Китайский черный чай Кимун
04.11.2020Чэнь Цзун Мао – единственный* академик в сфере чая: советы и рекомендации
06.11.2020Из всех моих путешествий в Юннань, это последнее стало самым просветляющим по многим причинам: я имел честь присутствовать на фабрике Чанг Тай, встретиться с другими ценителями чая и посмотреть на их производство. Но все это меркнет в сравнении с возможностью посетить Юннань вместе с одним из самых значимых чайных учителей в моей жизни. Чанг Таю не могло повезти больше. В мире есть не много людей, которые пили больше Красной и Синей Марок, чем господин Чжоу Ю, посвятивший тридцать лет жизни коллекционированию чая.
Для Чжоу Ю эта возможность не была связана с бизнесом. Он отнесся к процессу очень серьезно, взяв с собой образцы Марок, чтобы пробовать их снова и сравнивать с заметками, которые он сделал десятилетия назад, когда купил свои первые кейки Марок всего за 30 долларов США. Чжоу Ю – легендарная фигура в мире тайваньского чая, основатель национальной исторической достопримечательности – чайного дома Вистерия, а также чайный учитель и коллекционер пуэра с огромным опытом и знаниями.
Когда мы летели в Юннань, Чжоу Ю сказал мне, что он не стал бы делать купаж для этих чаев только ради бизнеса. Если бы он понял, что не может повторить суть и ощущения от Марок, то он бы просто сделал новый продукт без ложных ассоциаций. В итоге, его честность проявилась не только на словах, так как, несмотря на то что Чанг Тай ожидал от него целую линейку кейков, Чжоу Ю сделал только два – Красную и Синию Марки стандартной категории качества.
Чжоу Ю говорит, что выпустить тот же чай, что и 50 лет назад невозможно по нескольким причинам. Все мастера купажа тех времен уже умерли, и никто на 100% не знает, откуда бралось оригинальное сырье, хотя и существуют распространенные версии. Во-вторых, так как сейчас чаи уже полностью созрели, то невозможно определить, какими они были на вкус в молодости. Чжоу Ю, тем не менее, имел возможность попробовать оригиналы, когда Марки были еще в достаточно ранней фазе. Он говорит, например, что Красная марка была очень вяжущей, настолько, что многие ценители пуэра того времени избегали ее. «Более того, мир тогда, включая и Юннань, был совсем другим», — говорит он улыбаясь, — «Люди были честнее, земля меньше загрязнена, а деревья были здоровее… органические и естественные сады». Можно задаться вопросом, есть ли тогда вообще смысл повторить те шедевры. Чжо Ю похлопал меня по руке и сказал, что он не собирается что-либо копировать, а скорее сделать что-то заново, основываясь на своем опыте.
Это напомнило мне художественную традицию использовать работы мастеров прошлого, чтобы обучать современных учеников. Многие художники и скульпторы востока и запада прошли через периоды обучения, когда они подражали стилю и навыкам тех, кто были прежде них. И я не могу удержаться, чтобы не представить, как некая чайная фабрика еще через 50 лет будет нанимать нового эксперта, чтобы повторить легендарные «Красный и Синий кейки Чжою Ю».
Если бы даже 30 лет коллекционирования Красной и Синей марок, и наличие самой большой в наши дни коллекции, не были достаточными для того, чтобы Чжо Ю выполнил свою задачу, то последние сомнения были бы полностью развеяны, когда мы увидели бы его рядом с пуэрным сырьем. В первый вечер, когда мы только вернулись из поездки в горы Сишуаньбанны, владелец Чанг Тая, господин Лей Гуан Юэ пил чай с нами в его офисе. Он принес молодой кейк и Чжоу Ю поменялся с ним местами, чтобы он мог заварить этот чай. После второй чашки Чжоу Ю сказал: «Неплохо, похоже на вкус на весеннее сырье из Булани…, но есть что-то еще…». Лицо господина Лей просияло. Действительно, мы пили 2007 И Чанг Хао, купаж для которого делал известный блендер из Гонконга, который кстати и приобрел всю партию еще до того, как она была выставлена на продажу. Господин Лей воскликнул: «Удивительно… просто удивительно! Это 90% Булани и 10% сырье из ИУ». Чжоу Ю отмахнулся от комплимента и просто ответил: «А… я знал, что это ИУ». Господин Лей отметил, что он определенно нанял правильного человека. Он все еще приговаривал «удивительно», когда провожал нас час спустя.
За несколько следующих дней, что мы провели в купажной комнате, пробуя сотни видов сырья со всей Юннани, Чжо Ю столько раз проявлял свою «удивительную» чувствительность, что это стало чем-то обычным. Он иногда делал всего один глоток, а иногда только вдыхал аромат сухого листа, чтобы правильно назвать регион и сезон сбора. Он и известный тайваньский фермер Чоу Сянь Пэн вели много разговоров о влажности весеннего чая, о дождях и даже туманах, и не только в смысле прогнозов погоды и поездок на фермы, но в смысле того, как эти факторы влияли на чаи, которые они пробовали. Было интересно наблюдать, как Чжо Ю энергично берется за каждую новую чашку, и за его наблюдениями и проницательностью – неважно сколько бы рядов чая перед ним ни стояло. Многие из его замечаний были понятны и мне, если я пил чай во второй раз и очень внимательно, пропустив некоторые моменты в первый раз. Лично я был ошеломлен огромным количеством образцов, убеждаясь в своем подозрении, что мне еще предстоит долгое путешествие в мире пуэра.
В итоге, мир снова украшен кейками Красной и Синей марки, которые не идентичны оригинальным и не пытаются их скопировать, по крайней мере, по мнению мастера, сделавшего их. И все же, я не могу удержаться и не заметить, что эти кейки связаны с оригиналами чем-то большим, чем просто маркетинговая уловка. Трудно сказать, похожи ли новые кейки на оригиналы Марок, когда те были молодыми, и возможно, это всего лишь вопрос субъективных мнений. Тем не менее, наблюдая страсть, силу духа и знание, с которыми эти кейки были изготовлены, я не имею ни малейшего сомнения в том, что я бы хотел иметь эти кейки в моей коллекции. Я также уверен в том, что их ждет хорошее будущее. Трудно сказать, будут ли оригиналы доступны через еще 50 лет для сравнения. Однако, я уверен, что эти чаи также войдут в историю. Я думаю, все люди, присутствующие там, от работников фабрики до репортеров с Тайваня, чувствовали, что Чжо Ю творит историю на наших глазах.