Улун (оолонг)
19.08.2018Цзинь Сюань, или Золотой Цветок, или 金萱茶
20.08.2018Каждый год инновационные технологии добираются до все новых продуктов, преподнося нам разнообразные полуфабрикаты быстрого приготовления, а люди продолжают спорить, нужно ли и безопасно ли это. Особняком в ряду таких благ цивилизации стоит изобретение, отметившее свое столетие. Изобретение, перевернувшее тысячелетние традиции, но не затронувшее ни самих свойств продукта, ни отношения к нему. Это изобретение – чайный пакетик.
Необыкновенный вкус чая, многообразие сортов, аромат и многочисленные целебные свойства завоевали множество поклонников в разных странах. Но в наше время беспрерывной спешки, к сожалению, далеко не всегда удается себя побаловать настоящей чайной церемонией, и все больше людей отдает предпочтение чаю из пакетиков.
Технологическая эволюция чая началась в XIX веке, когда англичане ввели в эксплуатацию чайные фабрики, и производство чая стало машинным. Это повлекло за собой бурное развитие новых способов превращения чайного листа в сырье для приготовления напитка.
Однако, первое существенное изменение произошло с чаем в 1904 году, и с фабриками было совсем не связано – в США появился пакетированный чай. И эта диковинка начала века в настоящее время постепенно вытесняет классический рассыпной чай и производится исключительно на автоматизированных линиях. 77% чая, потребляемого в Европе, – это именно чай в пакетиках. А в консервативной Англии – законодательнице чайной моды –чайные пакетики потребляют 93% населения.
А началось все так: В 1904 году американский коммерсант Томас Саливан впервые предложил необычный способ употребления чая. Он начал рассылать своим заказчикам партии различных сортов чая в шелковых мешочках. В каждом из мешочков было то количество чайных листьев, которое необходимо для заваривания одной кружки чая. Целью рассылок являлось отнюдь не желание упростить чайную церемонию. Это были пробники! То есть заказчики могли сравнить различные сорта чая, не покупая больших партий, и потом уже определиться с выбором.
Через несколько лет, во время первой мировой войны, чайная фирма в Дрездене Teekanne (Чайник) взяла на вооружение эту идею, видоизменила её, и стала организовывать поставки в армию в виде пакетиков из марли. Солдаты называли эти пакетики «чайные бомбы», из-за того, что при желании можно было в любой момент быстро выпить чашечку чая.
Обязанный своим появлением такой случайности, «чай в мешочках» сначала производился вручную. Лишь к 1929 году появились первые фабричные пакетики.
В двадцатых годах завариванием чая без заварного чайника заинтересовался американский инженер Фэй Осборн, служивший в компании, производившей разные сорта бумаги. Он подумал, что можно попробовать подыскать такой сорт, который окажется дешевле шелка, марли или газа и не будет обладать никаким собственным вкусом.
Однажды он обратил внимание на необычную тонкую, мягкую, но прочную бумагу, в которую упаковывались некоторые сорта сигар. Узнав, что этот сорт бумаги делают в Японии вручную из какого-то экзотического волокна, в 1926 году он решил изготовить такую же бумагу. Он перепробовал разные сорта тропической древесины, джут, сизаль, хлопчатник и даже волокна из листьев ананаса. Ничего не получалось. Наконец, он наткнулся на так называемую манильскую коноплю или, коротко, — манилу, из которой вьют морские канаты (на самом деле это растение не имеет никакого отношения к конопле, это родственник банана). Результат оказался многообещающим.
В 1929-31 годах Осборн испытывал разные химические составы, которые позволили бы сделать бумагу из манилы более пористой при той же прочности . Подобрав нужный метод, он еще несколько лет потратил на перевод своего лабораторного процесса, позволявшего делать отдельные листы, на большую машину, выпускающую целые рулоны бумаги. Тем временем матерчатые мешочки с заваркой уже укрепились на американском рынке. Делали их из марли, а о масштабах говорит цифра: в тридцатых годах на чай в США уходило ежегодно более семи миллионов метров марли. К весне 1934 года Осборн наладил изготовление чайной бумаги из манильского волокна на большой машине. Уже в 1935 году его бумага стала применяться также для упаковки мяса, столового серебра и электротехни ческих изделий. К концу тридцатых годов бумажные пакетики уже успешно конкурировали с марлевыми.
Но с началом второй мировой войны манила стала стратегическим сырьем (она растет лишь на Филиппинах), и власти США не только запретили тратить ее на чайные мешочки, но и реквизировали имевшиеся у Осборна запасы для нужд флота. Изобретатель не сдавался, он наладил «отстирывание» списанных манильских канатов от грязи и масла, а так как этого сырья не хватало, он ввел в свою бумагу добавки вискозы. Продолжая исследования, в 1942 году он получил новую, очень тонкую, но достаточно прочную бумагу без манильского волокна, а через два года нашел способ «склеивать» края мешочков горячим прессованием вместо сшивания нитками. Эти два достижения открыли чайным пакетикам широкую дорогу к столу. Но не меньше пол века заняло у чайных пакетиков, чтобы добраться в Великобританию. Из-за бумажного ярлычка на веревочке, прикрепленной к пакетику битанцы отнеслись с подозрением к амриканскому изобретению. Предназначенный для того, чтобы легко достать пакетик из чашки, он часто попадал в чашку и давал больше вкуса, чем сама чайная пыль в мешочке, жаловались они.
Британцам также не нравилось то, что американцы заваривали чай в чуть-теплой воде, а не в кипятке. Компания Джозефа Тетли, крупнейшие производители чая в Великобритании, ввели чайные пакетики в 1953 году и они были встречены без энтузиазма. В начале шестидисятых в Великобритании в пакетиках было продано менее 3 процентов чая. Но все изменилось в 1964, когда появились перфорированные пакетики. Сегодня Тетли продает 200 миллионов чайных пакетиков в неделю. В 1950 году та же фирма Teekanne предложила упаковывать чайные листья в специальные двухкамерные пакетики из тончайшей фильтровальной бумаги. При этом клей вообще не использовался. Это значительно улучшило вкус чая и чайные пакетики начали получать широкое распространение и постепенно завоевали популярность во всех странах, добравшись в 90-е годы прошлого века и до России. Сейчас применяют бумагу-фильтр, запатентованную американской фирмой Dexter в 1938 году. Ну, а сам чайный пакетик был запатентован только в 1952 году фирмой успешного производителя чая по фамилии Липтон.
Следует отметить, что существует одно преимущество, отличающее чай в пакетиках от обычного чая. В пакетики кладут, в основном, мельчайшие частички чайного листа, полученные при переработке. В основном это края листа. А в этой части растения особенно большая концентрация полезных веществ и аромата. Так что мнение о плохом качестве чая из пакетиков не всегда является верным. Сейчас пакетики с чаем применяют во всех странах, даже в Китае. Правда, только в гостиницах для европейцев. Сами китайцы все-таки придерживаются мнения, что спешка и чай – вещи несовместимые, потому как для них чай – не напиток, а традиция и искусство. Поэтому, оказавшись в Китае или Японии, не откажите себе в удовольствии побывать на настоящей чайной церемонии.
Источник : https://www.tea-terra.ru