Техника Могакэ
20.09.2020Япония. Люди и пространство
21.09.2020Пять из Шести ранних печей* Японии, носящие традиционные названия по месту их расположения – Сигараки, Бидзэн, Тамба, Этидзэн и Токонамэ – с XII века производили бытовые и культовые предметы из местных глин, не покрытые глазурями. Пятна и потёки расплавленных минеральных включений глины и участки оплавленного древесного пепла на поверхности придавали этим изделиям оригинальность, привлёкшую внимание чайных мастеров XV – XVI веков. Восхищение этими изделиями лежало в традиции эстетики ваби, глубоко интегрированной в практику чайной церемонии тя-но ю. Неброская, непритязательная красота этой керамики со случайно возникшими декоративными эффектами делала подобные предметы подлинными произведениями искусства в глазах мастеров чая.
В чайной традиции сэнтя, ориентированной на китайскую эстетику, практически не использовалась керамика для тя-но ю, что подвигало мастеров старых гончарных центров Японии разрабатывать новые типы керамики по образцам экспортных китайских изделий, среди которых предпочтение отдавалось чайникам из исинской глины, созданным в период Мин и происходившим из личных коллекций китайских иммигрантов.
С некоторых предметов в Японии снимались копии, часто очень точные (что значительно затрудняет атрибуцию ранних японских произведений). Создание копий объяснялось не только стремлением к китайскому стилю керамики вообще, но и естественным для адептов сэнтя – нового культурного явления – желанием создать комплекс реликвий и установить иерархию авторитетов. Известно, что Кимура Кэнкадо заказал японским мастерам копии с китайских предметов, принадлежавших Байсао. Мастерские, выполнившие этот заказ, неизвестны, но постепенно подражания исинским глинам распространяются по многим гончарным центрам Японии.Стиль исинской керамики эпохи Мин отличается элегантностью и простой: мастера ценили целостность облика и выразительность линии в предметах прикладного назначения. Эти простые формы и становятся образцами для японских гончаров. Однако для создания керамики в исинском стиле необходимо было не только воспроизвести форму, но и добиться близкого к китайскому качества черепка. Глины, близкие к исинским по цвету и составу, встречаются во многих регионах Дальнего Востока, но глины Цзянсу отличаются наличием песчаной составляющей, что и делает их уникальными. Также практически в каждой мастерской Цзянсу существовали свои рецепты подготовки масс разных составов, качества и цветов. В китайских текстах XVII века перечисляется не менее десяти цветов исинской глины, некоторые из которых получались в результате смешения трёх основных глин (пурпурной, светло-коричневой и красной) и добавления минеральных и органических красителей. На базе местных японских производств необходимо было разработать собственные технологии очистки, обогащения и окраски глины.
Наибольшие успехи в этом были сделаны в мастерских города Токонамэ (современная префектура Айти). Несмотря на то, что Токонамэ является одним из старейших японских гончарных центров, эксперименты с керамикой в исинском стиле там начали проводить лишь в 40-е годы XIX века, когда мастер Акаи Тодзэн II (1796-1858) обнаружил в Токонамэ глины, близкие к китайским. Начались поиски соответствующей рецептуры и технологии производства, и потребовалось почти два десятилетия для создания необходимой композиции материалов.
Около 1860 года опыты японских мастеров увенчались успехом – во многом благодаря содействию китайского иммигранта из провинции Аньхой, мастера Цзинь Шихэна (яп. Кин Сико). Этот мастер не только усовершенствовал местную керамическую массу, но и познакомил гончаров Токонамэ с особым методом формовки изделий из глиняных пластов, принятым в мастерских Цзянсу. Ком глины расплющивается деревянным молотком до состояния тонкого листа (до 2-3 мм). При помощи шаблона мастер отмеряет части листа для тулова, основания, венчика и других деталей. Заготовку тулова мастер сворачивает в цилиндр и устанавливает на вращающемся круге, после чего начинает формовать изделие рукой и деревянными лопатками. Перед окончательной доводкой мастер присоединяет к изделию дно, затем прикрепляет ручку, носик, формует крышку и т.д.
Также считается, что именно Кин Сико познакомил местных гончаров с методом декорирования гравировкой по мягкой керамической массе (так называемой массе “твердой кожи”).
Важный вклад в развитие керамических мастерских Токонамэ во второй половине XIX век внес также Сугиэ Дзюмон (1828-1897). Несмотря на то, что уже ученики Кин Сико перешли к более привычному методу формовки изделий на гончарном круге, Дзюмон возродил старые приёмы работы с пластами, традиционную технику ручной доводки формы и декорирования гравировкой.
В эпоху Мэйдзи мастерские Токонамэ освоили также производство миниатюрных чайников кюсу из тонкой красно-коричневой глины, их изготовление продолжилось также в периоды Тайся (1912-1926) и Сёва (1926-1989). В самой Цзянсу в середине XIX века начинается возрождение производства после кризиса XVIII века, и изделия XIX века часто прямо копируют минские модели. Чайники из Токонамэ отличаются особой простотой и элегантностью форм и явно тяготеют к самым ранним образцам исинской керамики.
* Термином “печь” (яп. гама) в литературе о японской керамике принято обозначать конкретную керамическую мастерскую, а точнее – комплекс, состоящий из мастерской по формовке, мастерской по декору изделий и печи для обжига керамики, принадлежащих одной семье или группе ремесленников. В то же время название “Шесть ранних печей” ( “Роккоё”) подразумевает все мастерские, работавшие в перечисленных районах в единой технико-технологической и стилистической традиции.
В дальнейшем типы керамики, характерные для тех или иных мастерских, получают названия в основном по месту их производства или по имени главы мастерской. Так, широко используются термины токонамэ-яки (“керамика Токонамэ”), бидзэн-яки (“керамика Бидзэн”), позднее – нинсэй-яки (керамика мастерских Нономуры Нинсэя) и пр.
Источник : https://teahouse-nsk.livejournal.com/