Белый чай (Чай по четвергам с Шумаковым)
19.02.2021Немного о способах экстракции биологически активных веществ чая
21.02.2021История у дунтинских чаёв весьма древняя. Как записано в «Тайпин Цинхуа», «На Дунтине, куда ни глянь растёт чай бессмертных, их стволы покрыты мхом, да таким старым, что будто он был ещё в те времена, когда Четверо старцев собирали тут чай» (речь о легендарных мудрецах 3-го века до н.э., которые бежали в горы при циньском Шихуане и вернулись в мир в династию Хань). В тексте «Эръя» сказано: «То, что мы сейчас называем «Ча» (茶,чай), в древности называлось Ту (荼), [это была культура, равноценная] перцу… люди в Сычуани делали Ту. А люди в царстве У (нынешняя территория производства Дунтин Билочунь) делали Мин (茗), и, [называя чай таким термином, они хотели показать] его отличие от чая-ту». Окончательная редакция этого текста была сделана в четвёртом веке нашей эры, что доказывает простой факт: Билочунь имеет уже более чем тысячелетнюю предысторию.
В конце династии Тан, начале династии Сун, то есть в 10-м веке на берегах озера Тайху производились императорские чаи, хотя это были ещё комковые чаи. В конце 10-го века из-за похолодания климата императорское производство было перенесено на юг, в Фуцзянь. Возрождение усских чаёв произошло в династию Мин, и это были уже рассыпные зелёные чаи. В народе предшественника Дунтин Билочуня называли «Дунтинский чай», а также «Аромат, пугающий до смерти». По преданию одна девушка весною гуляла по горам, а заодно собирала чайные листочки. Когда этот чай заварили, мощный аромат ударил в нос, такой сильный, что окружающие тут же заметили, что он может напугать человека до смерти. Также есть легенда про то, что в один год чаю уродилось столько, что сборщикам не хватало корзин для его сбора, и девушки, собиравшие чай, наполнив корзины, начинали сыпать чайные листья себе за пазуху. Чай, согретый теплом девичьего тела, начинал пахнуть так сильно, что рядом находящиеся люди буквально пугались.
Поэтому местные граждане и стали называть такой чай «Аромат, пугающий людей до смерти». В годы цинского правления под девизом Каньси (конец 17-го века) император прибыл в эти края с целью инспекции, и ему поднесли попробовать этот чай. Цвет настоя у него был изумрудным, а чаинки завивались как спиральки, что было вдвойне красиво, и поскольку «пугающий аромат» было явно не изящным названием, император нарёк сей чай «Весной изумрудных спиралей». Относительно истории названия помимо вышеупомянутой официальной версии, есть и другая. Что название Билочунь, мол, существовало уже в династию Мин, то есть минимум на столетие раньше. Что в те времена особенно качественный Билочунь собирался на горе Било и собирался весною, поэтому смысл названия – Весна на Било. В любом случае у этого чая история уже долгая, и к началу 18-го века он вошёл в число гунча (чаёв, подносимых императору).
Район производства этого чая так же славится фруктами и плодами. Чайные деревья посажены вперемешку с персиковыми, сливовыми, абрикосовыми деревьями. Там растут кислая слива-мэй, гинкго, мушмула, гранаты, мандарины, хурма и многие другие плодовые деревья. Ветки чайных и фруктовых деревьев переплетаются, их корневые системы взаимно проникают друг в друга. Чай естественным образом впитывает фруктовые вкусы и как будто ароматизируется цветами плодовых деревьев, что и формирует уникальное вкусовое сочетание чая Билочунь. Как раз на эту тему есть пассаж в тексте 《Чацзе》 («Чайные разъяснения»), опубликованном в династию Мин: «Чайные сады не следует перемежать плохими деревьями. Лишь коричное дерево, слива-мэй, разные виды магнолий, роз, сосен и бамбука и подобные этим деревья подходят чаю. Они могут защитить чай от инея и снега в холодное время и укрыть своими ветками от палящего солнца в жару». И подобные соседствующие посадки чая и плодовых деревьев как раз и придают Весне изумрудных спиралей уникальное, но естественное сочетание цветочного аромата и фруктового вкуса. Причём чай с таким названием растёт по всему Китаю, но подобное сочетание можно встретить лишь у дунтинского Билочуня.
Дунтин Билочунь в полной мере воплощает собой четыре драгоценности чая: красивая форма, изысканный цвет, тонкий аромат и чистый вкус. Вид готового чая изумителен. Чаинки Билочуня тесно сплетаются, завиваясь подобно спиралькам. Белый ворс заметен даже невооружённым глазом, он полностью покрывает чайные листья: словно в серебристой нежной зелени прячется яркий изумруд. Листья и почки маленькие и нежные, после заваривания они медленно раскрываются, танцуя вверх-вниз. Настой ярко-зелёный и прозрачный по цвету, без какой-либо мути. Аромат чистый и утончённый, и сильно бьёт в нос. Вкус сладковатый, прохладительный, освежающий и хорошо утоляющий жажду. После питья быстро накатывает сладкое послевкусие. Чайное дно мягкое и равномерное, выглядит вполне съедобным, напоминая собою такой нежный «салатик».
Заваривают такой чай особым образом. Берут стакан, ополаскивают его горячей водой. Потом сначала наливают в него кипяток (остуженный примерно до 75 градусов), а только затем бросают в воду чай. В стакане воистину можно увидеть танец изумрудных спиралей.
Сучжоу знаменит своими изысканными садами. Главная идея, заложенная в их основу – это тонкость миниатюры, будто в маленькое пространство внесли пейзаж большого района. И очевидно, что чай, растущий в тех краях, так же должен быть нежным, тонким и миниатюрным. Именно таким как Дунтин Билочунь.
Источник : https://teatravel.ru/