parallax background
«Страна тысячи холмов»
«Страна тысячи холмов» — чайная Руанда в объективе Тима Смита
12.06.2021
иран чай
Иран улучшит свои чайные плантации с помощью китайской технологии
14.06.2021
«Страна тысячи холмов»
«Страна тысячи холмов» — чайная Руанда в объективе Тима Смита
12.06.2021
иран чай
Иран улучшит свои чайные плантации с помощью китайской технологии
14.06.2021
Друзья, уже у нескольких человек – как любителей, так и тех, кто работает для этих любителей – мне попались посты, в которых собранные в начале февраля У Ню Цзао, Мэндин Гань Лу и т.д. названы предъясностными.

Ранневесенний Лун Цзин. Не обращайте внимания на цвет, смотрите на форму.

Предъясностный Лун Цзин. Не обращайте внимания на цвет, смотрите на форму.

Пожалуйста, не надо так.

Прекрасно, что вы уяснили важность Цинминцзе (清明节) – Праздника Чистоты и Ясности для чайной индустрии КНР. Эта дата – 4-5 апреля – действительно очень значимая веха на середине весеннего сезона. Но не весь чай, собранный до этой даты, в Китае называют предъясностным.

Вы ведь не называете события времён крещения Руси или татаро-монгольского ига «дореволюционными», хотя они были до Октябрьской революции. И первую неделю сентября вы не называете «предновогодней».

Вот и с Цинмином то же самое: минцянь (明前茶), то есть доцинминский, или предъясностный чай – это чай, собранный непосредственно (NB!) перед днём Цинмин и сельскохозяйственным сезоном «Чистота и ясность», с этого дня начинающимся (чуть подробнее о китайском делении года на двадцать четыре сезона можно узнать, например, здесь — https://magazeta.com/cards-24-seasons/ , https://ru.wikipedia.org/wiki/Китайский_календарь#Дел.. ). Обычно имеют в виду период с 21 марта по 4-5 апреля, и этот период совпадает с сезоном Чуньфэнь – «Весеннее равноденствие». Ещё такой чай иногда называют хоцянь (火前茶) – предогненный, это связано с историческим предшественником Цинминцзе – Ханьши (寒食), Праздником холодной пищи, когда на протяжении трёх дней воздерживались от разведения огня; в эпоху Тан Ханьши объединился с Цинминцзе, но он начинался немного раньше, а на Цинмин огонь зажигали вновь. Но это «книжная мудрость» — термин хоцянь можно встретить только в статьях о чае, но не на реальном чайном рынке.

Предъясностный Лун Цзин.

На взгляд западного человека было бы гораздо логичнее, если бы чай назывался по сезону, в течение которого он собран: в конце марта – Чуньфэнь Ча, а в середине апреля – Цинмин Ча. Но в этом случае самое красивое название досталось бы низкосортному чаю – ведь у большинства знаменитых сортов зелёного чая апрельский сбор значительно уступает мартовскому по качеству. В этом ли дело или в чём-то ином, я не знаю, но в Китае принят другой подход к терминологии, и период сбора чая называют, так сказать, по дедлайну – по тому сельскохозяйственному сезону, наступление которого означает окончание этого периода. И чай, собранный с 21 марта (но не раньше!) по 4-5 апреля – это минцянь, предъясностный чай, а чай, собранный с 5-6 апреля по 20 апреля – это юйцянь (雨前茶), преддождевой чай, потому что с 20 апреля начинается сезон Гуюй (谷雨) – «Хлебные дожди». Чай, собранный после этой даты, могут называть последождевым, но обычно он вообще не фигурирует в китайской периодизации весенних зелёных чаёв – к этому времени молодые побеги развиваются до такого состояния, что уже не годятся для высококлассного зелёного чая (разумеется, есть и исключения – например, Тайпин Хоу Куй и Люань Гуапянь, для которых нужно зрелое сырьё). Наступает время красных чаёв и улунов.

А для чая, собранного в начале марта, а уж тем более в феврале, есть другие названия. В широком смысле слова он, конечно, предъясностный, но в Китае его так, скорее всего, не назовут – и это правильно, потому что его свойства могут сильно отличаться от предъясностного в узком смысле слова чая, они даже внешне часто совсем не похожи. Вот и вы, пожалуйста, не называйте февральский и раннемартовский чай предъясностным – не надо придумывать систему терминов, несовместимую с китайской.

Есть термин шэцянь (社前茶), относящийся к чаю, собранному с 6 по 20 марта, в сезон Цзинчжэ (惊蛰) – «Пробуждение насекомых». Слово шэцянь сложно перевести, оно восходит к празднику Чуньшэ (春社), весеннему «дню рождения земли» (土地诞), или «дню жертвоприношения духу земли» (社日节), дата этого торжества в разные эпохи определялась разными способами, но нередко выпадала на середину марта. Но это тоже теория, а на практике этим выражением почти не пользуются, термин шэцянь в ходу разве что в Учжоу – так называют Любао раннего сбора.

Предъясностный Лун Цзин.

В Юньнани чай первого сбора могут называть тоучунь (头春茶) – «глава, или вершина весны», а самые-самые первые порции, когда ещё не все ветви начали выпускать почки – тоуцай (头采茶), «верхушечный сбор». Но в других регионах эти термины встречаются редко.

Самым правильным будет называть февральский и раннемартовский чай просто цзаочунь (早春茶) – ранневесенний чай. В зависимости от сорта он может быть либо великолепным (Мэндин Гань Лу, Дунтин Би Ло Чунь), либо не менее достойным, чем более поздние версии, и по-своему интересным (Хуаншань Мао Фэн), либо слишком далёким от классического облика своего сорта, но радующим свежестью (Лун Цзин, Чжу Е Цин). Есть даже чай, для которого этот сезон официально является единственным – Ибинь Цзао Ча, о котором мы недавно писали: https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_19702 .

Но всё это – отдельная, особая история. А настоящий предъясностный чай именно сейчас начали собирать. Только надо понимать, что кондиции чайного сырья зависят и от региона, и от погоды. В году с очень ранней и тёплой весной (как сейчас) чай, сделанный в первой половине марта, может оказаться похожим по своим характеристикам на предъясностный. И наоборот – если весна поздняя, холодная, то качество предъясностного чая может оказаться не таким уж выдающимся, а раннего преддождевого – не таким уж посредственным. И, в целом, чёткое деление на минцянь и юйцянь с указанными выше сроками характерно для Аньхоя, Чжэцзяна, Цзянсу и т.п. В Сычуани и Юньнани весна наступает раньше, а в Шаньдуне и Ганьсу – позже.

1 Comment

  1. Сроки очень критичны в урожае весеннего зеленого чая, так как появляющиеся листики ежедневно меняют форму, требуя постоянной корректировки в стилях сбора и обработки. Каждый чаепроизводящий регион изготавливает чаи, которыми он (регион) и уникален, искусные сборщики и обработчики листа в каждой чайной деревне именно в этот сезон работают над видом листа, чтобы сделать его несколько отличным от того, что будет изготовлено в течение года. Для тех, кто еще следует традиционным методам, размер листа является определяющим, для того, какой чай будет сделан из каждодневного урожая. Как и при производстве любого вручную изготовленного продукта, каждая свежесобранная и обработанная партия чая индивидуальна, нюансы открываются через руки создателей и, в конечном счете, способствуют получению удовольствию от заваренного чая. Чай, что был сделан вчера, будет отличаться от того, что был сделан несколькими днями ранее в этот сезон, и чай, изготовленный одним производителем, будет слегка отличаться от того, что сделал его сосед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *