Гунфухун — производство и географическая классификация
19.09.2020Техника Могакэ
20.09.2020Мастерские провинции были основаны выходцами из Кореи, переселенными в Японию во время последнего Корейского похода полководца и государственного деятеля Тоётоми Хидэёси в 1597 году. Наличие местных глин, пригодных для гончарства, вызвало появление целого ряда мастерских в первом десятилетии XVII века. В них производились изделия из фарфора, светлой и темной керамических масс. Наибольшую известность получила керамика сиро-сацума из светлой глины, близкая к фаянсу и применявшаяся как для создания пластики, крупных декоративных изделий, ваз и курильниц, так и для производства утвари для чайной церемонии, в основном – чаш.
Чаши тяван из тонкой керамической массы кремового цвета, покрытые прозрачной глазурью с мелким кракелюром, декорировались рельефом или надглазурной росписью. Изящные и нарядные изделия мастерских Кагосимы, Наэсирогавы и Татэно отвечали эстетическим предпочтениям чайных мастеров XVII-XVIII веков, когда так называемый “грубый стиль” церемонии (ваби-тя) сменился более светским “чаем даймё” (или сёин-тя, “чаем в гостиных”).
В XIX веке репертуар мастерских Сацумы расширяется за счет изделий для сэнтя. В Эрмитаже хранятся большие чайники с изящным декором надглазурной росписью и чашки юноми, декорированные росписью и рельефом. Эти предметы выполнены в традиционном стиле сиро-сацума: цвет и фактура глазурованного с кракелюрами керамического черепка играют основную декоративную роль и роспись не занимает всей поверхности изделия.
К ранним изделиям сацума для сэнтя относится эрмитажный миниатюрный чайник кюсу (фото 1). О том, что это ранний экземпляр, свидетельствуют несколько его отличительных черт: отсутствие росписи, декорирование резервом неглазурованного черепка с лаконичным рельефом, а также редкая, не нашедшая аналогий, форма. Отсутствие декора подглазурными или надглазурными красками говорит об ориентации ранней продукции провинции Сацума для сэнтя на континентальные образцы, в том числе – на фарфор мастерских Дэхуа (провинция Фуцзянь). Белые, часто декорированные рельефом, изделия Дэхуа издавна высоко ценились в Японии и вызывали подражания в мастерских Сацумы, такие, например, как сосуд с рельефным изображением цветущей сливы и птиц из коллекции Эрмитажа, чаша без рельефа работы Тин Токити XVII века и многочисленные керамические фигуры богини милосердия Каннон и бодхисаттвы Мондзю, интерпретирующие китайские образцы.
Работа корейских мастеров в провинции обусловила и появление подглазурных росписей кобальтом и железистыми пигментами. Белые изделия с утончённым декором подглазурными красками производились в Сацуме уже в XVII веке и предназначались в основном для внутреннего сацумского рынка. Два миниатюрных чайника с подглазурной росписью (фото 2 и 3) относятся именно к такой продукции. Несмотря на разницу форм, эти предметы близки по характеру декора: на фоне светлого керамического черепка и глазури с мелким кракелюром лёгкая роспись занимает лишь небольшую часть поверхности изделия, повторяя принципы классической дальневосточной живописи.
Считается, что надглазурные эмалевидные краски стали применять в Сацуме в середине XVII века под влиянием керамистов Киото, прежде всего – выдающегося Нономуры Нинсэя (раб.ок. 1660-1680), использовавшего при декорировании керамики плотные рельефные эмалевидные краски. Между провинциями Сацума и Киото существовали тесные торговые и культурные взаимоотношения. В то же время сведения об эмалевидных красках сацумские мастера могли получить благодаря связям с континентальными мастерскими и притоку мигрантов-керамистов. Для мастерских Киото и Сацумы было характерно нанесение надглазурного декора выпуклым рельефным слоем, как на чайнике с изображением журавля и черепахи (фото 3). В пользу сацумского происхождения этого чайника кюсу говорит наличие подглазурного декора, который был нанесен до первого обжига изделия.
После реставрации Мэйдзи в 1868 году мастерские Японии испытывали экономические трудности: класс самураев был расформирован, князья-даймё лишились политической и экономической власти и перестали поддерживать ранее престижное и экономически выгодное керамическое производство. Мастерские в провинции Сацума, прежде пользовавшиеся поддержкой семьи Симадзу, так же как и многие другие керамические предприятия, были вынуждены искать новые рынки сбыта своей продукции и новые формы, востребованные в обществе. Позднее, во время подавления Сацумского восстания 1877 года, многие мастерские и печи были разрушены, и в 80-90-ые годы для восстановления производства керамистам пришлось расширять репертуар за счет массовой продукции, в том числе и предметов для сэнтя.
В конце XIX – начале XX века в одной из самых известных сацумских мастерских, которой владел Тин Дзюкан XII, был создан набор для сэнтя из десяти миниатюрных чашек, чайника и сосуда юдзамаси (широкой чашки со сливом для охлаждения воды перед завариванием чая). Этот комплект отличается от традиционных изделий сацума и демонстрирует поиски новых декоративных решений. Предметы покрыты цветными глазурями по выгравированному орнаменту из арабесков. В розовой, жёлтой, зеленой, красной, синей и баклажановой глазурях резервом оставлены круглые медальоны, в которых – на фоне типичного сацумского светлого черепка – изображены растительные мотивы.
После 1868 года, с налаживанием широкого общеяпонского рынка и появлением крупных мастерских с разделением в них труда гончаров и художников по керамике, мастерские Сацумы начинают продавать недекорированное “бельё” в другие регионы страны – Киото, Осаку, Кобэ, Кутани и Иокогаму.
Изысканной декоративностью отличаются предметы, расписанные в Киото (так называемые изделия кё-сацума). В Осаке и Кобэ, расположенных близко к Киото, но более выгодно в плане транспорта и торговли, в 1880-ые годы открылось несколько мастерских, основанных художниками Киото. Из этих портов керамика “в стиле сацума“ вывозилась в том числе и на Запад, поэтому при изготовлении некоторой части продукции учитывались запросы европейского покупателя. Одним из самых известных мастеров этого региона в 1880-1890-х годах стал Кинкодзан Собэй VII из Киото. На его предприятии, одном из крупнейших в то время, было занято большое число художников, работавших в основном с привозными формами. Многие изделия мастерской сделаны на “белье” из Сацумы. Два чайника эрмитажной коллекции (фото 4 и 5) имеют оттиснутые в керамической массе марки “Кинкодзан”.
Поскольку марки могли быть поставлены только в том месте, где создавалась форма, можно предположить, что формы были заказаны в Сацуме и снабжены марками по поручению киотоского мастера. Стиль и качество исполнения декора двух чайников и идентичными марками заметно различаются, свидетельствуя о том, что в мастерских Кинкодзана работали художники разного уровня и с разными вкусовыми пристрастиями. Чайник оригинальной кольцевидной формы (фото 4) демонстрирует изящную роспись со свободно расположенными композициями, подчеркивающими декоративную роль самого черепка. Такая роспись характерна для произведений Сацумы и для ранних работ мастерских Киото.
Роспись другого маркированного сосуда (фото 5), гораздо более насыщенная, демонстрирует тяготение к так называемому “парчовому рисунку” (нисикидэ), игравшую основную роль в декоре экспортной продукции. Некоторые приемы “экспортного” декора применялись и в оформлении миниатюрных чайников.
Другой значительной мастерской региона Кансай* в 1890-х годах была мастерская Ябу Мэйдзана в Осаке. Этот художник-керамист, получивший образование и практический опыт в Киото, создал крупное производство с филиалами в Осаке м Кобэ. В этих же городах открыл собственные мастерские Ябу Сидзан, повторявший самые интересные находки керамистов Киото.
Чайник с изображением стайки летящих воробьев (фото 1) сочетает тонкий рельеф в виде листьев и веток бамбука с миниатюрной росписью. Приём сочетания рельефа с росписью надглазурными красками широко применялся мастерами Сацумы. Вероятно, подобные изделия послужили прототипами для росписи другим центрам, особенно в регионе Кансай, наиболее близком к провинции Сацума.
Мотив летящих плотной стайкой воробьев в росписи отличает продукцию мастерских Ябу Сидзана и Ябу Мэйдзана 1890-х годов. Также и происхождении эрмитажного чайника из Осаки или Кобэ свидетельствует полоса золотого орнамента на черном фоне. Как и роспись нисикидэ, геометрические или растительные тонкие золотые орнаменты на черном (или темно-синем) фоне характерны в основном для экспортных изделий.
Черты экспортного стиля видны и в декоре чайника на фото 2. Вся внешняя поверхность изделия покрыта коричневой глазурью с мелкобугристой поверхностью, напоминающей фактуру кожи ската (самэ-хада), которую создавали мастера провинции Сацума. Мастерские селения Рюмондзи в местечке Кадзики в Сацуме, известные керамикой с такой глазурью, просуществовали до конца XIX века, и утварь для листового чая входила в репертуар этих мастерских. В каталоге “Кюсу но мирёку” приведено изделие сацума конца периода Эдо – чайник кюсу с глазурью самэ-хада. Однако изделия такого типа в мастерских Сацумы никогда не декорировались золочением или росписью, как в случае с эрмитажным чайником.
Кроме золочения некоторых деталей чайника, на двух сторонах тулова белой эмалевидной краской изображены два дракона, свернувшихся кольцами, — роспись нанесена рельефно, плотным красочным слоем, фактура которого повторяет эффект “кожи ската”. Детали фигур подчеркнуты черной и красной эмалью, а также золотом. Такое рельефное нанесение эмали (прием мориагэ) широко использовалось в мастерских, работавших на европейский рынок. Особенно часто так декорировались изделия предприятий Иокогамы (иокогама-сацума), для этих же мастерских характерно изображение белого дракона (мотив, редко встречающийся до конца XIX века), украшавшее сервизы для экспорта в Европу и США. Вероятно, изделие сацума было приобретено частным покупателем или торговой фирмой и передано художникам для дополнения декора.
Судя по сравнительно небольшому количеству сохранившихся в музейных коллекциях сацумских кюсу, массового производства миниатюрных чайников в этой провинции ( в отличие от мастерских Банко) не бело. Однако в 1890-х годах они составляли значительную часть продукции, и некоторые изделия отправлялись для декорировки в другие керамические центры Японии.