parallax background

Искушение чайным сервизом

Иудина бодрость
Иудина бодрость
27.07.2020
«За каждой Корицей с персиковым ароматом стоит ленивый чаевод!»
«За каждой Корицей с персиковым ароматом стоит ленивый чаевод!»
28.07.2020
Иудина бодрость
Иудина бодрость
27.07.2020
«За каждой Корицей с персиковым ароматом стоит ленивый чаевод!»
«За каждой Корицей с персиковым ароматом стоит ленивый чаевод!»
28.07.2020
Чай по четвергам с Шумаковым № 98.

Не существует на свете более бессмысленной и бесполезной для чаепития вещи, чем чайный сервиз. Главный недостаток чайного сервиза состоит в том, что в основе его создания лежат не рациональный, но эстетические принципы. Коварство чайного сервиза состоит в том, что в случае совпадения эстетических принципов, в него заложенных, с эстетическими потребностями любителя чая тяга к чайному сервизу становится непреодолимой.

Будучи благополучно реализованной через банальный, но торжественный акт приобретения чайного сервиза в магазине, эта тяга делает жизнь любителя чая (то того легкую и безмятежную) невыносимой.

Появление в «арсенале» любителя чая чайного сервиза приводит к возникновению множества противоречий, корень которых, опять же, лежит в том, что в основе создания чайного сервиза лежат не рациональные, но эстетические принципы. Круг замыкается — и любитель чая начинает невыносимо страдать.

Во-первых, в составе чайного сервиза почти всегда присутствуют отвратительные или ненужные предметы. Они очень симпатично смотрятся в наборе, но после того, как сервиз приобретен, изучен внимательно и запущен в использование, оказывается, что или пирожковые тарелки крупноваты, или молочник не в тему, или сахарница неудобная, или чайник уродский. Уродский чайник, кстати, наиболее распространенное больное место чайных сервизов. Набор удивительных чайных пар и совершенно дивных пирожковых тарелочек может быть снабжен или неудобным, или некрасивым чайником. А чаще всего — и неудобным, и некрасивым. Причем отказаться от использования этого гадского чайника очень тяжело — сервиз очень часто подкупает как раз своей целостностью и потенциальной возможностью решить одним махом все чайно-сервировочные проблемы. А получается все наоборот. Красивые чашки на столе, пирожковые тарелочки ждут своих пирожков — и во всю эту сервизную идиллию тупым дредноутом вплывает чайник, часто очень тяжелый и неудобный в манипулировании, точно роняющий чай на скатерть и блюдца и норовящий не выливать из себя чай аккуратной предсказуемой струйкой, а извергать его резкими неожиданными порциями.

Во-вторых, по мере использования чайные сервизы, очень быстро теряют свой изначальный лоск и начинают смущать или даже раздражать остатками былой красоты. Особенно если в одном сервизе присутствуют предметы более «запользованные» и менее «запользованные» — потому что в этом случае наиболее симпатично выглядят наименее полезные штуковины, а это противно вдвойне. Очень часто именно «для сохранности» чайный сервиз переводится из повседневного пользования в пользование торжественное — убирается под стекло, откуда наблюдает с немым укором за каждым чаепитием, которое проходит без его участия и, конечно, снова и снова раздражает своей относительной бесполезностью.

В-третьих, сервиз имеет свойство биться. Причем не весь сразу (что было бы, конечно, разорительно — но очень эффектно), а по частям. Предметы сервиза выходят из строя по одному, без системы, в самый неожиданный момент, издавая при этом огорчительный звон и как-то очень по подлому. Например, очень любят биться крышки и носики чайников, без которых чайник часто даже можно использовать — но какая от этого радость? Или вот ещё блюдце отдельно от чашки разобьется. Тоже никакой потери функциональности — но представьте себе на минутку: у пятерых за столом чашки с блюдцами, а у одного — без блюдца. Это хуже, чем без штанов за столом сидеть. Я уже не говорю о трагедии первого разбитого предмета, до которой весь сервиз целехонький и сверкает, а после которой он уже вовсе и не сервиз — какой может быть сервиз с отбитой ручкой у одной из чашек!

Вот. У чайных сервизов, конечно, есть и достоинства. Во-первых, это идеальный товар. Сервиз очень выгоден для торговли, потому что позволяет в нагрузку к нужным человеку вещам продать ему кучу вещей ненужных. Чем часто пользуются неправильные фарфоровые торговцы (правильные предоставляют покупателю возможность купить каждую вещь по отдельности, вплоть до блюдца — это очень удобно). Во-вторых, сервиз, как сущность зомбирующая, часто является очень удачным подарком. Этому подарку получатель почти всегда рад, причем рад достаточно продолжительное время — постижение истинной сути сервиза начинается уже, как правило, после торжества. Даритель успеет добежать до канадской границы. Кстати, все наверняка знают, что во времена молодости наших родителей ни одна свадьба не обходилась без дареного сервиза. Мне приходилось даже слышать истории о сервизах, которые несколько раз передаривали — по законам жанра они, в конце концов, должны были возвращаться к первому дарителю, но жизнь редко выстраивает столь красивые сюжеты.

В общем, достоинства у сервизов есть, только странные. А недостатков куча. Появляясь в доме у любителя чая сервиз начинает жить своей собственной жизнью, полностью подчиняя себе все мысли и поступки чаемана. Противостоять влиянию сервиза можно только двумя способами.

Способ первый прост и бесхитростен — сервизы просто не нужно покупать. Без подготовки не купить чайный сервиз очень трудно, поэтому часть романтической и безденежной молодости можно посвятить тренировкам. Например, гуляя с девушкой по городу, можно каждый раз заходить в фарфоровый магазин (без денег) и внимательно рассматривать все сервизы, прикидывая, какой из них наилучшим образом подойдет для сопровождения совместного проживания. Такая подготовка притупляет действие сервиза, но у нее есть один недостаток — сервизы могут оказаться сильнее. Желание приобрести их станет всепоглощающим, на первые заработанные деньги молодая пара непременно купит сервиз или два — и все, пропали люди.

Хитрецы и мудрецы покупают сервизы — ибо потакание своим маленьким слабостям защищает от превращения их в большие. Но покупают они сервизы не просто так. Уже оплачивая покупку, эти люди прикидывают, как начнут сервиз бить, постепенно приводя его к совершенному состоянию. Совершенный сервиз состоит из одного-двух предметов, полностью лишенных зловещей сервизной ауры и становящихся на удивление милыми, красивыми и удобными вещами. А ещё у них появляется история. Сервировав чайный стол остатками разбитых сервизов, можно долго развлекать гостей рассказами о том, как и при каких обстоятельствах каждый конкретный сервиз был побежден.

Конечно, существует и третий, комбинированный метод борьбы с сервизами. Его можно использовать для красивого ошеломления красавец-продавщиц из фарфоровых магазинов. Способ этот состоит в том, чтобы приобрести сервиз целиком, отобрать из него пару-тройку предметов, а все остальные часть красивым жестом смахнуть на пол со словами «вообще-то мне нужен только чайник и чайная пара». Сброшенные на пол фарфорки, конечно, разобьются не все — сохранившиеся нужно выбрать и со словами «девушка, приходите сегодня вечером ко мне — мы добьем их вместе», удалиться.

Если девушка не придет, добить сервиз можно и в одиночестве.

P. S. Теперь шутки в сторону. Сервировка чайного стола разномастными предметами не то что не запрещена этикетом — напротив, до всячески поощряется. Особенно если собраны действительно вещи «с историей». Мало того, если чайник достался в наследство от бабушки, сахарница куплена в антикварном магазине в Париже, пирожковые тарелки — на блошином рынке в Лондоне, а чайные пары изготовлены по спецзаказу отличным керамистом, то такая сервировка сделает честь любому любителю чая. Потому что докажет его желание заниматься чаем, тратить на него время, деньги и усилия, а не покупать готовые сервизы и больше не заморачиваться. Хороший чай редко обходится без заморочек.

Источник : Денис Шумаков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *