Японская керамика: керамические загадки
27.04.2020Билочунь: история, производство, способ заваривания
27.04.2020В то же время в Сэто выпускался монохромный фарфор (с селадоновой – зеленого цвета разных оттенков – глазурью, яп. сэйдзи, или с голубыми глазурями), иногда декорированный подглазурным рельефом. Чайник необычной формы из собрания Эрмитажа (фото 1) покрыт селадоновой глазурью по оттиснутому по сторонам рельефу. Тонкий детализированный рисунок, идентичный с обеих сторон, изображает путника с посохом, одетого в плащ и соломенную шляпу. Арочные проёмы между ножками чайника имитируют мост или холмистый рельеф, фигурка путника окружена ветвями деревьев. Фигура странствующего поэта, отшельника-мудреца, соответствовала духу чайной церемонии сэнтя, а селадоновая глазурь напоминала участникам чаепития о первоисточнике традиции — китайской культуре эпохи Тан.
В Сэто попытки разработать рецептуру селадоновой глазури предпринимались со времени основания мастерских. Эксперименты привели к созданию желтой, коричневой, зеленой разных оттенков и черной глазурей, и в XIX веке селадоны, близкие по цвету и фактуре к китайским, производились на основе как фарфоровой, так и керамической массы.
Но наиболее значительным центром производства керамики с цветными глазурями оставался Киото, где также существовала длительная традиция подражания китайской продукции – трехцветным изделиям санцай и селадонам. В одной из самых известных мастерских второй половины XIX был сделан чайник без ручки (хохин) в форме сложенных листьев лотоса, покрытый селадоновой глазурью; на внутренней стороне его крышки нанесена подпись мастера Дзороку.
Семья киотоских керамистов Дзороку известна с середины XIX века. Первый представитель семьи Дзороку (1822-1877) приехал в Киото из провинции Ямасиро (сейчас – часть префектуры Киото) и уже с 13 лет приступил к работе в гончарной мастерской. Под влиянием чайной культуры Киото он начал изучать традиционную керамику Китая и Кореи и так пришел к использованию стилей континентальной керамики в своем творчестве. В том числе он работал в манере мисима (применяя инкрустацию ангобом), практиковал роспись в стиле керамики Кореи и японских мастерских острова Кюсю, а также создавал селадоны. Дзороку II (1861-1936), старший сын мастера, унаследовавший имя и мастерскую в очень молодом возрасте, активно путешествовал, изучая традиционную керамику Японии.
Познакомившись практически со всеми современными ему керамическими производствами в стране, в 1889 году он посетил Китай, в 1910-м – Корею. Продолжая дело отца, он прославился изделиями с селадоновыми глазурями, ориентированными на керамику китайских династий Тан (618-907), Сун (960-1279) и Юань (1271-1368). Одним из декоративным приемов, применявшимся мастерами эпохи Юань в Китае, было сочетание селадоновой глазури с рельефным неглазурованным декором терракотового цвета. В коллекции Эрмитажа хранится китайская тарелка с селадоновой глазурью и рельефным изображением рыб (провинция Чжэцзян, XIII в). Такая керамика высоко ценилась в Японии и оказала большое влияние на работу мастеров XIX века.
Чайник работы Дзороку II демонстрирует тот же прием: на широком венчике с обеих сторон тулова расположены три маленьких краба, выполненных в низком рельефе и не покрытых глазурью.
Вообще, форма сложенного листа лотоса охотно использовалась мастерами при изготовлении чайников сэнтя, в то же время изделия могли различаться наличием и расположением ручки или её отсутствием, формой слива, дополнительным декором и глазурями. “Лотосовые” чайники делались в разных мастерских по всей Японии.
В Киото мастера-керамисты часто сами были поклонниками сэнтя и членами кружков интеллектуалов, многие из них создавали утварь для листового чая, используя не только китайские прототипы, но и местные традиции гончарства. Кюсу, созданный Киёмидзу Рокубэем III , удивляет своей природной формой и живой фактурой керамической массы, покрытой тонким слоем глазури. Глазурь кажется почти бесцветной, но в малочисленных местах скопления (например, на ручке) заметно, что она имеет желтовато-зеленый цвет, типичный для мастерских Сэто.
Киёмидзу Рокубэй III (1820-1883), представитель династии киотоских керамистов, также как и Дзороку, и многие его современники, был вовлечен в изучение традиционной керамики Японии и Дальнего Востока. Известно, что он посещал мастерские Сэто и осваивал там традиционные приемы работы местных гончаров. В то же время изделия Рокубэя III отличаются своеобразием, смелыми формами и неожиданными интерпретациями старых стилей. Одновременно он активно постигал принципы западного производства (на предприятиях в Иокогаме), был известен работами (кофейными и чайными сервизами) в европейском стиле и экспериментами с декором, хотя под маркой наследственной мастерской производил в основном традиционную продукцию для внутреннего рынка.
Деятельность мастеров второй половины XIX века пришлась на сложное время выхода Японии на международную арену, изменения политической и социальной структуры страны и модернизация промышленности. В этих условиях он, с одной стороны, обращались ко всему дальневосточному опыту художников-керамистов в поисках типичных национальных форм, способных наиболее полно представить Японию международному сообществу; с другой стороны – живо интересовались теми новыми возможностями, которые предоставляло снятие изоляции Японии. В чайной керамике сохранялись, с незначительными изменениями, традиционные формы и декор.
Источник : https://teahouse-nsk.livejournal.com/