За чашкой чая
20.03.2021Центр Глиняной посуды Сигараки
22.03.2021Китидзаэмон XV получил художественное образование на факультете скульптуры Токийского Университета изящных искусств, закончил его в 1973 году. После окончания университета он уехал продолжать образование в Италию. Но в 1980 году Китидзаэмон XIV умер, и его сыну пришлось вернуться из Италии в Японию, где в 1981 году он принял имя Китидзаэмон XV и управление семейной мастерской. В 2007 он стал архитектором нового Музея Раку в Киото и чайного домика (павильона дома Раку) и Художественного музея Сагава в префектуре Сига.
Знаете, я даже совершенно не удивилась, узнав о том, что и в Токийском Университете, и в Италии он занимался скульптурой. Дарю тему диссера: «Влияние мастеров европейской скульптуры на японских керамистов XX-XXI веков». И формы, и фактуры его работ очень «скульптурны», и это прекрасно легло на традицию Раку, которая всегда лепилась только от руки, без гончарного круга. Другим нововведением мастера был высокотемпературный обжиг якинуки («предельный обжиг»).
Глазури наносятся кистью по традиционной технологии, зелёная глазурь имеет в основе древесный пепел, а чёрная делается из камня Камогава. Красные всполохи и полосы образуются при восстановительном обжиге медной глазури при наличии древесного пепла.
Обращу внимание, что наличие пепла в обжиговой камере не предполагает ни оборачивание вещи соломой, ни предварительное опускание в опилки, ни остужение в опилках или соломе. Это естественное явление (как в керамике Сигараки), которое можно только несколько активизировать, подавая воздух в поддувало печи, чтобы поднять пепел с пола обжиговой камеры и мягко и достаточно равномерно осадить его на поверхность предметов, обжигающихся без капсулей.
Техника обжига «якинуки» заключается (как это можно понять из редких публикаций) резким повышением температуры в печи для обжига изделий типа куро-раку и резким же охлаждением. Как только глазурь начинает созревать и плавиться, изделия вынимают из печи при помощи длинных щипцов, и остужают. Температура 1200° и выше достигается при помощи ручных мехов.
Такой обжиг традиционно производится после обжига обычных чёрных раку, происходящего каждый апрель и ноябрь.
- 1. 樂吉左衞門. 長次郎400年忌記念 = Раку Китидзаэмон. Тёдзиро: ёнхякунэн кикинэн (Тёдзиро: к 400-летию смерти мастера), Музей Раку, Киото, 1988
- 2. 樂吉左衞門. 楽焼の技法と美学を詳細に解説 = Раку Китидзаэмон. Ракуяки-но гихо: то бигаку-о сё:сай-ни кайсэцу (Искусство керамики Раку и пояснения к её эстетическим особенностям) Музей Раку, Киото, 2001
- 3. 樂吉左衞門. 樂歴代を各代ごとに解説 = Раку Китидзаэмон. Раку рэкидай-о мэйдай гото-ни кайсэцу. (Раку Китидзаэмон. Обозрение поколений династии Раку). Музей Раку, Киото, 1999
- 4. 楽茶碗の四00年―伝統と創造 =Раку тяван-но ёнхякунэн – дэнто то со:дзо: (400 лет чайных чаш Раку – традиция и творчество), Музей Раку, Киото, 1998
Источник : https://yamauba.livejournal.com/514494.html