parallax background
Бидзэн: древние традиции японского гончарства
Бидзэн: древние традиции японского гончарства
07.02.2020
339 лет истории и современность чайных аукционов
339 лет истории и современность чайных аукционов
07.02.2020
Бидзэн: древние традиции японского гончарства
Бидзэн: древние традиции японского гончарства
07.02.2020
339 лет истории и современность чайных аукционов
339 лет истории и современность чайных аукционов
07.02.2020
Усаньди (吴三地) – небольшая чаеводческая деревня, расположенная в северо-западной части городского уезда Уишань. Она возникла в конце XVII века, когда трое братьев из рода У (название деревни и означает «земля трёх У») после поражения восстания У Саньгуя, спасаясь от гнева императорского двора Цин, решили остановиться здесь, в предгорьях пика Хуанган, у границы провинций Фуцзянь и Цзянси.

Пару слов стоит сказать об У Саньгуе, человеке, сыгравшем выдающуюся роль в китайской истории. Молодому и талантливому полководцу империи Мин ещё не было 30 лет, когда он возглавил крупнейшую армию в северном Китае. Однако он не смог спасти императора от повстанцев Ли Цзычэна – Пекин был сдан без боя, а император Чунчжэнь покончил с собой. По одной из версий, У Саньгуй первоначально был в сговоре с Ли Цзычэном, но внезапно вспыхнувшая страсть крестьянского вождя к любимой наложнице знатного военачальника расстроила их союз. Как бы то ни было, после взятия Пекина вся семья У Саньгуя была казнена, а Ли, самопровозглашённый основатель династии Шунь, двинул свои силы на север. И тогда У Саньгуй открыл ворота Великой китайской стены маньчжурам. Ли был разбит, пришельцы-северяне закрепились в столице – так началась эпоха Цин – а У Саньгуй, уничтожив остатки династии Мин и верных ей войск, получил от новых правителей Поднебесной титул вана, провинцию Юньнань и смежные с ней области Гуйчжоу. Там он правил почти три десятка лет, собирая силы, а в 1673 году поднял мятеж, призвав народ подняться на борьбу с «северными варварами». Первоначально ему сопутствовал успех, однако он не получил той поддержки, на которую рассчитывал – патриоты ненавидели его за предательство Мин. Это вкупе с рядом стратегических просчётов привело к поражению. У Саньгуй за полгода до смерти успел провозгласить себя первым императором династии Чжоу, но в 1681 году сопротивление его внука У Шифаня было окончательно сломлено.

Вот после этого-то трое братьев из рода У, едва не овладевшего Поднебесной, и нашли нетронутый уголок в горах У И и решили вести жизнь простых крестьян. Считается, что уже тогда чайный потенциал этих мест был оценён по достоинству, и чаеводство быстро стало основным занятием братьев У и их потомков. Сейчав в Усаньди насчитывается порядка 60 домохозяйств, 80% семей носят фамилию У, и все без исключения выращивают и собирают чай.

Сама деревня расположена на высоте 1200 м над уровнем моря, а чайные угодья – в интервале 800-1400 м. Чистый воздух, плодородные почвы, сложный ландшафт с глубокими оврагами и крутыми подъёмами, рассеянный свет и обилие облачных туманов создают прекрасные условия для чаеводства. Но главной особенностью Усаньди является большое количество старых дикорастущих кустов Шуйсяня. Не менее двух тысяч из них имеют возраст более ста лет.

Такие растения достигают высоты 4-6 м и более, толщина стволов у них 30-40 см и даже больше, стволы и ветви густо покрыты мхом, листья крупные, плотные, сочные. Их не обрезают, хотя сбор листьев с таких кустов – дело непростое, и не используют химикаты – фактически, они растут в нетронутой экосистеме (если не считать петляющих по кручам троп). Впрочем, террасные посадки в Усаньди, конечно же, тоже есть, не всякий Шуйсянь из этой деревни – дикорастущий лаоцун.

В старину жители Усаньди сами делали чай полного цикла, и почти всё лето деревню наполнял сногсшибательный аромат чая, проходящего прогрев на углях. Сейчас это, скорее, исключение – большинство крестьян делает маоча и продаёт его на заводы за пределами Усаньди. Причём говорят, что ими движет отнюдь не лень – нет, они очень любят свой чай и хотят, чтобы окончательный вид и вкус ему придали те, кто умеет делать хунбэй лучше, чем они. Есть и такие, кто просто собирает чайный лист и продаёт его, вообще не обрабатывая.

Для Лао Цун Шуйсяня из Усаньди характерны оттенки бамбуковых побегов и рисовых листьев в аромате, чистый и насыщенный, сладкий и мягкий вкус с нотами дерева и мха, долгая возвращающаяся сладость и выраженная «мелодия старых кустов». В узком смысле к настоящему утёсному чаю он не относится, поскольку Усаньди находится за пределами утёсного района. Однако в широком смысле слова его также называют утёсным чаем с обязательной добавкой слова «высокогорный». Есть мнение, что по сравнению с Чжэн Янь Лао Цун Шуйсянями он несколько более нежен и хуже хранится. И ещё он дешевле: цены на Шуйсянь со старых кустов из утёсного района обычно лежат в пределах от 2-3 тысяч юаней за цзинь (среднее качество) до 5-6 и выше (превосходное качество), а Усаньди Лао Цун Шуйсянь всё же не так обременителен для кошелька.

Известность чая из Усаньди медленно, но неуклонно растёт. Общине деревни не удалось защитить свои права на бренд «Усаньди», и чаеводы пошли другим путём. Больше десятка местных предприятий подали заявки на регистрацию индивидуальных торговых марок, таких как «然韵» Жань Юнь (Правильный и Изысканный), «幽乳» Ю Жу (Потаённое Молоко?), «源袍» Юань Пао (Одеяние Родника), «吴府茶院» У Фу Ча Юань (Чайный Дом Ю Фу) и др. Теоретически, эти марки могут встретиться вам в названиях чая.

Источник : https://vk.com/club47905050

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *