parallax background
Частые чайные вопросы
Частые чайные вопросы
06.09.2020
Строгие проверки качества помогут Индии достичь поставленной цели по экспорту чая
Строгие проверки качества помогут Индии достичь поставленной цели по экспорту чая
08.09.2020
Частые чайные вопросы
Частые чайные вопросы
06.09.2020
Строгие проверки качества помогут Индии достичь поставленной цели по экспорту чая
Строгие проверки качества помогут Индии достичь поставленной цели по экспорту чая
08.09.2020
«Орими Трэйд» завоевала рынок дешевым чаем. Удастся ли ей удержать лидерство, когда массовый покупатель пристрастится к более дорогим сортам?

Многие обожают Дарджилинг — сорт чая, который выращивается в одноименном районе Индии. Но многие ли любители чая знают, что в мире продается как минимум в два раза больше дарджилинга, чем собирают его на плантациях в предгорьях Гималаев? Индия даже собирается защитить права национальных производителей — так же, как это сделали хозяйства, выпускающие коньяк, шампанское и пармезан. Сообщим для ценителей чая еще одну новость: не весь чай, собранный в Дарджилинге, одинаково хорош. Из четырех урожаев ценится самый ранний, а тот, что приходится на сезон дождей, намного дешевле.

Вся деятельность крупнейших чайных компаний мира построена на этих нюансах. Не составляет исключения и бизнес предпринимателей Сергея Касьяненко и Александра Евневича, основных владельцев компании «Орими Трэйд», которая выпускает недорогие сорта чая «Принцесса Нури» и «Принцесса Гита», а также кофе «Жокей» и «Регал». В прошлом году «Орими» продала в России 50 000 тонн чая — больше, чем транснациональная корпорация Unilever и московская компания «Май» вместе взятые. Чтобы описать размер «Орими», можно сказать и так: принадлежащая компании фабрика «Невские пороги» в Ленинградской области выпускает каждый третий килограмм чая в России.

Впрочем, поднялась компания вовсе не на чае с кофе. В 1994 году Касьяненко и Евневича познакомил друг с другом предприниматель Дмитрий Варварин, основной акционер процветавшего в те годы петербургского концерна «Орими». Входившие в него фирмы экспортировали лес, управляли крупным пароходством и портом, занимались недвижимостью. Поначалу «Орими Трэйд» всего лишь поставляла продукты питания леспромхозам, чайная специализация появилась у компании только в 1996 году. «Не было ни НДС, ни таможенных пошлин. Не надо было жульничать — привез, продал и все довольны», — объясняет Евневич, почему у партнеров возник интерес к чаю.

Для Варварина, который владел, в частности, 30% акций крупнейшего в России Братского лесоперерабатывающего комплекса, а также имел политические амбиции, чай был делом явно второстепенным. Но в 2000 году Варварин стал жертвой заказного убийства (которое до сих пор не раскрыто), холдинг начал распадаться, и с тех пор только чайной компании удалось существенно расширить свой бизнес. Сейчас выручка «Орими Трэйд» (Евневич и Касьяненко выкупили у вдовы Варварина его долю) достигла $200 млн — это больше, чем у других фирм, входивших в «Орими». Кстати, офис компании до сих пор располагается в здании проектного института на Выборгской стороне, но если десять лет назад торговцы чаем занимали три комнаты, то теперь в их распоряжении три этажа из пяти.

Конкуренты часто говорят о связи «Орими Трэйд» с концерном — мол, доставка и разгрузка чая обходились компании дешевле, чем остальным. В середине 1990-х большинство импортеров были вынуждены возить чай через Ригу или финскую Котку — работа большого питерского порта была практически парализована криминальными разборками. А «Орими Трэйд» спокойно пользовалась «Петролеспортом», входившим в ту же группу. До сих пор именно через этот порт проходит 40% грузов компании. Гендиректор «Орими Трэйд» Александр Евневич, когда слышит эти упреки, говорит, что владельцы порта всегда работали с ним на общих основаниях. Впрочем, если в порту и «случается какой-то конфуз», Евневич обращается к коллегам, сидящим этажом выше, и «все без визга решается».

Конечно, причины быстрого роста компании связаны не только с портом. «У «Орими» талантливая команда, — признает Александр Борисов, гендиректор торгового дома «Гранд». — Они первыми осознали, что массовый сегмент в России — это дешевые сорта чая». Пока конкуренты экспериментировали с марками для среднего класса (Unilever с 1992 года раскручивала в России Lipton, «Май» выпустила первую дешевую марку «Лисма» только в 1998-м), «Орими» со своими «Принцессами» захватила нижний ценовой сегмент. Логика предпринимателей была проста: больше объемов — больше скидок.

Чай от «Орими» всегда стоил на 5–7% дешевле, чем аналогичная продукция конкурентов. За счет чего? В компании жестко контролировали издержки. «В 1997–1998 годах мы с «Маем» продавали одинаковое количество чая, по 15–18% рынка. При этом в нашей бухгалтерии работали 8 человек, у конкурентов — 26», — гордится Евневич. Примерно 80% запчастей для производственных линий «Орими» делает в собственных механических мастерских. Расположение завода в Ленинградской области позволяет экономить на зарплатах: у Unilever фабрика в самом Санкт-Петербурге, у «Мая» — в подмосковном Фрязино. Разница в зарплатах сотрудников «Орими Трэйд» в Москве и Санкт-Петербурге на аналогичных должностях достигает 30%.

«Орими» также единственная из российских компаний выставляет иностранным поставщикам сырья штрафы за срыв договоренностей. «Орими» одна из первых позаботилась о создании лаборатории, где занимаются смешиванием разных сортов чая — купажированием. В производстве чая рецептура имеет решающее значение. По советским ГОСТам наименование по происхождению чаю можно было присваивать, если в исходном сырье содержится 50% данного сорта. Теперь правил нет вообще. То есть в «цейлонском» чае может быть лишь небольшой процент продукта со Шри-Ланки, остальное может составлять чай из более дешевых регионов, например из Кении. А если вдруг кенийский чай подскочил в цене, как в прошлом году, нужно срочно найти ему такую замену, которая не испортит вкус напитка.

«Орими» с самого начала сделала ставку на дистрибьюторов из нестоличных регионов, не жалея на это денег. «Если возникали проблемы со сбытом партии, можно было обратиться в «Орими» за помощью. Приезжала «мобильная бригада», и компания за свой счет делала рекламные акции, проводила дегустации. Другие производители стремились продать и забыть», — объясняет успех сбытовой политики «Орими» один из участников рынка. С лета 1998 года «Орими» требует от оптовиков предоплату, но при этом на свои деньги покупает для проверенных партнеров «газели», предлагая расплатиться за них в рассрочку. «Орими» была ближе к потребителям, чем многие другие компании, базирующиеся в Москве», — признает заслуги конкурента Глеб Смирнов, генеральный директор «СДС-Эком», которая занимается дистрибуцией чая Ahmad. Сейчас нестоличные регионы обеспечивают компании 70% продаж.

Итог всех этих управленческих приемов: после того как «Орими» в 1998 году обошла компанию «Май» по объемам продаж чая, первое место она уже никому не уступала. Правда, «Май» и сам несколько снизил темп: владелец этой компании Игорь Лисиненко провел несколько лет в Госдуме, вернувшись к управлению только в 2003-м.

Что дальше? На чайном рынке стало тесно. По словам Рамаза Чантурии, гендиректора ассоциации «Росчайкофе», на продажах листового (непакетированного) чая производители зарабатывать перестали вовсе — все стараются выставлять минимальные наценки. «Орими Трэйд», почуяв тенденцию, сменила тактику: теперь компания стремится продавать не больше, а дороже.

Первый шаг — завоевание столичного рынка, куда раньше компания не рвалась: в Москве расходы на продвижение марки чая в 4–5 раз больше, чем в любом другом городе с населением более миллиона. В 2003 году «Орими» начала специально для столицы выпускать марку Greenfield. Если заводская цена пачек дешевого листового чая (как «Принцесса Гита») для оптовиков $2–3 за килограмм, в среднем сегменте (как «Принцесса Нури») — $3–5, то такие чаи, как Greenfield, продаются уже за $5–7. Чай в пакетиках в два раза дороже.

Шаг второй — в компании появились 600 дегустаторов и мерчандайзеров, которые следят, чтобы в магазинах чай всегда был в наличии и выставлялся правильно.

Третий шаг — выросли бюджеты на маркетинг. В прошлом году на рекламу чая «Орими» потратила $8 млн, больше тратит только Unilever.

Насколько успешны нововведения? Дистрибьюторы жалуются, что объем продаж растет быстро, «Орими» не всегда справляется с заказами (сейчас компания вкладывает $25 млн в расширение фабрики). «Только зазевайся на годик-другой, и станешь третьим или пятым», — резюмирует Евневич.

Источник : https://www.forbes.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *