Товарищества «Губкин & Кузнецов» и «В. Высоцкий и Ко» — чаеторговые фирмы-конкуренты
31.10.2020Разноцветные сестры и братья от CNNP
02.11.2020Надо понимать, что названия типа Красная Печать/Красная Марка/Хун Инь, Зелёная Печать/Зелёная Марка/Люй Инь и т.п. могут означать самые разные вещи в зависимости от контекста. Примерно такая же история, как и с Да Хун Пао — у этого сочетания иероглифов как минимум четыре-пять разных значений, слабо связанных друг с другом. Только тут возможных значений, пожалуй, ещё больше.
В 1950-х и 1960-х гг. у чая, выпускаемого Юньнаньским отделением Китайской чайной корпорации, были типовые обложки, в центре которых был иероглиф «ча» (茶) в окружении восьми иероглифов «чжун» (中). Позже, начиная с 1970-х, такой же элемент был на пуэрных обложках CNNP, их дизайн был немного сложнее, но они тоже были типовыми, никакой информации о том, что это за рецепт, кто производитель и т.д., на них не было (она могла быть на упаковке туна и на ящике), и сейчас коллекционерам приходится выяснять это по нюансам полиграфии. Центральный «ча» мог быть красным, зелёным, синим или желтым. И когда говорят о «легендарной Красной Марке», то обычно имеют в виду чай 1950-х гг. с одноцветной обложкой с красными иероглифами. Сейчас это раритетный чай, и некоторые видят в нём эталонный образ традиционного пуэра, что едва ли объективно – ведь в те времена никто не ставил перед собой задачу создать нечто выдающееся и исключительное, пуэр не рассматривался в таком качестве, это был крайне простой чай. Для него не брали такое высококачественное сырьё, и не обрабатывали его так тщательно, как сейчас при производстве лимитированных партий высококлассных шэнов. Но небольшой спрос на пуэр и маленькие объёмы его производства полвека назад позволяют предположить, что его уровень качества, возможно, тогда был всё же выше, чем дешёвой, массовой пуэрной продукции в наше время.
В последние десятилетия, когда пуэр превратился из никому не интересного специфического регионального продукта в знаменитый, модный чай, многие производители пробовали представить своё видение этого «традиционного» и «легендарного» образа, нередко называя свои реплики в честь старой «Красной Марки» — в частности, есть известный вистериевский блин, созданный в 2000-х, дизайн обложки у него, разумеется, совершенно другой. Таким образом, второй вид «Красных Марок» — это чай, целенаправленно сделанный «по мотивам» оригинала 1950-х.
В то же время, в обложках старого дизайна выпускалось и продолжает выпускаться большое количество самого разного чая, как шэнов, так и шу, самого разного качества, начиная от совершенно непритязательных блинов буквально по 20-30 юаней. К легендам так называемой «эпохи шедевров» такой чай не имеет никакого отношения, кроме сходства обложек. Такой чай, разумеется, проходит стандартный контроль безопасности, но никакой уровень качества такая обложка, конечно же, не гарантирует — да и с какой, собственно, стати? На дизайн старых обложек Чжун Ча нет копирайта, его может использовать кто угодно.
В-четвёртых, есть вообще никак не связанные со всем этим линейки продуктов, которые могут называться красными, синими и т.д. марками либо официально, т.е. производителем (например, популярный бюджетный блин Хун Инь 2008 г. от Гуюнь Чуньсян), либо условно, продавцом: есть блин с зелёной обложкой — назовём его «зелёной печатью», есть похожий блин, но на обложке больше красного — назовём «красной печатью», то есть такие обозначения имеют смысл только внутри отдельно взятого магазина.
Людей, привыкших к бОльшей определенности и однозначности терминов (как, скажем, в винном мире), такое положение дел часто обескураживает. Но в нём есть и плюс: оно учит не привязываться к словам, названиям и т.д., а сосредотачиваться на чае как таковом.
Это вообще большая проблема: люди воспринимают названия, как некую константу, упуская из виду то, что за ними стоит. Например, вчера один человек поинтересовался, из сырья с какой разновидности чайного растения делают наш Цзинь Чжэнь Ван, а то с Да Цзинь Чжэнь он знаком, а с Цзинь Чжэнь Ван – нет. Но мэнхайский Цзинь Чжэнь Ван из нашего ассортимента – это и есть Дянь Хун Да Цзинь Чжэнь, просто слово «Да» опущено поставщиком, и добавлено «Ван» в качестве указания на высокое качество данного конкретного экземпляра. А человек не понимает этого и думает, что это разные сорта чая – названия-то отличаются!
И такие ситуации повторяются вновь и вновь до бесконечности. К большому сожалению, никакого лекарства от них, кроме опыта и сознательного отношения к чаю, нет.
Приведённое утверждение верно. Точнее, «один из самых знаменитых купажей» — это несколько субъективная оценка, а всё остальное бесспорно.
Давным-давно, до «парада суверенитетов» частных пуэрных фабрик, существовало лишь несколько крупных пуэрных заводов и, по сути, одна компания, занимающаяся реализацией их продукции в большом объёме — CNNP. В то время действовала четырёхзначная номенклатура, общая для этих заводов: первые две цифры – год создания рецепта, третья – сортность листа (по его размеру. Это важно понять! Это не характеристика уровня качества чая, а только размер листа), четвёртая – идентификатор производителя (1 – Куньминский завод, 2 – Мэнхайский, 3 – Сягуань и т.д.).
Надо понимать, что «рецепт» в данном контексте – это лишь общее описание технологии. Существенные изменения в технологии возникали далеко не каждый год, отсюда и возможность обозначить рецепт с помощью года его создания. Никакого конкретного вкуса рецепт не гарантирует, в разные годы чай с одним и тем же номером был разным. Не говоря уже о том, что, если речь о старом чае, то решающее влияние оказывают возраст и условия хранения. А не номерок. По сути, эти номера были нужны для того, чтобы упорядочить производство и торговлю в CNNP: например, 7542 немного дороже, чем 7572 того же года. Уже позже коллекционеры стали придавать им значение и отталкиваться от них – в основном, потому, что никакой другой информации о старом чае чаще всего нет, и даже почвы для этой информации нет. Ведь в 1970-х и 1980-х не было ни моносортового пуэра из разных локаций (за исключением кустарных деревенских чаёв), ни какого-то технологического разнообразия.
Позже, в конце 1990-х и начале 2000-х появились сотни частных производителей, торговая монополия также осталась в прошлом, государственный контроль за этой сферой не слишком силён, и единая система номенклатуры в таких условиях просто немыслима.
Некоторые производители используют четырёхзначные номера, но они совершенно не обязательно означают то же, что старые номера CNNP. В каждом отдельном случае нужно знать, какой смысл заложен в номере. Хотите – верьте, хотите – нет, но мне встречались попытки расшифровать Цзяньшэнь 8116 и Пувэнь 5568, исходя из общих старых правил. И тут не знаешь, смеяться или плакать. Получалось, что 8116 должен быть сделан из листа 1-го сорта, то есть близок к гунтину, чего, понятное дело, не наблюдается, а рецепт 5568 должен быть создан в 1955 году, за полтора десятка лет до начала трудов Цзоу Бинляна. Но авторов этого анализа это не смутило… Некоторые производители используют трёх-, пяти- или шестизначные номера.
Большинство прекрасно обходится без номеров.
Есть производители, которые присваивают своим продуктам старые номера CNNP, как правило, мэнхайские, но это ни к чему их не обязывает и ровным счётом ничего о чае с такой обложкой не говорит, это отчасти трибьют известному чаю прошедшей эпохи, отчасти маркетинг. Если молодая рок-группа назовёт свой альбом «A Hard Day’s Night», из этого не следует, что в его записи принял участие Пол Маккартни. И если перед нами пуэр какого-то современного завода, на котором написано «7542», то это не означает, что он как-то связан с Мэнхайским заводом, и даже лист там не обязательно 4-го сорта.
Таким образом, тридцать лет назад в четырёхзначных номерах действительно был заложен вышеуказанный смысл, хотя придавать этому большое значение не стоило и тогда. В наше же время эта номенклатура полностью перестала быть актуальной везде, кроме Да И (и части хайваньских и, возможно, небольшого числа сягуаньских продуктов). Для современных пуэров Да И она имеет сейчас реальное значение, для всех остальных – только историческое.
Но это очень выигрышная тема для чайных сайтов и пабликов, контент которых создаётся малограмотными продавцами для ещё менее образованных покупателей. «А вы знали, что цифры на обложке пуэра значат то-то и то-то … ?!?!» — и пожалуйста, пост готов, и читатели в восторге, им же такой важный секрет открыли. Так что с этим «откровением» мы будем регулярно встречаться ещё много лет. Это что-то важное в чайном рунете не вызывает интереса и не получает распространения, а всякая ерунда идёт на ура.
Источник : https://vk.com/club47905050