Немного об Эньши Юй Лу, Фу Си Гун Я и хубэйских улунах
05.06.2020Немного о циндаоских зелёных чаях
07.06.2020Чтобы у спрашивающего возникла более-менее полная картина, говорить надо много, и из сказанного будет услышана только небольшая часть, понята – ещё меньшая часть, правильно понята – ещё меньшая, причём даже не угадаешь, какая именно. Поэтому из полной картины нужно вырвать какой-то кусок, фрагмент и дать его. Но ни один кусок меня, как правило, не устраивает. Когда я всё же выбираю меньшее из всех возможных зол и выдаю его, мне грустно оттого, что добра я дать не в состоянии. А когда после этого осчастливленный вопрошающий уходит со словами «Теперь я всё понял, огромное спасибо», мне больно. «Всё»?! Это было не всё, пойми это! От этого кусочка к целому, частью которого он является, тянутся, как нервы или кровеносные сосуды, многочисленные «но…». Вот что я хотел бы передать – эти «но…»! А вместо этого люди хватают крошечный кусочек правды, обрывают эти нити и ставят кусочек на то место, куда стоило бы поставить целое. Да ещё стараются не трогать его после этого, не выращивать целое из кусочка, им приятно любоваться одним этим кусочком, очень уж он красиво стоит.
Недавно к нам обратилась одна знакомая. Она напоила своего друга хорошим чаем, он проникся и теперь хочет «изучать чайные церемонии» и лучше разобраться в теме. Она не готова играть роль чайного учителя и спрашивает, как лучше учиться новичку, который не знает совсем ничего, полная tabula rasa, при этом он достаточно умён, но читать длинные тексты не любит, а предпочитает подходить ко всему с практической точки зрения. Что ему можно посоветовать, какие источники?
Правда ведь, очень естественный вопрос? Понятный. Логичный. Но как на него ответить? Верных ответов нет, потому что все ответы верные.Если исходить из того, что желание этого новичка нужно выполнить, дать ему то, что он хочет, то, очевидно, его состоянию и его запросу соответствует какая-нибудь чайная школа базового уровня, особенно если выбрать такую, где есть большой практический блок, потому что в первую очередь, как сказала знакомая, её друг хочет научиться хорошо заваривать чай. Тут, конечно, можно было бы порассуждать о том, что по-настоящему хорошо заваривать чай можно тогда, когда понимаешь его природу, и без теории в этом деле, увы, никак... Но это едва ли уместно – понятно, что для начала надо хотя бы не портить чай, потому что если портить чай неумелым обращением, то и удовольствия никакого не получишь, и ничему не научишься. Так что какая-то стартовая инструкция, наверно, нужна, только надо подчеркнуть, что инструкция – не догма, что «правильных» способов заваривания чая не счесть, что очень важно самому экспериментировать, меняя то один параметр, то другой, то все сразу, наблюдать и делать выводы, эт цетера, эт цетера.
Проблема в том, что нет чайной школы, которую я мог бы порекомендовать. Я, конечно, знаю только о небольшой части ныне существующих курсов чайной теории и практики – их сейчас просто немыслимое количество, не ведёт чайные школы только такой ленивый, как мы. Но те, которые знаю, с чистой совестью посоветовать не могу. Было бы прекрасно, если бы существовали курсы, где грамотно, доступно и с объективных позиций излагалась бы самая основная информация об истории чайной культуры, чайной ботанике, географии, биохимии, технологии плюс основные принципы обращения с чаем – и не было бы при этом ничего лишнего. Но, к сожалению, многие чайные школы сильно идеологизированы, в качестве обязательного дополнения к чайной «матчасти» новичкам впариваются те или иные мировоззренческие концепции и прививается взгляд на чай под одним определённым углом. Где-то заявляют, что чай непременно нужно рассматривать в контексте китайской культуры и традиционной китайской медицины, буддизма, даосизма, системы У-Син и ещё чёрт-те чего, сплошной ex orienta lux – и это ещё не худший вариант. Где-то проповедуют очень странно понимаемый ЗОЖ, беспощадную борьбу за трезвость, «экологичность» (ничего общего с экологией как наукой не имеющую) и «органичность», веганство и ГМО-фобию, а от этого совсем недалеко до гомеопатии и антиваксерства. Где-то ударяются в мистицизм и оккультизм, эзотерику и «духовный рост», «состояния» и «энергии», медитации и цигун. Если бы я оставил комментарии открытыми, вполне возможно, кто-нибудь поинтересовался бы, что же в этом плохого. А что плохого в уроках религии в младших классах общеобразовательных школ? Некоторые считают, что ничего.
Даже если нет никакой откровенно идеологической лапши, это ещё не означает объективности. Общаясь с новичками, многие чайные гуру так перемешивают факты с личными мнениями и оценками, что их из этого винегрета не выковыряешь. У одного заводской чай всегда лучше фермерского, потому что в его картине мира только на заводах есть технологи и контроль качества, а у его соседа, наоборот, крестьянский чай всегда лучше заводского, потому что заводы – это коммерция, а крестьяне – это бессребренники, живущие чистой мечтой о великолепном чае, святые люди практически…
На многое можно было бы закрыть глаза, если бы матчасть при этом излагалась мало-мальски грамотно. Но куда там! Покажите мне чайную школу, где говорят о том, что гамма-аминомасляная кислота образуется при декарбоксилировании глутаминовой кислоты, из чего и вытекает технология производства ГАБА-чаёв: нужны активные ферменты и анаэробная среда, чтобы декарбоксилирование преобладало над окислением. Это элементарные вещи, можно сказать, уровень википедии, но говорит ли об этом хоть кто-нибудь? Нет, это никого не интересует. Но при этом ученикам почти наверняка скажут о том, что ГАБА-чай вызывает особые состояния – и это при том, что ГАМК не вызывает никаких особых состояний даже в дозах, в сотни раз превышающих её содержание в ГАБА-чаях. Покажите мне чайные школы, в которых просто, ясно и твёрдо говорят: чай делится на шесть видов в зависимости от технологии обработки чайного листа. Есть такие? Если и есть, то как исключение. Гораздо вероятнее попасть в школу, где скажут, что чай делится на виды по степени ферментации – а потом приходится выбивать эту чушь из каждой головы по отдельности, раз за разом. Есть школы, создатели и руководители которых половину названий сортов чая пишут с ошибками! Вроде не самая важная вещь в жизни, но как такую школу можно порекомендовать кому бы то ни было?
А уровень чая? Одна из функций чайных школ – знакомить с образцовым чаем, задавать стандарты. Выпускник базовой чайной школы должен знать, как выглядит Сиху Лун Цзин, Дунтин Би Ло Чунь, настоящий утёсный чай, приличный Дун Дин и так далее, как они пахнут, каковы они на вкус, всё это он должен попробовать на занятиях – а иначе зачем они, спрашивается, нужны? Но что он будет знать, если чайный проект, под эгидой которого действует школа, в принципе не занимается таким чаем, а занимается только дешёвыми аналогами, иногда настолько низкокачественными, что мы бы и на кухне пить такое не стали? Если чай с ценой 1000-2000 руб/100г в российской рознице считается выдающимся и высококлассным, то чему в таком месте могут научить? Ничему хорошему.
К счастью, в наше время необходимости в чайных школах нет. Помогают они или мешают – это дискутабельно, но необходимости в них нет, потому что информации о чае полным-полно. Мы потому и перестали вести наш «чайный детсад», что необходимость в нём окончательно исчезла, всё и так в свободном доступе, и кто хочет, тот сам со временем разберётся, а с теми, кто не настолько хочет, и с теми, кому жалко времени, нам работать неинтересно. С нашей точки зрения, имеет смысл персональное обучение в формате диалога или коучинга, а стандартные курсы базовых лекций – бессмысленны. Не девяностые на дворе, чай.
И люди прекрасно это понимают, и просьба посоветовать источники – это, конечно, не «а-а-а, где же найти информацию?», а «информации так много, где самая лучшая?» Но с информацией о чае всё точно так же, как с самим чаем: нет никакого толку в том, чтобы кто-то сказал вам, какой чай – хороший, и где его лучше брать. Толк будет тогда, когда вы попробуете много разного чая и поймёте, какой чай хорош для вас. То же и с информацией. Тем более что нет ни экзаменов, ни дедлайнов, вам не требуется овладеть определённым объёмом знаний к определённому сроку. Вы можете позволить себе строить здание своих знаний о чае не спеша и перестраивать его по мере надобности.
Поэтому ответ на вопрос «какими источниками информации о чае лучше пользоваться начинающим?», который так и просится на язык - да какими угодно! Да, они не равноценны, есть качественная информация, а есть жуткая бредятина, но путь в этом море информации не получится построить по чужим подсказкам. И не от того, хорошие вам источники попадутся первыми или плохие, зависит то, куда вы приплывёте. Результат зависит только от того, сколько сил, времени, ума и страсти вы вложите в своё образование. Если и есть правда, то вот она, более правдивой правды я не знаю. Жаль, что начинающим обычно не нужна такая правда.
Это вполне естественно – искать какую-то систему, костяк, правильно сконструированные полочки, на которые потом можно будет складывать все приобретаемые знания и опыт. Во многом именно для этого люди ищут хороший источник информации, или школу, или книгу – почему-то некоторые до сих пор верят, что им поможет именно книга. Но время для систематизации знаний невозможно упустить, за это можно взяться когда угодно, и не опоздаешь. А вот что легко упустить, так это возможность посмотреть ясным, чистым взором, на который ещё не легла координатная сетка какой-нибудь школы, посмотреть непредвзято. Любые системные знания ограничивают, ставят фильтры, задают направление, и я бы посоветовал начинающим погулять хотя бы немного по миру чая без направлений, без указателей, без компаса и гугл-мапс, берясь за что попало случайным образом, читая о чае понемногу там и сям, выстраивая свои личные отношения с чаем, один на один, без учителей и проводников, создавая свою уникальную чайную историю, своё неповторимое приключение.
Я уже рассказывал, как будущая хозяйка первого воронежского чайного клуба, когда у неё возникла идея открыть клуб, обратилась к старшим товарищам в Москве за советом. И вместо конкретных указаний и предостережений ей сказали: «У вас есть, где пить чай? Есть, с кем его пить? Вот и пейте – год, два, три. Рано или поздно вы поймёте, что надо делать».
По-моему, это лучший из всех возможных советов. И к чайному образованию он подходит ничуть не хуже, чем к открытию чайного, как сейчас говорят, пространства. У вас есть, что почитать о чае? Есть, что послушать и посмотреть о чае? Вот и читайте, слушайте и смотрите – месяц, полгода, год, пять лет. Рано или поздно вы поймёте, чему вы хотите учиться, зачем, у кого и как.
Источник : Самая домашняя чайная "Сова и Панда"