parallax background

Гайвани и гунфу. Современное в чае

Пара слов об экспозиции и экстракции
20.11.2018
Введение в Ча Ци
20.11.2018
В погоне за мастерством, которое является сутью гунфу, важно понимать все аспекты своего заваривания на экспериментальном уровне, тестировать, проверять то, что будет работать для вас. Когда вы это делаете, вы улучшаете свое понимание методов заваривания, свои отношения с чаем и чайной посудой. Многие любители чая препятствуют своему прогрессу тем, что не проверяют свои собственные предположения. Без понимания откуда определенные виды чайной утвари появились и целей их использования вы повышаете шансы бездумного копирования того, что делают другие. Настоящее мастерство — это навык, которым мы становимся, это часть нас. Доказательство мастерства — в чашке.

За последние несколько десятилетий было изобретено много новых методов заваривания и видов чайной посуды. Некоторые из инноваций — это подлинные улучшения, другие пытаются быть уникальными стилистически или заполнить экономическую нишу. Некоторые методы заваривания — это послабление, которое в обмен на удобство и скорость даёт менее качественный чай. Для некоторых из нас это может быть приемлемый компромисс. Однако в гунфу «срезание углов» приводит к “срезанию” процесса обучения и самосовершенствования, что уже не так заманчиво.

Многие изменения и адаптации в заваривании и изобретении новых видов чайной утвари были сделаны людьми, которые не относятся к чаю, как к пути, которые не практикуют жизнь в чае. И некоторые из них даже не чайные люди, они были привлечены популярностью чайной посуды из других видов гончарного искусства, так как производство чайной утвари более доходное дело. Из-за всех этих причин популярные и кажущиеся незыблемыми виды чайной посуды должны быть оценены и проанализированы с практической и исторической точки зрения и также исследованы, чтобы убедиться, что они действительно подходят для заваривания вместо того, чтобы использовать их только потому, что другие так делают. Разве не следует так поступать со всеми вещами?

В этом месяце мы решили поговорить об одном из видов посуды для чая и предложить эксперимент для лучшего понимания. Речь идет о гайвани. Гайвань (蓋碗) буквально значит «чаша (чашка) с крышкой». На самом деле гайвань вовсе не новое изобретение, их использовали ещё в Цинскую династию (сотни лет). Новое заключается в том как сейчас используется гайвань — как сосуд для заваривания. Изначально гайвань, как и следует из её названия, это “чашка с крышкой” и использовалась она для того, чтобы пить из нее, также как мы пьем чай из чаш в нашей традиции. Сначала кладут листья, потом добавляют горячую воду. Блюдечко, которое, вероятно, появилось под влиянием Запада, нужно было потому что чашка была горячая. Поэтому тот, кто пил, держал чашку с помощью блюдца. Крышка сохраняла настой горячим и с её помощью можно было отодвигать листья ото рта, во время питья.

В Китае, когда люди пьют чай очень обыденно, иногда это называется «кухонные чаепития». В этом нет ничего плохого, не стоит думать об этом снисходительно. Это просто значит, что подход у таких людей не такой серьезный, как у практикующих чай (Chajin) или знатоков. Для последних мастерство и качество имеет значение. Гайвань использовалась в основном для будничного чаепития во время беседы, в чайных домах или театрах для того, чтобы потягивать чай во время просмотра представлений или на общественных мероприятиях. Листья клали в чашку, а воду подливали официанты, слуги или хозяин, проходя мимо с чайником, что было довольно удобно. Как видите, это не было «способом для заваривания” чая.

В 1980-х годах некоторые любители чая из Тайваня начали использовать гайвани как сосуды для заваривания и это веяние быстро распространилось. Сейчас практически в каждом магазине в Китае и на Тайване используется гайвань как емкость для заваривания. Вместо того, чтобы пить из неё, как из чаши, как изначально предполагалось, они держат крышку одним пальцем, а края остальными пальцами и выливают настой в чахай. Это часто объясняется тем, что гайвани делают из фарфора и вам нужна всего одна для всех видов чая, тогда как в пористом чайнике из исинской глины обычно заваривается только один определенный вид чая. Другие люди сообщают, что они используют гайвань потому что она «нейтральна» и они могут лучше оценить чай таким способом.

Мы часто интересуемся у этих людей: первое — знают ли они историю гайвани и второе — экспериментировали ли с нею и причины для использования гайвани — люди слышали и видели как это делают другие и просто копируют это? Что покажет эксперимент, если провести его с гайванью? Действительно ли это хороший сосуд для заваривания? Действительно ли он нейтрален? Для начала есть два способа подвергнуть гайвань эксперименту — материал и форма. Сравните фарфоровую гайвань и любое другое количество чайной утвари из глины. Мы предложили бы вам начать с с традиционного чайника для гунфу, сделанного из исинской фиолетовой глины. Эксперимент прост: положите по 3 грамма чая в гайвань и чайник и через одинаковое количество времени налейте чай в одинаковые чашки. Вам будет проще, если вы будете использовать чай, с которым хорошо знакомы, как и во всех гунфу-экспериментах, а также заварите его легче, чем обычно (меньше листьев). Иногда помогает держать по чашке в каждой руке и пить по очереди из одной и из другой, чтобы быстро и непосредственно сравнить настой. Какой мягче? Более текучий? Какой вы чувствуете аромат? А ощущения во рту?

Для эксперимента с формой вам потребуется фарфоровый чайник, в идеале сделанный той же компанией, что сделала вашу гайвань, чтобы материал был идентичен. Точно так же положите по 3 грамма чая в гайвань и чайник и через одинаковое количество времени налейте чай в одинаковые чашки. Ответьте на те же самые вопросы, на этот раз относительно формы гайвани и чайника.

Может быть в следующем месяце мы заглянем в записную книжку студента гунфу и посмотрим какие там есть заключения. И тогда вы сможете сравнить их со своими собственными…

Источник : http://globalteahut.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.