Бай Цзи Гуань (Bai Ji Guan, 白鸡冠)
28.06.2020Цейлонский чай с плантации Nuwara Eliya (Нувара-Элия)
28.06.2020Кобори Энсю известен как знаток и ценитель утвари (отобранную и использованную им утварь впоследствии стали называть «тюко мэйбуцу»), в первую очередь керамики (часто встречаются упоминания «семи печей Энсю»), а также как создатель многих чайных комнат и садов. При нем оформился традиционный тип комнат «сёин тясицу», и установилась чайная традиция феодалов даймё.
Среди работ Кобори Энсю такие чайные комнаты, как «Миттан» в храме Рёкоин (национальное сокровище Японии), «Босэн» в храме Кохоан и Хассосэки в храме Контиин (последние 2 тясицу признаны важным культурным достоянием). Все вышеупомянутые чайные комнаты находятся в Киото.
И несколько историй о Кобори Энсю
***
Перед чайной встречей Кобори Энсю, поручив слугам убраться и подготовить чайную комнату к приходу гостей, ушел по делам. Вернувшись, он обнаружил, что сёдзи были переклеены и заменены новыми. Мастер разозлился и написал приглашенным гостям, что чайную встречу придется отложить из-за непредвиденных обстоятельств. Ведь именно благодаря сохранявшим аромат старины сёдзи в чайной комнате создавалась совершенно особая атмосфера, без которой мастеру не хотелось проводить действо.
***
Когда все хвалили Кобори Энсю, Догэн сказал, что в одном у этого чайного мастера, действительно, не было равных. Когда его спросили в чем, то он ответил:
«Даймё и купцы, доверяя глазу Кобори Энсю, готовы отдать любые деньги, лишь бы купить найденную им утварь. Сколько бы я ни хвалил утварь перед даймё, мало кто бросается сразу ее покупать. В этом мне до Кобори Энсю далеко».
***
Однажды Кобори Энсю посетил усадьбу даймё Маэда Тосицунэ. Посмотрев сад, он сказал, что, видимо, у его владельца слишком непритязательный вкус, большая искусственная гора и источник резали ему глаз. Услышав об этом, Тосицунэ приказал убрать недавно созданную гору, засыпать источник и оставил на их месте одни камни. Благодаря этому, из комнаты открылся вид на горы в отдалении. Даймё снова пригласил Кобори Энсю, и на этот раз чайный мастер не мог не восхититься преобразившимся чайным садом.
Эта история иллюстрирует мысль Кобори Энсю о том, что сад должен вписываться в окружающее пространство. Говорят, что идеал Энсю при создании садов, можно выразить строками: «Вечерняя луна и ночное море слегка проглядывают среди деревьев».
Кобори Энсю был выдающимся каллиграфом. Маэда Тосицунэ, как раз купивший свиток, якобы написанный известным поэтом Фудзивара Тэйка, пригласил Энсю, чтобы показать ему свою находку. Тосицунэ повесил свиток в нише, и когда Энсю пришел, стал с гордостью рассказывать о своем приобретении, ожидая похвал со стороны чайного мастера. Однако Энсю, смеясь, сказал, что этот свиток написан не Тэйка, а им самим, что сначала он ничего не говорил, подумав, что Тосицунэ в спешке перепутал свитки, однако хвалить свою собственную работу ему как-то неудобно. Тосицунэ оставалось только восхититься кистью Энсю.
Чайная комната Хассоан (八窓庵) в Саппоро (важное культурное наследие)
Точное время строительства чайной комнаты не известно, но ее появление связывают с чайным мастером Кобори Энсю. Изначально чайная комната находилась в префектуре Сига в храме Сюндзоин, но впоследствии она неоднократно меняла свое месторасположение. В 1919 г. она стала собственностью Мотида Кинъя, который и перенес ее в свои владения в Саппоро. Он также пристроил к ней комнату Самбун-ан и кухню «мидзуя». Затем в 1950 году чайная комната перешла в руки Нагасава Эйити, а в 1971 году была передана в дар администрации г.Саппоро и перенесена на нынешнее место в парк Накадзима коэн, на территорию Японского сада. В 1987 году главой чайной школы Энсю по имени Косин был также создан чайный сад «родзи». Чайная комната сильно пострадала из-за снегопадов в 2005 году, после чего ее реставрировали.
Название чайной комнаты – «Босэн» (忘筌).
Буквально название означает «забыть про вершу». Это выражение взято из китайского текста Чжуанцзы: «Рыба попала в вершу. Раз рыба поймана, забудь о верше. Заяц попал в капкан. Раз заяц пойман, забудь о капкане». Верша – это лишь приспособление для ловли рыбы, и после того, как цель достигнута, можно забыть о нем, ведь это было лишь одно из средств достижения цели.
Когда учишься чаю, приходится прибегать к самым разным средствам, но все это лишь не более, чем средства. Самое главное – не забывать при этом о самой цели.
Особенности чайной комнаты Хассоан
Внутреннее убранство выполнено в стиле Соан, характерном для чайных комнат и отличающемся простотой и непритязательностью. Это самая маленькая из комнат, созданных Кобори Энсю: здесь всего 2 классических татами и 1 даймэ-татами, составляющее 3/4 обычного татами. Пространство гостей и хозяина разделено столбом «накабасира» из красной сосны, таким образом создается особая атмосфера чайного действа.
Как и видно из названия («Хассо» переводится как «8 окон»), в комнате 8 окон: 3 окна «рэндзи» с бамбуковой решеткой, 4 окна «ситадзи» (фактически это часть стены, открывающая ее внутреннюю конструкцию) и 1 слуховое окно «цукиагэ». Несмотря на небольшие размеры чайной комнаты, благодаря свету, поступающему из восьми окон, создается ощущение открытости и широты пространства. Четыре окна освещают татами, на котором хозяин готовит чай, словно сцену, помогая сосредоточить внимание гостей на процессе приготовления чая.
Как и чайные комнаты Миттан в храме Рёкоин и Сёкинтэй в императорской вилле Кацура, это типичная для Энсю чайная комната с множеством окон.
Источник : http://info-japan.ru/