parallax background

Чайный дом на Мясницкой

Лучшие в мире чайные салоны
Лучшие в мире чайные салоны
11.06.2019
Маркировка на упаковках чая
Маркировка на упаковках чая
12.06.2019
Лучшие в мире чайные салоны
Лучшие в мире чайные салоны
11.06.2019
Маркировка на упаковках чая
Маркировка на упаковках чая
12.06.2019
Знаменитый дом на Мясницкой, построенный в 1890—1893 годах Р. И. Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» С.В. Перлова.

В конце XVIII века, когда родоначальник династии чайных королей, купец 2-й гильдии Алексей Перлов открыл в московских торговых рядах лавку по продаже чая, в Москве лишь немногие знали о том, что это за напиток. Более того, православная церковь в те времена проклинала «китайскую травку», считая ее так же, как табак и кофе, бесовским снадобьем. Но уже через полвека Россия закупала 360000 пудов чая в год,причем особенно пристрастились к нему москвичи. «В Москве много трактиров, — писал в 1845 году Виссарион Белинский, — и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах»...

Сергей Васильевич Перлов был представителем четвертого поколения известной купеческой династии Перловых, отпраздновавших 1-го января 1887 года столетний юбилей своей фирмы. Этот юбилей отмечала не только купеческая элита Москвы, но и простой народ, собравшийся на площади перед их домом на 1-й Мещанской улице. В этот же день всей семье Перловых было пожаловано потомственное дворянство.

«Чайная империя» Перловых к концу 90-х годов уже имела 130 фирменных магазинов по России и за рубежом, давала большой доход в казну и не скупилась пожертвованиями на нужды народа.В их родовом имении под Москвой — в Перловке — ими был возведен храм Донской Божьей Матери, организован театр. В столице на их средства содержались духовой оркестр и хор.

Род Перловых в купеческой среде был уважаем за энергичную деятельность, порядочность и благородство. Такую же характеристику снискал себе и владелец «чайного домика» на Мясницкой. О Сергее Васильевиче говорили, что «это был человек благородной души и светлого ума, отзывчивый на чужое горе, отличался цельностью характера, самостоятельностью, был тверд, но справедлив и честен в делах».

Чайный дом (Дом Перлова на Мясницкой, Чайный магазин Перлова) — жилой дом и чайный магазин, построенный в 1890—1893 годах Р. И. Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова. В 1896 г. переоформлен К. К. Гиппиусом в традиционном китайском стиле.

Участок под строительство дома для чайной торговли был куплен Сергеем Перловым на имя его жены - Анны Яковлевны - в 1875 году. До Перловых его владельцами были известные дворяне: Никон Волков, капитан Григорий Волконский, княжна М.Вяземская, генерал-майор Лев Измайлов. В 1891 году на этом месте архитектором Р. Клейном после сноса старых построек было начато строительство нового каменного трехэтажного дома в стиле позднего ренессанса.

Однако связь бизнеса Перловых с Востоком, в частности, с Китаем, побудили владельцев дома к переделке фасада в китайском стиле, что сделало его своеобразной и очень действенной рекламой. Кроме того, это было модно, так как именно в эти годы на смену классицизму, а затем и эклектике из Европы в Россию приходит новое архитектурное направление романтического историзма, с возвратом в эпоху готики, романского или древнерусского искусства, иногда в обращении к древней архитектуре Востока.

Работы для будущего "чайного домика" были поручены известному в архитектурной среде мастеру проектирования и декоративного оформления домов в национальном стиле К. Гиппиусу, который осуществил проект в 1895-1896 годах.

Обновленный фасад преобразился. Сочетание цветной штукатурки с многочисленными накладными керамическими деталями, сложенными в разнообразные китайские орнаменты по всем стенам, изменили внешний вид дома: он стал полихромным.

Немалую роль сыграли и отделочные скульптурные элементы. Все было доставлено из Китая. Но наиболее "китайским" вариантом оказалась двухярусная башенка "пагода", венчающая здание по центру фасада, а также сильно разработанный рельеф стены с выносными кровельками из черепицы.

В то время в Москве ожидали приезда важного китайского сановника, с которым многие московские купцы надеялись заключить выгодные сделки о поставке китайского чая. В надежде привлечь гостя к себе Перлов построил для него дом в стиле китайской пагоды, но тот остановился у другого купца в Мещанской слободе. Перлов, однако, в убытке не остался - его чайный магазин приобрел в Москве огромную известность. И по сей день здесь находится один из лучших чайных магазинов города.

Кованые ворота, ограда крыши и балконов явились элементами, завершающими архитектурный образ.

Над высокими витринами, в филенках синего цвета красными стилизованными буквами были размещены надписи: "Чай, сахар, кофе", в картуше над входом "Сергей Васильевич Перлов", "Главный магазин" и т.д.

Внутренний интерьер магазина на первом этаже оформлялся одновременно с фасадом. Сюда же были завезены фарфоровые китайские вазы, китайская скульптура и мебель, громадный напольный ковер работы китайских мастеров.

Архитектура. Карл Гиппиус

Карл Карлович Гиппиус родился в семье петербургского профессора химии в 1864 году. С детства имел два увлечения – биологию и зодчество, но всё же выбрал последнее в качестве основной профессии. В 25 лет он окончил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с Большой серебряной медалью, и поступил на работу к самому Роберту Клейну – одному из самых востребованных архитекторов конца XIX – начала XX века, построившему, в частности, здания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ЦУМа, Бородинского моста и других известных строений рубежа веков.

Трудолюбие и признание таланта коллегами позволили Гиппиусу получить первый большой заказ.

Клейн спроектировал новое здание особняка, на участке, ранее принадлежавшем Волконским и Вяземским, в духе позднего Ренессанса. Однако Перлов так и не решился реализовать этот фасад. Его занимала другая идея: как показать москвичам красоту китайских зданий, которыми он восхищался в многочисленных деловых поездках на Восток?сразу сделавший его знаменитым – проект отделки фасада и интерьера «китайского» чайного дома на улице Мясницкая в Москве. Здание было спроектировано Клейном по заказу семьи Перловых. Эта московская «чайная династия» к концу XIX века уже четыре поколения успешно торговала чаем, имела более 130 фирменных магазинов по России и за рубежом. Семья Перловых давала большой доход в казну и не скупилась пожертвованиями на нужды народа.

Столетний юбилей фирмы в 1887 году праздновался с размахом, были организованы народные гуляния перед домом Перловых. О Сергее Васильевиче Перлове говорили, что "это был человек благородной души и светлого ума, отзывчивый на чужое горе, отличался цельностью характера, самостоятельностью, был тверд, но справедлив и честен в делах". Именно таким был первый заказчик молодого Карла Гиппиуса.

Эта идея очень органично вписалась в общие настроения архитектуры рубежа веков. Именно на рубеже XIX – XX веков на смену классицизму и эклектике (в духе которой работал Клейн) постепенно стал приходить так называемый романтический историзм: новая переработка готики, романской архитектуры, древнерусского искусства, архитектурных традиций Востока.

Гиппиус с энтузиазмом взялся осуществлять идею Перлова и завершил работы за два года. В 1896 году (Гиппиусу 32, и он уже известный архитектор) на суд общественности был представлен готовый фасад и интерьер: многоцветная штукатурка, керамические детали, китайские орнаментальные узоры, рельеф стены с выносными кровлями из традиционной китайской черепицы, вершающая здание двухъярусная башенка… Масса декоративных деталей и отделочных материалов для фасада и интерьера была доставлена для этого дома прямо из Китая. А всё то, что Гиппиус мог нарисовать и воплотить сам, было богато украшено сложным растительным орнаментом. «Чайный дом» имел огромный успех. Лучшей рекламы своему делу Перлов вряд ли смог бы придумать: ведь многие приходили просто посмотреть на фасад и интерьер, а уходили обязательно с чаем.

Магазин на Мясницкой — пример бережного отношения к фамильным ценностям, он никогда не менял своего предназначения, а его внешний вид сегодня копирует здание 1896 года. Когда дом обветшал, фасад осыпался, а перекрытия прогнили, внучка основателя Чайного дома Жанна Киртбая создала ЗАО «Перловы и Ко» и отреставрировала здание.

Следующим крупным заказчиком Гиппиуса стала семья Бахрушиных, для которых в дореволюционные годы он построил более шести зданий (особняков и доходных домов). Самым известным из этих зданий является псевдоготический особняк А. А. Бахрушина на Зацепском валу, 12 (ныне Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина). К концу XIX века оформился собственный стиль Гиппиуса, похожий на бельгийский модерн. Но источником вдохновения для Гиппиуса послужила совсем не Бельгия, а собственный устойчивый интерес к биологии, не покидавший его с детства. Первым ярким образцом стиля Гиппиуса стал особняк в Староконюшенном переулке.

Хобби, так и не превратившееся в профессию, занимало большую часть жизни Гиппиуса. Он поддерживал (не только финансово) Московский зоопарк и был одним из самых известных и сведущих аквариумистов Москвы. В 1910 году он устроил в своём доме большой аквариум для посещения публики – это была дополнительная экспозиция Московского зоопарка. Также его занимала фотография, и он увлекался ею настолько серьёзно, что в 1910 году стал председателем Московского фотографического общества.

Именно хобби натуралиста-любителя, проявившееся в сотрудничестве с зоопарком, определило судьбу Гиппиуса в послереволюционные годы. Архитектор не захотел уезжать из страны, разделял романтические революционные идеи и надеялся, что революция принесёт прогресс. Руководство зоопарка после национализации его в 1919 году пригласило Гиппиуса штатным архитектором, и в дальнейшем основная его деятельность была связана с разработкой строений и созданием среды, максимально комфортной и приближенной к естественным условиям обитания зверей зоопарка. После присоединения к территории зоопарка Морозовского сада в 1925-27 годах Гиппиус спроектировал и построил основные сооружения новой территории - «Турью горку», Обезьянник, «Остров зверей», «Полярный мир». Несмотря на то, что эти сооружения перестраивались и дополнялись в связи с изменением численности обитателей зоопарка, общая планировка и архитектурная логика территории зоопарка до сих пор именно такая, какой видел её Гиппиус.

Двадцать последних лет жизни его были посвящены зоопарку. Так сошлись воедино два главных интереса его жизни: архитектура и биология. Гиппиус был бессменным главным архитектором зоопарка до дня своей кончины в 77 лет, на следующий день после начала Великой Отечественной войны.

Современная история магазина

Мы ценим свою историю и всеми силами поддерживаем имидж и дух тех времен, когда около прилавков нашего магазина шуршали поплиновые юбки дам и звенели шпоры кавалеров.

Поэтому в нашем магазине постоянно проводятся тематические встречи и мини-спектакли. Например, фестиваль "Золотая Маска" уже который год показывает представления у нас на территории магазина. Постоянные покупатели знают, что мы стараемся окружить каждого посетившего наш магазин на Мясницкой духом того времени.

Источник : https://chai-cofe.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *