О японской чайной церемонии
21.09.2020Стиль Орибэ в японской керамике
22.09.2020Более того, роспись на фарфоровых изделиях, завозимых в Европу голландскими купцами в XVI—XVII вв., многократно копировалась в европейской керамике и стимулировала фантазию французских и голландских живописцев эпохи рококо. О распространении восточного, в частности японского, фарфора в качестве раритета свидетельствуют его изображения на голландских натюрмортах XIII в. (В.Калф, Б.Ван Дер Меер и др.)1.
По ряду причин, прежде всего из-за строгих ограничений на иностранную торговлю, введенных правительством Токугава, количество японского экспортного фарфора было значительно меньше китайского, а в глазах европейцев он часто стилистически сливался с китайским. Хотя керамическое производство Японии действительно складывалось, испытывая сильное влияние китайских и корейских аналогов, к концу XVI в. японским мастерам удалось отразить в своих произведениях специфику национальной японской культуры и наделить художественную керамику Японии своеобразием и неповторимостью.
Подъем в развитии японского гончарства XVI—XVII вв. был обусловлен главным образом политическими и экономическими изменениями, происшедшими в стране в течение этих двух столетий. В это время страна переходит на новую систему землепользования. Теперь владельцами огромных земельных наделов становятся представители верхушки военного сословия — князья-дайме. Практически независимые от центральной власти, они были чрезвычайно заинтересованы в увеличении собственных доходов за счет развития экономической базы своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они начали поощрять возникновение новых ремесел и совершенствование старых, расширение торговли, строительство кораблей для каботажного плавания и экспедиций в другие страны.
В условиях многолетней междоусобной войны дайме вынуждены были укреплять резиденции и содержать собственные многочисленные вооруженные отряды. Вассалы дайме — самураи-дружинники, как правило, жившие вокруг замка своего господина, вместе с ремесленниками и торговцами составили население первых призамковых городов. Так как самураям было запрещено заниматься сельским хозяйством, единственной их обязанностью стала служба сеньору. Освобожденные от тяжкого труда самураи получили возможность заниматься живописью и литературой. А после объединения страны Тоетоми Хидэеси наступил период безраздельного господства военной аристократии. Со времен кровавой борьбы за власть психология второго сословия сильно изменилась. Некогда презираемая культура хэйанской знати стала казаться все более привлекательной и достойной уважения.Уже в начальный период эпохи Кэйче (1596—1615) в Японии огромной популярностью пользовалась корейская керамика «пучхон», более известная под японским названием «мисима». Керамические сосуды «пучхон» часто делались асимметричной формы; поверхность довольно грубого черепка полностью или частично покрывалась ангобом. Изделие декорировалось при помощи штампов белыми мелкими узорами, обычно растительных мотивов, и зеленоватой глазурью. В более поздних сосудах рисунки исполнялись в эскизной манере, близкой к каллиграфической росписи. Эти сосуды чрезвычайно ценились мастерами чайной церемонии.
Так как в Японии подобная керамика не производилась, специалисты считают, что вторжение японских войск под предводительством Тоетоми Хидэеси в Корею в конце XVI в. было вызвано не только морским торговым соперничеством с Китаем. Японцы ко всему прочему стремились к созданию на своей территории производства высокохудожественного фарфора, используя вкус и опыт корейских мастеров. Японо-корейские войны этого периода еще называют «керамическими войнами». Благодаря слиянию местных гончарных традиций с мастерством корейских гончаров, которых могущественные дайме острова Кюсю вывезли во время войны из Кореи и поселили в своих владениях, остров Кюсю в XVI в. стал центром керамического производства Японии.
Например, из источников известно, что живший на острове корейский гончар Пал Сан, которого из военных походов привез князь Нагасима Курода, основал здесь производство керамики «Такатори»; гончар Ли Сам Пэй построил знаменитые печи «Арита», а в 1616 г. обнаружил глину, пригодную для производства фарфора, и создал первый японский фарфор. В районе Навасиро (провинция Сацума) в 1618 г. корейский мастер Пак Пхен Чи находит светлую глину, подходящую для изготовления произведений типа фаянса. В 1630 г. он и несколько японских гончаров строят здесь печи; Навасиро становится вторым после Киото крупнейшим центром по производству фаянса.
Однако не только корейские мастера своим умением принесли славу керамике мастерских острова Кюсю — таких как «Арита», «Сацума», «Карацу», «Такатори». Среди выдающихся японских гончаров — знаменитый Сакаида Какиемон, работавший в мастерских «Арита».
Во второй четверти XVII в. он добился крупных успехов в подглазурной росписи фарфора. Его именем был даже назван один из видов фарфора «Имари». Таким образом, в керамических изделиях мастерских Кюсю отразился своеобразный синтез культур двух стран — Кореи и Японии, что позволило создать неповторимые по колориту произведения.Каждая из названных мастерских имеет свои отличительные особенности, свою «изюминку». В этой статье мы остановимся подробнее на истории и особенностях керамических изделий трех мастерских: «Карацу», «Имари» и «Сацума».
По сравнению с другими странами Дальнего Востока производство глазурованной керамики в Японии началось довольно поздно. До XVI в. количество мастерских, изготовлявших подобную керамику, было весьма незначительным. Но уже в то время в это число входили печи, располагавшиеся в деревне Хакухата района Тосехо (современная префектура Сага). Именно отсюда начинается история керамики «Карацу».
В истории производства изделий этой керамики ученые выделяют три этапа:
- 1. Период Северной и Южной династий (1334—1392)2;
- 2. Середина периода Муромачи (1392—1561);
- 3. Последние годы периода Мамоема (1568—1614).
Особенный интерес представляют изделия, созданные в последний период. Как уже отмечалось, в результате военных походов Тоетоми Хидэеси в Корею в конце XVI в. На остров Кюсю было завезено большое количество пленных корейских гончаров. Часть из них была поселена на территории современных префектур Сага и Нагасаки. Это способствовало дальнейшему совершенствованию керамики местных мастерских.
Свое имя керамика получила по названию порта Карацу, через который изделия экспортировались в близлежащие страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Кроме того, к началу XVII в. художественная керамика «Карацу» вывозилась почти во все районы Японии. Постепенно «Карацу» так же, как и «Сэто»3, стало именем нарицательным. После того, как в Сага были обнаружены месторождения каолина, в мастерских «Карацу» возникло производство фарфора.
В наши дни в префектуре Сага и Нагасаки найдено более двухсот печей «Старого Карацу». Хотя выпускаемые изделия имели много общего, у керамики каждой мастерской были свои особенности, так как использовались только местные глины. Исходя из свойств глины, гончар выбирал соответствующий способ обжига и глазуровки.
В основном глины различаются по трем критериям: по процентному содержанию окиси железа, песка и легкости обработки.
Если подвергнуть одной и той же обработке глины двух разных сортов, то получатся изделия с разным цветом глазури, а, следовательно, разная керамика.
К примеру, в мастерских «Карацу» и «Сюкубу» форма печей абсолютно индентична, в декоре используются практически одни и те же образы, однако за счет свойств глины керамика приобретает индивидуальность. Так что в старину мастера попадалиопределенную зависимость от сырья, и нередки были случаи, когда гончары вместе с необходимым инвентарем кочевали в поисках подходящей глины4.
Для производства изделий типа «Карацу» характерны глины, которые отвечают следующим четырем условиям:
- 1. Пластичность (глина должна легко поддаваться обработке при формовке сосуда).
- 2. Глина должна выдерживать определенный температурный режим обжига — 1270 градусов. Иначе сосуд либо невозможно обжечь до необходимой степени прочности, либо во время обжига форма сосуда разрушается.
- 3. Определенное содержание в глине окиси железа. При черезмерно большом количестве окиси железа сосуд при обжиге принимает черный оттенок, а глазурь тускнеет.
- 4. Низкий коэффициент сжимаемости. При обжиге любая глина в той или иной степени усыхает (сжимается). Поэтому во избежание нарушения формы сосуда предпочтительна глина с наименьшим коэффициентом сжимаемости5.
Среди глин «Старого Карацу» больше всех этим условиям соответствовала керамическая глина, которую добывали в местечке Ки-сидакэ, расположенном в 10 км от порта Карацу.
Когда в начале XVII в. началась «эпоха клановых печей» и часть продукции стала изготовляться на продажу, возникла необходимость в большом количестве фарфоровых глин. После длительных поисков месторождения подходящей глины были обнаружены в местечке Касаджи района Нахата города Имари. При поисках этой глины мастера ориентировались на корейские аналоги.
В XVI в. глина в мастерских «Карацу» использовалась практически в естественном виде (после предварительного размельчения) без какой-либо специальной обработки, так что небольшие камешки были не редкостью в керамике «Карацу».начала XVII в. добываемая в горах глина уже подвергалась более тщательной обработке. Сначала помещалась в специальные погреба, расположенные под мастерскими. Когда как она высыхала, ее толкли в ступе (видимо, вручную, так как упоминаний о каких-либо устройствах типа «караусу»6 нет); полученный порошок несколько раз просеивали через сито, чтобы удалить оставшиеся камушки и сор.
Мастерские «Старого Карацу» применяли глину одного вида. Примеров смеси, составленной из глин нескольких сортов, в керамике начала XVI в. практически не встречается. Только после того как от сёгуната поступил заказ на изготовление керамики, копирующей «Корейскую чашу»7, мастера начали смешивать глины нескольких сортов, чтобы добиться большего схожества с корейским фарфором.
Формы изделий «Карацу» создавались на традиционном типе ножного гончарного станка — «Кэрукоро». Окончательная обработка осуществлялась специальной лопаточкой и рукой.
Обычно мастера «Карацу» использовали технику «татакиде». Сперва делалась основа изделия, затем кольцевидными полосками формовались стены сосуда. Отделка стенок и формы достигались легкими ударами по внутренней и внешней поверхности специальными инструментами, первоначально завезенными на Кюсю из Кореи. Руками формовалось горло сосуда и прорезалось дно.
После этого на сосуд по сырому тесту наносился рисунок. В изделиях «Карацу» применялось несколько способов нанесения узора на черепок сосуда до покрытия его глазурью. Автор альбома «Карацу» Накасато Тароэмон насчитывает пять видов декора: под-глазурная роспись, штамп, гравировка, каолиновый декор, двухцветная роспись. Кратко опишем особенности каждого декора.
1. Наиболее распространенный вид декора — подглазурная роспись. На необоженный сосуд наносился рисунок, который затем покрывали глазурью.
2. Штамп обычно изготовлялся из бумаги и окрашивался определенными красителями — окисью железа или каолина. Так достигалась возможность повторения одного и того же рисунка несколько раз.
3. Гравировка — рисунок наносился по сырому тесту с помощью бамбуковой палочки или лопаточки, сделанной из редьки или моркови. Углубления заполнялись медным или железно-песочным красителем. В качестве узора использовался несложный геометрический орнамент.
4. Каолиновый декор — заимствован японскими гончарами из корейской керамики. Сосуд, сделанный из глины, богатой окисью железа, а потому при обжиге принимающий темный окрас, покрывали каолином, чтобы придать желаемый белый цвет. Для этого вида декора японские мастера изобрели ряд традиционных инструментов декора — щеток и гребней.
5. Двухцветная роспись — рисунок наносился на высохший черепок щеткой, на которую накладывалось два красителя: зеленый и коричневый. Иногда для раскраски брали кисти, сделанные из шерсти рыжей японской собаки. Так рисовали сосну, сливу, бамбук и горные пейзажи.
Особым видом декора керамики «Карацу» являлись неровности и кажущиеся изъяны на поверхности керамических изделий. «Карацу» отличалась тяжелыми формами и явной небрежностью исполнения и на первый взгляд могла показаться низкосортной и простой. Но именно эти изделия создавались под влиянием дзэн-буддийской концепции о красоте в простом и обыденном8.
Автор работы «Старая керамика острова Кюсю» Нагатаке Такеси выделяет три типа глазурей в изделиях керамики «Карацу»:
1. Пепельная глазурь. Готовилась из древесной золы. Деревья буковой породы шли на растопку практически в каждом доме, так что недостатка в сырье не было. Пепельная глазурь применялась как в одноцветных, так и в декоративных изделиях. После обжига она остается сравнительно прозрачной и дает два разных оттенка: желтовато-коричневый (обжиг при избытке кислорода) и светло-зеленый (обжиг при недостатке кислорода).
2. Беловатые глазури. Создаются путем комбинирования в различных пропорциях кремневой кислоты в соломенных золах с полевым шпатом. На глазури возникали шероховато-пестрые эффекты — характерная особенность изделий «Карацу».
3. Черная глазурь — Теммоки. Получается за счет окиси железа в составе глазури. Ее цвет варьировался между черным, красновато-коричневым и коричневым; оттенок зависел от условий обжига9.
Ассортимент изделий «Карацу» был чрезвычайно широк, но основную часть составляли посуда и предметы чайной церемонии. Художественная керамика «Карацу» пользовалась большой популярностью у мастеров чайной церемонии. Ведь в асимметричнойформе, нарочитой грубости изделий, покрытых толстым слоем стекающей глазури, они видели подобие самой нетронутой природы.
Фарфор феодальной Японии в Европе часто называют «Старое Имари» или «Старая Япония» — по названию изделий, выпускаемых в провинции Хидзэн на северо-востоке острова Кюсю (современная префектура Нагасаки). Именно здесь в Японии был получен первый фарфор. Произошло это в мастерских, расположенных в деревне Арита, по одним сведениям в 1616 г., по другим — в 30—40-х годах XVII в. История свидетельствует, что корейский гончар Ли Сам Пэй, которого вместе с другими корейскими мастерами привез из военных походов дайме клана Набэсима, обнаружил в окрестности деревни Арита на холме Идзумияма глину, пригодную для производства фарфора. Первый фарфор, изготовленный им, представлял собой грубые изделия с голубым подглазурным декором. Лишь к середине XVII в. был получен фарфор достаточно высокого качества.
Разработка оптимального технологического процесса производства фарфора оказалась сложной и заняла много времени. Гончары Арита использовали не встречавшийся в других районах Японии кремне-земнистый материал (идзуми-яма — по названию горы, на которой он был обнаружен) без каких-либо дополнительных примесей. В его составе глинозем находился в весьма незначительных количествах — 12—19 %. В результате фарфоровая масса, обладая малой пластичностью,после обжига приобретала исключительную хрупкость. Работа с нею требовала от гончара огромного мастерства10.
Японские ученые классифицируют фарфоровые изделия Имари на три категории:
1. «Раннее Имари» (с 1617 по 1632 г.) — это имарийский фарфор периода зарождения. Довольно грубые изделия с голубой подглазурной росписью кобальтом.
2. «Красное Имари» — в его изделиях стали впервые употребляться цветные надглазурные росписи, преобладающим цветом в которых был красный.
Впервые произведения «Красного Имари» появились в эпоху Кансэй (1624—1644). Их автором считается Сакаида Какиемон — первый японский гончар, освоивший процесс создания цветных надглазурных росписей и тонкого белого фарфорового черепка. С его именем связан стиль надглазурной надписи — какиемондэ, характерный для «Красного Имари». Оформление фарфора в стиле какиемондэ выполнялось глазуревидными красителями: оранжево-красным, зеленым, желтым, фиолетовым, иногда с использованием подглазурного голубого, а также коричневым, черным, нередко золотым. Узоры какиемондэ представляли собой фактически живопись, занимавшую, как правило, не более трети поверхности изделия. Наиболее распространенными изображениями были медальоны с цветами, дракон, феникс, бамбук, слива, сосна, птицы, летящие над снопом, а также ромбовидные узоры11 . По распоряжению князя Набэсима технология изготовления надглазурных красителей держалась в строгом секрете. Несмотря на это, секрет сохранить не удалось. Уже в середине XVII в. на острове Хонсю, в провинции Kara, в мастерской, находившейся в деревне Кутани, стали изготовлять фарфоровые изделия с цветным декором, а в середине XVIII в. фарфоровое производство возникло в Киото.
На первом этапе «Красное Имари» производилось поштучно и являлось настоящим произведением искусства. Однако развитие рыночных отношений внутри страны и вывоз фарфора в Европу послужили толчком к началу серийного производства этого фарфора. Просуществовал этот вид имарийского фарфора более столетия. После того как его производство прекратилось, способ изготовления и стиль декора «Красного Имари» нашел отражение в более поздней разновидности имарийской фарфоровой посуды — «Старое Имари».
3. «Старое Имари» — изделия, выпущенные в мастерских Арита с начала XVII в. до начала XIX в. Этот фарфор более разнообразен.
Его можно разделить на две группы — изделия на экспорт и изделия для внутреннего рынка. Уже в 1646 г. в Нагасаки — единственном порту, где была разрешена торговля с иностранцами, открылся фарфоровый рынок, товары которого охотно скупались голландскими и китайскими купцами. Скоро новый рынок оказал заметное влияние на характер фарфоровой продукции — она стала изготовляться уже с учетом вкусов европейских потребителей; менялся и дизайн, добавились китайские и европейские элементы, в узорах появились западные цветы, голландские лодки и т.д. Декор этих изделий обычно выполнялся в стиле нисикидэ, что в переводе означает «парчовый». Нисикидэ представляет собой фарфор с росписью глазуревидными красителями: оранжево-красным, зеленым,черным, серо-фиолетовым, голубым и золотым.
Свое название декор получил в связи с тем, что многоцветная роспись покрывала сплошь всю поверхность изделия, причем ни один цвет не доминировал. Известно, что Имари-нисикидэ в значительном количестве копировались в Китае — там они назывались «китайские Имари». Ассортимент изделий, изготавливавшихся на рынок, был достаточно широк, большую его часть составляли чашки, тарелки и вазы для цветов. Изделия для внутреннего рынка отличались гораздо большим разнообразием и в декоре, и в ассортименте. В целом в мастерских Арита-Хидзэн для фарфоровых изделий «Старого Имари» использовались шесть видов живописного оформления: «сомэцукэ», «сансай», «госай», «нисикидэ», «какиемондэ» и «кинрандэ». С двумя из них мы уже познакомились, рассмотрим остальные четыре. «Сомэцукэ» — это японское название фарфора с росписью подглазурным кобальтом. На фарфоровых изделиях этого вида встречаются узоры из цветов, геометрические фигуры, фигурки людей, ландшафты, мифические животные, птицы, рыбы и т.д.
Еще один тип художественной росписи имарийского фарфора назывался «сансай», что означает трехцветный. Существуют две разновидности «сансая». Одна из них — роспись фарфора подглазурным кобальтом с легким фиолетовым оттенком и оранжево-красным над-глазурным красителем с прорисовкой золотом. Узоры покрывают всю поверхность изделия и состоят из разных цветов. Вторая разновидность «сансая» — роспись красными и зелеными надглазурными красителями. Узоры, как правило, состоят из изображений цветов, птиц и рыб.
Кроме трехцветного художественного оформления существует и пятицветное — «госай». «Госай» представляет собой фарфор с росписью глазуревидными красителями: оранжево-красным, зеленым, черным, желтым, серо-фиолетовым, голубым и золотым. Наиболее распространенные сюжеты — изображение цветов, растений и целые сложные композиции из них. При этом в центральной части тарелок и чаш нередко помещалось изображение корзины с цветами, композиции из символических сокровищ, т. е. изображения древних золотых монет, веток коралла и пр. Назывались эти изделия «Имари-госай». Одна из разновидностей «Имари-госай» — описанный выше «Имари-нисикидэ». Их отличие заключается в том, что в декоре «госай» узоры на поверхности изделия кладутся более разреженно, и один цвет бывает преобладающим.
Более редко встречался стиль художественного декора «кинран-дэ» — роспись по фарфору золотом. Он появился несколько позже, в начале XVIII в. Чаще всего золотом расписывали по красной глазурованной поверхности изделия. В качестве узора обычно использовались стилизованные растительные мотивы. Последний вид художественного оформления изделий Имари — «какиемондэ», дословно «декор стиля какиемон». Он значительно отличается от всех других видов декора, применявшихся в мастерских Арита-Хидзэн. В Европе в XVII—XVIII вв. изделия «какиемондэ» пользовались большой популярностью и спросом. Это привело к его копированию и воспроизведению на фарфоровых изделиях, изготовлявшихся в Европе и Китае.
Как многие элементы прикладного искусства Японии, изделия мастерских Арита сохранили свое своеобразие по сей день. Благодаря многообразию стилей и жанров имарийский фарфор был и остается предметом тщательного изучения и коллекционирования. Мастерские художественной керамики Сацума (современная префектура Кагосима) были основаны в начале XVII в. Так же, как и в Арита в Сацума, это произошло после того, как в 1598 г. в местных гончарных мастерских появились корейские мастера.
Первоначально это была простая красновато-коричневая керамика, покрытая полупрозрачной бесцветной глазурью со скупым прямолинейным узором, вырезанным по поверхности сосудов в виде бороздок, заполненных белой керамикой.
Эти изделия называют «Косацума» — «Старое Сацума». Крепкие и доброкачественные, они предназначались в основном для повседневного быта. Изделия «Косацума» японские исследователи относят к разряду «куромон» — «черной керамики». К «куромон» принадлежат все керамические изделия «Сацума», покрытые цветными глазурями. В противовес «куромон» существовал также и «сиромон» — белая керамика, т. е. керамические изделия из белой глины и покрытые белой глазурью.
Первые изделия белой керамики были изготовлены в Сацума корейскими мастерами из глины, которая специально была привезена из Кореи. Своей хрупкостью и изяществом они сразу же снискали популярность среди феодальной знати. Однако оказалось, что произвести подобную керамику из известных местных глин невозможно из-за слишком высокого содержания в них окиси железа.
На протяжении многих лет эта керамика производилась исключительно из импортной корейской глины. Естественно, что из-за издержек по доставке цена на изделия белой керамики была очень высокая, приобрести ее могли только состоятельные люди. Кроме того, при постоянной нехватке белой глины невозможно было произвести желаемое количество подобной керамики. Поэтому местным феодалом был издан приказ, разрешающий производство белой керамики только в печах, находящихся непосредственно под юрисдикцией князя Сацума. Пользоваться ею разрешалось только высшему сословью12.
Изящная, ничем не декорированная белая керамика высоко ценилась, наверное, еще и потому, что в Японии белый цвет традиционно олицетворяет чистоту и непорочность. С давних пор здесь существовало поверье, что белый цвет — это цвет святости и достоинства. Он сопутствует японцам и в горе, и в радости. Только в праздники он сочетается с красным, а в горе — с черным. Именно поэтому в Японии так чтут растения и животных белого цвета: белую лошадь, белый лотос, белую собаку, белого фазана, белую змею и т.д.
Спрос на белую керамику в несколько раз превышал предложение. Поэтому князь провинции Сацума приказал гончарам отыскать подходящую глину в пределах его владений. После продолжительных поисков удалось обнаружить белую керамическую глину около деревни Сэйгава уезда Ибусики. В печах Гокуро местечка Кадзимоку была произведена опытная партия белого «Сацума» из местной глины. Результат превзошел все ожидания: изделия ничем не уступали корейским аналогам. С тех пор производство белой керамики «Сацума» не испытывало недостатка в сырье.
Относительно времени появления в мастерских Сацума цветного фаянса с декором глазуревидными красителями мнения японских специалистов расходятся. Одни считают, что подобный декор встречался в 1675 г., но только на фаянсовых изделиях мастерских Рюмондзи и в очень ограниченном количестве. Другие — что он возник уже после того, как гончары Сацума в конце XVIII в. побывали в Киото и познакомились с производством цветных фаянсов. Автор альбома «Сацума» Окада Киичи считает, что фаянсовые изделия с художественными надглазурными росписями появились в конце XVII в., причем гончары Сацума взяли за основу способ изготовления цветных надглазурных красителей, полученных в мастерских Арита-Хидзэн, и на его основе создали собственный художественный стиль росписи. Об этом свидетельствуют и одинаковые названия художественных декоров, применявшихся в обеих мастерских — «нисикидэ» и «кинрандэ»13.
Однако «Сацума-кинрандэ» не копирует «Имари-кинрандэ». В отличие от последнего узор в «Сацума-кинрандэ» кладется не на красную, а на белую или бисквитного цвета краклированную глазурь. Кроме золота использовались глазуревидные красители зеленого, красного и черных цветов, хотя золото явно преобладало. В узоре превалировали изображения цветов и птиц, а также всевозможные геометрические орнаменты.
Чаша сделана в конце XVIII в. Диаметр — 12,5 см. Покрыта краклированной глазурью, расписана золотом и глазуревидными красителями: зеленым и красным. На внешней поверхности чаши идет полоска геометрического орнамента, по бокам — изображения мифических птиц и цветов. На внутренней поверхности также идет полоска со стилизованным геометрическим орнаментом — половинки солнца, геометрические фигуры. «Сацума-нисикидэ» — «парчовый сацума» в отличие от изделий имарийского фарфора, выполненных в этом стиле. Узор в «Сацума-нисикидэ» отнюдь не всегда покрывает всю поверхность изделия, иногда рисунок занимает весьма ограниченную поверхность. Использовались надглазурные красители — красного, зеленого, белого, коричневого и оранжево-желтого цветов с прорисовкой золотом. Часто встречались композиции с изображением цветов и птиц. Когда в Сацума были открыты залежи фаянсовой глины и производство Сиромон стало более доступно, гончары разных мастерских начали обращаться с петициями к князю с просьбой разрешить производить фарфоровую продукцию, а незнатному сословию — пользоваться ею. Дайме дал такое разрешение, но с одной оговоркой: только на пользование бракованной посудой. На ней ставилось специальное клеймо — «чидори» (два иероглифа, обозначающие птичку ржанку). По наличию или отсутствию подобной печати можно было определить, кому предназначалась изготовленная посуда. Однако позже печать начали ставить и на небракованной посуде — она превратилась в своеобразное клеймо мастерских Сацума. Кроме того, каждый мастер ставил еще и свое собственное клеймо — на внешней поверхности дна изделия14.
Ассортимент как изделий «Старого Сацума», так и фаянса был весьма разнообразен и мало отличался от ассортимента «Арита» и «Карацу» — включал повседневную посуду, предметы чайной церемонии, предметы быта и культа. В целом же фаянс Сацума не получил такого многопланового развития по форме, способам изготовления и видам декора в период XVI — XVII вв., как фарфор Имари. Одной из причин этого считается удаленное расположение провинции Сацума от основных торговых портов Кюсю — Нагасаки и Имари. Однако именно благодаря тому, что изделия Сацума не пришлось приспосабливать к условиям рыночной торговли, в них в большей степени смогла проявиться самобытность японских традиций и культуры.
Таким образом, XVI—XVII вв. стали поистине эпохой расцвета керамического искусства Японии. В это время создается фарфор, фаянс, осваиваются надглазурные красители,.роспись золотом и другие новые виды декора. Идет переход к многообразию и изощренности форм изделий. Упрощенную, тяжеловесную, традиционную керамику все больше теснит изящный и легкий фарфор. Эти трансформации происходят не только благодаря обогащению традиционной базы японского гончарства знаниями и опытом корейских мастеров, но и под влиянием перемен, происходивших в самом японском обществе, где начинает формироваться самосознание нового городского сословия.ПРИМЕЧАНИЯ
1) Николаева Н.С. Япония и Европа: Диалог в искусстве. М.,1997. С.66.
2) В 1259 г. император Гофукакуса удалился в монастырь Дзимейн, а в 1276 г. император Камэяма, покинув мир, поселился в буддийском храме секты Ситон-Дай- какудзи. Так в императорском доме возникли Северная ветвь (Дзимеинто) и Южная ветвь (Дайкакудзито). Время борьбы группировок внутри императорского дома за признание легитимности ее власти японские историки именуют периодом Севера и Юга династий. Для мастерских «Карацу» этот период характеризуется выпуском гру бой неглазурованной керамики.
3) Название знаменитой художественной керамики и фарфора, производимых на острове Кюсю.
4) Накасато Тароемон. Карацу. Токио, 1972.С. 64.
5) Там же. С.56.6) Караусу — устройство, используемое в центральных районах Японии для дробления глины. Представляет собой деревянную балку, в центральной части насаженную на опору. На одном конце закреплен шест с железным наконечником, другой выдолблен в виде лохани. Устанавливается на берегу водоема; по мере заполнения лохани водой железный перст подымается, как только лохань достигает земли, вода из нее выливается, лохань уменьшается в весе, и перст с силой падает на дно ступы с глиной, установленной под ним; таким образом происходит ее дробление.
7) Название корейской голубой пиалы грубой работы.
8) Нагатакэ Такэси. Кюсю котодзи (Древняя керамика острова Кюсю). Токио, 1963. С. 78.
9) Там же. С.81.
10) Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М.,1985. С.115.
11) Там же. С. 116.
12) Окада Киичи. Сацума. Токио, 1972. С.34.
13) Там же. С. 45.
14) Там же.