежели военной. Нас же в этой мирной истории будет интересовать только несколько фактов.
Первые чайные плантации под Ленкоранью появились в 1900 году. В 1902 году эти плантации начали давать промышленные урожаи, однако события 1920-х годов разорили азербайджанское чаеводство — и восстанавливаться оно начало только в 1930-х. А на прилавках магазинов Азербайджанский чай появился в 1937 году.
В современной чайной литературе (в книгах Семенова и Иванова) отмечается, что высшие сорта азербайджанских чаев напоминали грузинские по вкусо-ароматическим качествам, а по экстрактивности даже превосходили их. Вместе с тем они отличались собой чувствительностью к несоблюдению условий хранения и колебаниям климата. Лучшим из азербайджанских чаев до 1991 года являлся «Букет Азербайджана».
Я помню, что азербайджанский чай присутствовал на прилавках наших магазинов и что он привлекал к себе внимание тем, что создавал альтернативу чаю грузинскому. В наших краях такую альтернативу ценили высоко — и азербайджанский чай раскупался весьма охотно. Вкуса его я, естественно, не помню. Я был тогда еще дитя ;)
Азербайджанский чай также достаточно часто купажировался с другими чаями. Кажется, он даже иногда входил в состав популярного в советские времена чая «Бодрость».
В 1980-1990-е годы чайная индустрия Азербайджана пришла в упадок — и только сейчас начинает помаленьку восстанавливаться — отчасти и с привлечением и иностранного (турецкого и объединенно-арабско-эмиратского) капитала.
Завершая короткую историческую справку, замечу, что жители Азербайджана, большие любители и ценители хорошего застолья, относятся к собственному чаю очень хорошо, часто отдавая ему предпочтение перед другими чаями (по меньшей мере, в некоторых статьях так пишут ;)
Так вот. Сейчас же я успел как следует распробовать только один из Ленкораньских чаев. Это очень простой чай с достаточно плоским вкусом, без особенных нюансов, но с особенными нотками. Это странный парадокс — когда чай одновременно простой и оригинальный. С Азербайджанским чаем дело обстоит именно так — его чайный вкус и его чайные характеристики, в общем, весьма посредственные. Но аромат сухой заварки этого чая имеет медово-черешневые нотки (имеется в виду нотки не ягод, а древесины черешни). А в настое заметные нотки «сырого пуэра» (я сам не знаю, что это такое, но у меня возникла такая аналогия), кимуновская сушинка и освежающее ванильное послевкусие. И это все, повторюсь, при совершенно посредственном собственно чайном вкусе.
Бред какой-то ;) Но и удовольствие. Как верно заметил Николай Монахов, у этого чая есть собственное лицо. И это приятно.
Источник : https://teatips.ru/